6 мин.

Американский солдат французского легиона

Единственный ребенок в семье Жослин и Патрика Бурдэ появился на свет зимой 1979 года в Ле-Мане – городе, являющемся колыбелью баскетбольной дружины средней руки, пристанищем маловразумительной футбольной команды и родиной уникального автоспортивного состязания «24 часа». Папа Себастьена не чаял жизни без активных мероприятий, а потому его постоянно замечали выходящим на старт раллийных состязаний или же участвующим в альпинистских приключениях.

Естественно, Бурдэ-младший, во всем копировавший отца, не преминул попробовать собственные силы на различных спортивных поприщах. Лучше всего получилось в гонках: высокие результаты, показанные мальчиком за рулем карта, моментально отодвинули плавание, бег и велосипедные дерби на второй план. По настоянию главы семьи, в котором Себ души не чаял и прислушивался к малейшим замечаниям, он продолжил совершенствовать навыки пилота, в результате чего к совершеннолетию собрал солидный урожай призов. В числе наиболее значимых трофеев назовем Кубок главной бретанской лиги (1991) и завоевание чемпионского титула в Cadet France (1993).

Поднабравшись опыта в «Формуле Кампус», Бурдэ штурмует более серьезные высоты – «Формулу-Рено» и «Формулу-3». Первую покорить так и не удалось (пилот довольствовался «серебром»-97, несмотря на четыре победы и пять поулов), зато в «тройке» Себастьен примерил чемпионскую корону, умыкнув титул у Жонатана Кошэ. Правда, лишь со второй попытки – дебютный сезон триумфальных лавров пилоту не принес, хотя добавил в коллекцию звание «дебютант года».

Прогресс юноши не остался незамеченным. Начало XXI века он встретил в «Ф-3000» за рулем команды «Галуа» – дочерней дружины «Прост». Однако премьерные выступления молодого таланта остались незамеченными: в сезоне-2000 тон задавал Фернандо Алонсо, на фоне умелых действий которого новобранец лиги элементарно затерялся. Переход в «ДАМС» положение вещей не изменил, хотя позволил нашему герою одержать первую победу в серии – покорился Сильверстоун. Тем не менее «мушкетер» не опустил руки: перейдя под опеку менеджера Дэвида Сирса, Себ получил место в Super Nova и с третьей попытки первенствовал в «Ф-3000». Правда, к тому времени соревнование практически выродилось и гениев, подобных Алонсо, уже не наблюдалось. Из наиболее известных имен среди конкурентов Бурдэ по сезону-2002 назовем Джорджио Пантано да Томаша Энге. Как видим, отнюдь не элитная компания…

Двигаясь вверх по карьерной лестнице, француз параллельно стучался в двери, открывающие путь в «королевские гонки». Однако те упорно не хотели распахиваться. Тесты в «Эрроуз» подтвердили потенциал нашего героя, однако из-за финансовой несостоятельности конюшни Тома Уокеншоу Себ не успел дебютировать в «Ф-1» (хотя шеф всерьез рассматривал его кандидатуру на место покинувшего лагерь «стрел» Френтцена). Не принесли дивидендов и испытания в стане «Рено». Несмотря на то, что Бурдэ без вариантов обставил Франка Монтаньи и уступил Алонсо всего пару сотых, Флавио Бриатторе так и не предложил спортсмену контракт. Поговаривают, что сделка сорвалась из-за принципиальности француза: Себастьен отказался покидать своего менеджера и переходить под патронаж итальянца, чего последний стерпеть не смог.

Почувствовав, что в Старом Свете ему ловить нечего, Бурдэ отправился за океан, последовав примеру еще одного выпускника «Ф-3000» Хуана-Пабло Монтойи. В Америке пилоту пришлось с нуля доказывать собственную состоятельность. Доходило до смешного: когда Себ прибыл на первые тесты с новой командой, механики «Ньюман-Хаас» его не узнали. Пилот не стал нарушать рабочую атмосферу в паддоке, а принялся вместе с техническим персоналом готовить боксы к испытаниям. Так продолжалось долгое время, пока на треке не появился владелец команды и не представил сотрудникам новобранца.

Знакомство с реалиями серии вышло на загляденье: Бурдэ повторил подвиг Найджела Мэнселла и завоевал поул в дебютной гонке. Знаменательное событие произошло во флоридском городишке Сэнт-Питесберг, где пилот позднее обосновался вместе с женой Клэр и дочерью Эммой. Дальше – больше. Серия солидных выступления позволила французу закончить год на четвертой позиции и получить звание «дебютант года», а также престижный трофей Greg Moore Legacy Award. Но спортсмен остался недоволен сезоном. «Если бы не ряд механических неполадок, наверняка оказался бы в тройке сильнейших», – заявил «мушкетер».

Накануне 2004 года серия ChampCar претерпела радикальные преобразования. Смена владельцев, вызванная финансовой несостоятельностью концерна CART, привела к «обнищанию» состязательного элемента. С трудом набранные в гильдию команды получили унифицированное шасси «Лола», единый мотор «Косуорт» и одинаковые покрышки «Бриджстоун». Обновленный формат сыграл Бурдэ на руку: 10 финишей на подиуме в 14 гонках (семь побед) и, как следствие, общая виктория в чемпионате за явным преимуществом. Разница в классе с конкурентами была столь велика, а засверкавший яркими красками талант нашего героя столь многогранен, что после заключительного старта в Мексике Бурдэ набрался смелости и позвонил Фрэнку Уильямсу. Рыцарь отказал французу, объясняя решение «классовой ущербностью серии»: по мнению британца, упрощенный ChampCar не отражал истинной силы пилотов, в отличие от времен, когда в Америке гонялись Монтойя, Занарди и Вильнев. Даже протекция Марио Андретти не позволила французу появиться в Гроуве. На все доводы чемпиона мира-1978 Уильямс отвечал: «Посмотрите, что творит Да Матта (чемпион CART-02 – прим.автора) за рулем «Тойоты». Не хочу, чтобы «Уильямс» опозорился аналогичным образом». Попытки Сирса отыскать подопечному место под солнцем «Ф-1» также закончились провалом. Максимум, на который сподобился менеджер, – пару контрактов от аутсайдеров пелетона. Однако прозябание на последних рядах стартовой решетки не прельщало «мушкетера», вследствие чего предложения были отклонены.

Разозленный «игнором» со стороны ведущих представителей Больших призов, Бурдэ отказался от возвращения на континент, продолжив победную поступь в ChampCar. Следом за победой в 2004-м «мушкетер» дважды кряду выиграл чемпионский титул. И если сезон-05 вновь прошел под знаком тотального доминирования нашего героя, то годом позже ему пришлось проявить недюжинное мастерство и выдержку, дабы обратить в бегство американца Эл.Джей.Оллмендингера. Эскапизм янки получился как в прямом, так и в переносном смысле слова: после фиаско молодой пилот ретировался в NASCAR…

Бурдэ добился желаемого – получил место боевого пилота «королевских гонок» – лишь в середине 2007-го. Значимое событие прошло при непосредственном участии Николя Тодта, которому пилот передал право ведения дел в Европе. Сын Жана Тодта, прознав о недовольстве Франца Тоста гонщиками «Торо Россо» (в поисках замены он и шеф конюшни Герхард Бергер обращались даже к Монтойе), тотчас же порекомендовал «быкам» подопечного. Серии тестов, недели ожиданий, повторные пробы, обкатки и, наконец, подписание контракта – за неполные полтора года Себу пришлось сжечь немало нервных клеток и до дна вычерпать запас терпения. Хочется верить, что положенные ради достижения цели силы сторицей окупятся в высшем автомобильном классе.

«Что будет, если не добьюсь успеха в «Формуле-1»? Осуществлю мечту детства и стану компьютерным экспертом», – балагурит Себ. Благо чувство юмора у него превосходное. Оно не раз выручало пилота в детстве: Бурдэ испытывал патологическую ненависть к огурцам и придумывал всяческие оригинальные «отмазки», чтобы избежать приема продукта (к слову, француз и по сей день избегает употребления овоща). Из «любопытностей» взрослой жизни отметим нелюбовь к телевидению и шоу различного рода, ношению очков во время гонки («Хотя мой кумир Айртон Сенна вряд ли бы это одобрил!» – добавляет Себ) и трепетное отношение к еде. Фирменное блюдо француза – паста, приправленная соусами собственного приготовления, а также равиоли из лобстеров. Кроме кулинарных талантов в Бурдэ кроются и музыкальные задатки: он прекрасно справляется с клавишными, а в настоящее время осваивает премудрости игры на гитаре («Хочу быть как Брайан Мэй из «Куин» или ребята из «Рэдиохэд» или «U2»!).

Вот такой необычной звезде в скором времени предстоит загореться на небосклоне Больших призов. «Звезда? Парень, звезда – это Том Хэнкс, Харрисон Форд, Пол Ньюман или Кевин Костнер. А я лишь человек, который работает над карьерным ростом в автоспорте и заботится о пополнении счета в банке!»