3 мин.

2006-й, избранное. Неудачи

ФУТБОЛ

Слово «неудача» для скандала в российской премьер-лиге слишком уж мягкое. Куда лучше подойдет определение «провал». Началось-то все как раз с провалов – в обороне «Ростова», когда забивал Олич и мазал Дуду. Странная выездная победа армейцев с довеском в виде синяка под глазом Каньенды катализировала разбор полетов. Проблема договорных матчей обрастала фактурой как снежный ком. Минувшие события – судья Кулалаев, рука Акинфеева – пошли в дело задним числом, да и в четырех оставшихся турах зацепок хватало. Впрочем, указывать на абстрактные Владивосток или Томь, равно как и на абстрактного президента, не имеет смысла. Неудачей прежде всего следует признать поведение РФС и РФПЛ. «Наличие ряда проблем, касающихся не только судейства, но и в целом функционирования институтов, участвующих в проведении соревнований» стоит перевести как «все явки-пароли известны, но виновные не будут наказаны». Что лишь добавляет печальной уверенности в том, что многое, если не все, предрешено.

ХОККЕЙ

Великий в прошлом вратарь, а ныне депутат Владислав Третьяк возглавил российский хоккей в апреле, ознаменовав своим приходом конец изрядно надоевшей всем эпохи Александра Стеблина. Третьяк пообещал возрождение национальной сборной как витрины отечественного хоккея, но тянул с назначением главного тренера больше трех месяцев. Повторял о необходимости создания сильных клубов, но разогнал Профессиональную хоккейную лигу, которая была создана как раз ими. И сосредоточил всю власть в своих руках. Устроил катавасию с регламентом чемпионата России, в котором правила менялись едва ли не каждую неделю, и с бесконечными отсрочками для «Спартака». Победа на чемпионате мира-2007, которую Третьяк провозгласил своей главной задачей, может сделать президента ФХР героем, несмотря на все сказанное выше. Но результат сборной на отдельно взятом турнире не в состоянии превратить общий бардак в российском хоккее, созданный в том числе и Третьяком, в организованную систему.

ТЕННИС

Одно из самых нелепых и неожиданных поражений этого года случилось веcной в бельгийском городе Льеж: женская cборная России по теннису уступила бельгийкам уже в первом раунде Кубка Федерации. Усилий Ким Кляйстерс и Жюстин Энен-Арденн хозяйкам корта оказалось достаточно, чтобы остановить лучшую сборную мира двух последних лет. Но в памяти осталось не столько само поражение, сколько его обстоятельства. После отказа Шараповой, Мыскиной и Кузнецовой выступать за национальную команду в этом матче, капитан сборной Шамиль Тарпищев вынужден был пригласить дебютантку Марию Кириленко и впервые с 2003 года вызывать на подмогу уставшую Надежду Петрову. В итоге обе «спасительницы» свои матчи провалили, успев еще и поскандалить.

ВОЛЕЙБОЛ

Мужской чемпионат мира в Японии, в отличие от своего женского аналога, не дал нам поводов для гордости. Это был немного странный турнир, разыгранный по странной формуле, на который сборная России привезла странный состав и сыграла странно. Тренер Зоран Гайич заявил главной целью подготовку к Олимпиаде-2008 и отказался от ветеранов, но ввел в состав почти всех динамовцев, включая твердых запасных. Чемпионат сложился так, что из почти десятка матчей решающими для России стали первый и предпоследний. Их-то наша сборная и проиграла – сначала сербам, а потом и полякам. Последний поединок словно рентгеном высветил наши плюсы и минусы: организованный блок, улучшившийся при Гайиче прием и эффективные темповые атаки против тактического однообразия, неуверенных действий в доигровке и отсутствия лидера. Недостатки пока перевесили: в Токио наши остались седьмыми. До Пекина время еще есть – но уже не у Гайича, контракт которого завершится в феврале. Продлевать его вряд ли будут.

БИАТЛОН

Допинговый скандал с участием Ольги Пылевой прозвучал в олимпийском Турине громко. В один миг титулованная спортсменка распрощалась с серебряной медалью, завоеванной в индивидуальной гонке, и безупречной репутацией. В ее пробе был обнаружен запрещенный препарат карфедон, предназначенный для быстрого восстановления организма после тяжелых нагрузок. Почему так произошло? Стоит спросить у врачей Олимпийского комитета, представителей Союза биатлонистов и руководителей антидопингового агентства, отвечающих за «чистоту» российского спорта. Все они до сих пор в белой одежде ходят. Кто же виноват в этой истории: производитель злополучных таблеток «Фенотропил» Щелковский витаминный завод, не указавший в инструкции содержание карфедона, личный врач Пылевой Нина Виноградова, не разглядевшая в препарате всем известный допинг, или спортсменка, доверившаяся окружению? По большому счету, виноваты все. Но пострадала в первую очередь сама Ольга, получившая в довесок ко всем бедам двухлетнюю дисквалификацию.