6 мин.

Шота Арвеладзе: "Кто пойдет на Россию войной - самый большой дурак на свете"

"Вернулся за воспоминаниями"

- У вас карьера образцового счастливчика: штампуете голы везде, где играете. Многим казалось, что в Алкмаре у вас ничего не получится – мол, слишком скромный для больших достижений клуб.

- Это раньше он был скромным. Я пришел в АЗ полтора года назад, потому что там был ван Гал. Хотел работать с ним и у него учиться. Первый сезон выдался очень интересным. В новом команда у нас серьезно обновилась – пришли восемь новых игроков. Но мы играем в очень красивый футбол, это все отмечают. Осталась одна цель – Лига чемпионов. С нашей мудреной системой плей-офф пробиться туда не так просто. Но я уверен: со мной или без меня клуб туда вскоре попадет.

- Без вас? Не исключаете, что АЗ будет последней командой в вашей карьере?

- Не исключаю. Две недели назад мне исполнилось уже 34.

- И где планируете осесть, когда с футболом будет покончено?

- Скорее всего, в Тбилиси.

- Где сегодня ваш дом?

- В Амстердаме. Дорога до Алкмара занимает полчаса – Голландия ведь не только красивая, но и компактная страна. Хотя возвращался сюда не за красотами и удобством. Годы, которые провел в "Аяксе", оставили великолепные воспоминания. Вот за ними и вернулся. В Грузии бываю нечасто – только на официальных матчах сборной. На товарищеские уже не приезжаю. А просто так, без футбола, заглянуть туда не удается – слишком много времени отбирает сезон. "Ненавижу запах дыма"

- "Аякс" - далеко не единственное достояние Амстердама. Признайтесь: бывали когда-нибудь в кофешопе?

- Признаюсь: нет. Я даже сигарет не курю, не говоря уже о чем-то серьезнее. Ненавижу запах дыма. У меня даже в машине никто не курит – запрещаю. Так что умру здоровым.

- Всегда было любопытно: с учетом легализации легких наркотиков в чемпионате Голландии проводят допинг-контроль?

- Конечно! От того, что здесь дозволено, правила футбола не меняются. Не каждую неделю, но иногда допинг-пробы берут. Вот после матча с "Аяксом" у нас двух парней забрали.

- В том матче, кстати, у вас был необычный облик – с мушкетерскими усами. С чего это вдруг?

- Просто в феврале в Голландии была акция против рака, и меня попросили не сбривать усы. Я сдержал слово и весь февраль не притрагивался к ним бритвой. Сейчас на мушкетера уже не похож. "Грузия – слишком мала, чтобы мешать России"

- Когда в Москве началась гонения на грузин, вы тревожились за кого-то из близких?

- Мне было больно. В Москве у меня есть друзья, но, вроде бы, никому из них уезжать не пришлось. Все это очень глупо, и в России это знают.

- Как говорят в России, на то были причины: с Грузией мы больше не друзья.

- Странно. Вот у меня есть и русские друзья, и голландцы, и армяне. Я сам их выбрал. Нельзя выбрать родителей или братьев, друга ты выбираешь сам. Россия и Грузия давным-давно стали друзьями, а здесь решили разойтись. Россия - большая и сильная, все может, ведет мировую политику. Что может ей сделать такая маленькая страна, как Грузия?

- Например, позволить НАТО разместить базы на своей территории.

- И что? Кому это мешает? Даже если придет НАТО, то что-то случится? Они что, войну начнут? Того, кто начнет войну против России, я назову самым большим дураком на свете. А Грузия близка России и географически, и по духу. Она никогда не сделает ей подлость.

- Да мы-то, простые люди, в общем-то и не спорим

- Скажу так.  Я очень люблю Россию, ее культуру, язык, ее великих сынов. Мой сын родился в Амстердаме, прожил четыре года в Британии, сейчас вернулся в Нидерланды. Так вот, он учит русский – к нам специально приходит учительница. Не потому что язык ему необходим, а потому что он грузин и должен любить русскую культуру. Но даже при том, что я знаком с очень многими в России, если я вдруг сейчас попрошу паспорт вашей страны, мне его не дадут. А вот в Абхазии паспорта дают. А мне иногда даже визу в Россию не дают без приглашения. А если я просто хочу приехать в Москву или Питер с женой и посмотреть на ваши красоты? Это просто виза, а кому-то паспорт в рот засовывают. Люди, в том числе политики, это видят и начинают ругаться. Умных людей мало. Вот конфликты и случаются. "Быть похожими на "Барсу"

- Михаил Саакашвили дружит с ведущими грузинскими футболистами. Вы не исключение?

- Прежде чем он стал президентом, дважды бывал вместе с женой у меня дома, в Амстердаме. У него жена голландка. Поэтому во время визитов к ней на родину он не отказывался заглянуть ко мне. Сейчас он, конечно, не мой друг. Он мой президент, и я его очень уважаю. Все делают ошибки. Но он делает много, чтобы Грузия стала такой, какой мы хотим ее видеть. Вы бы все поняли, если бы увидели, как много изменилось за эти три года.

- Чем занимаются ваши братья, в свое время тоже игравшие в сборной Грузии?

- Реваз – вице-президент федерации футбола Грузии. Арчил – директор 35-й футбольной школы в Тбилиси, где выросли Кипиани, Гуцаев, Чивадзе и многие другие. Ну и еще маленькие бизнесы.

- Говорят, АЗ показывает сейчас в самый романтичный футбол в Европе. Согласитесь?

- Соглашусь с удовольствием.

- На кого из грандов, по-вашему, клуб похож?

- Мечтаю, чтобы мы были напоминали "Барселону". Правда, ван Гал не пытается сделать из нас вторую "Барсу". Потому что у него нет Ривалдо, Фигу или Роналдиньо. У него только Арвеладзе и еще несколько парней.

- Поработав с Ван Галом полтора года, вы поняли, за что его называют великим тренером?

- Понял. За то, как он читает соперника. Как объясняет каждому футболисту, что самое сильное в его игре, и как это использовать. Как убеждает, что командная игра превыше всего. Кроме того, он просто фанат атакующего футбола. Это всегда приятно. "В игре должен быть смысл"

- "Ньюкасл"-2007 – это…

- Непростой соперник в 1/8 финала Кубка УЕФА. Ничего больше сказать не могу – не знаю. Разве только, что у него отличный стадион и очень верные болельщики.

- Никогда не хотели поиграть в Англии?

- Не то чтобы хотел, но возможность была. В свое время звали в "Блэкберн" и "Фулхэм". Но я не решился поехать в команды, которые могут сначала сыграть хороший сезон, а потом вылететь.

- Получается, лучше быть в не самом сильном чемпионате, зато в клубе, который постоянно борется за медали?

- Нужно же видеть смысл в игре! Выйти на поле, отработать, получить деньги и ехать домой – это не для меня. Мне хочется побед. Во всех странах, где я играл: в Грузии, Турции, Голландии и Шотландии – с победами, к счастью, все было в порядке.

- Правда ли, что единственный клуб из России, который когда-либо вами интересовался, - самарские "Крылья"?

- Да. Тогда я играл еще в "Рейнджерс". Отказался, потому что это не та команда, которую я хотел для себя.

- А позови ведущие клубы России, тоже отказались бы?

- Не знаю. Ведь меня больше никуда не приглашали. Наверное, дело в том, что я играл в командах, откуда в Россию тогда еще не звали. В самом деле, тяжело было представить, что какой-то из российских клубов решит переманить меня из к себе из "Аякса".

- А вот один из лидеров нынешней сборной Грузии Малхаз Асатиани играет в России и отлично себя чувствует. Объясните: почему в сборной он играл нападающим, а в "Локомотиве" ушел в оборону?

- Семина надо спросить! Сделал из нашего лучшего нападающего либеро.

- Вы недовольны?

- Грузия недовольна! Нам налетчики нужны, а не летчики! (Смеется.) А вообще, пожелаю, чтобы у наших стран отношения были такими же, как у спортсменов – дружескими. Мы близкие народы. И я верю: придет время, когда мы будем вместе сидеть, кутить, петь и пить. Грузинское вино и русскую водку.Юрий ДУДЬ, "PROспорт" – специально для "Спорт сегодня"