Конференция Василия Уткина
Привет! Господа, не спешите с вопросами. Конференция приостановлена на неопределенное время.
С большим пиететом отношусь. Я ловлю себя на том, что не могу воспринимать его раздельно, что ли, только все сразу. Поэт он неплохой, но в общем-то обычный. Причем даже если говорить о своем времени например, назовем его послевоенным. Музыкант тем более: в общем, подъездные три аккорда (он и сам так говорил). Актер хороший, но никак не выдающийся. Посмотрите на него, например, в «Месте встречи», когда он в одном кадре с Юрским, или Садальским, или с Евстигнеевым: мы видим, с одной стороны, Владимира Высоцкого в роли Жеглова, а с другой мы видим доктора Груздева, Кирпича, этого, как его... Забыл. А! Ручечника. При этом я, конечно, не видел Высоцкого в театре маленький был. Но, думаю, если говорить о собственно актерском ремесле, он вряд ли был огромным мастером. Я много читал о том, как он играл Гамлета, но уверен, что эффект производило ровно то же Высоцкий в роли Гамлета.
Точно так же, например, Эльдар Рязанов собирался снимать в роли Сирано де Бержерака Евгения Евтушенко. И когда ему запретили, сказали любого другого, он отказался.
Фильм вообще очень неровный по актерству. Конкин это просто провал. Правда, его фильму навязали коммуняки, он перед тем Павку Корчагина изобразил, премию Ленкомсомола получил... Ну, какой он разведчик? Это, конечно, уже не об игре его, а о типаже: ну, с такой куриной шеей можно абитуриента играть, а никак не разведчика, который руками берет языков и на себе их через линию фронта таскает...
Но несмотря на все это ну, это же величайший человек. Высоцкий. И величайший именно как культурное явление. Как все вместе.
Иногда тебя вдруг «торкает», неожидано бывает чаще всего с песнями, кстати, потому что это песню можно услышать вдруг, книжку неожиданно для себя на нужном месте не раскроешь... Вот у меня так было с песнями Высоцкого дважды. Ничего оригинального в смысле песен я вам не назову вы их тоже наверняка слышали. Вот и я много раз слышал до. А тут однажды еду я на машине, причем на леваке, как щас помню «Волга», вечер, погода ясная поздняя майская, или начала июня, ночь, темно... Еду по окружной, от телецентра домой, в Балашиху. И вдруг «Кони». Меня накрыло ТАК! Слов не найду... Слёзы катились.
И потом много раз слышал. Ну, в первый раз с тех пор был какой-то отголосок. Но вообще больше с той песней не было. И что-то подобное ещё случилось с «Охотой на волков».
Этому есть название. Это называется «катарсис». В общем, высшее творческое состояние...
А Мандельштама я вам хрестоматию не составлю. Тем более и не такой уж я большой знаток его творчества. Хочу закончить о стихах разговор; вот ехали мы в прошлом году, в начале июня, на машине по Австрии. Или Германии. Там не понять было: ночь. Мы только прилетели, заехали в какой-то немецкий городишко из Мюнхена, куда самолет сел там сборная с Литвой играла; и оттуда поперли в Инсбрук, где предстояло базироваться. Генич был за рулем, за окном неслись сумасшедшей красоты поля и холмы, там ведь волшебно хорошо; и почему-то мы с папой, а он сидел сзади и я его не видел, заговорили о стихах. И он мне сказал, что, по его мнению, ничего выше «На холмах Грузии лежит ночная мгла», на русском языке не написано.
Вот послушайте.
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит оттого,
Что не любить оно не может.
Вот всё. За окном тихо катились другие холмы, и в этот момент я не мог с отцом не согласиться. Заметьте: в этом стихотворении нет ни единого приема. Просто слова. Ни метафор, ни синекдох, ни плеоназмов (ну, если не считать «сердце горит»; но это такая расхожая, речевая метафора, что тоже значение слова практически словарное). Просто слова. Плакать хочется. Счастье стиха.
Конечно, если вы прочтете это в маленькой квартире, заполненной семьей, и на сковородке будет шипеть картошка, ничего не выйдет. Оно ведь не в такой ситуации писано и не об этой истории. Подойдите вечером к окну. Пусть там будет кусок спального района вот это уже не важно. И перед вами будет вот это «что не любить оно не может»...
Это цитата из Вашего ответа: «Кстати, меня пока никто не спросил, как я к нему (Высоцкому) отношусь».
Задаю вопрос: как Вы относитесь к Владимиру Семёновичу?
И ещё: процитированное Вами четверостишье Мандельштама очень впечатлило. Какие стихотворения Осипа Эмильевича Вы могли бы ещё посоветовать, в которых так же наглядно демонстрируется игра слов, невероятно красивые образы?