7 мин.

Яхты, гонки и футбол

Монтеземоло родился 31 августа 1947 года в Болонье. С 1973 по 1976 годы был спортивным директором «Феррари», куда затем вернулся в качестве президента в ноябре 91-го. С 2004 года он – номер один в Конфедерации итальянских промышленников и «Фиате».

- Господин президент, поздравляем вас с шестидесятилетием. Глядя на ваши фотографии в «летних» номерах различных популярных журналов и не подумаешь даже, что вам столько.

- (Вежливо смеется). Должен признаться, когда мне кто-нибудь говорил еще совсем недавно, что кому-то исполняется 60 лет, моей реакцией было примерно следующее: «Черт возьми, какой старый». А теперь, когда самому столько же, я в это не верю. Очень важно сохранять постоянно энтузиазм, страсть и огромную любовь к жизни. У меня все это пока имеется.

- Вам шестьдесят, как и «Феррари». Каких только совпадений не бывает в жизни…

- Никогда не придавал значения случаю, пока в начале года ко мне не подошли и не сказали, что мы должны как следует отметить 60 лет «Феррари». Отметить юбилей с «Феррари», которая вместе с семьей является самой важной частью моей жизни, невероятная честь. Совершенно очевидно, что это знак судьбы.

- А какому виду спорта отдавал предпочтение Монтеземоло в детстве?

- Конечно, футболу, конечно, автомобилизму, а отдельно выделил бы велосипедный спорт времен Ненчини, Полидора и Бальдини.

- Так маленький мальчик играл в мячик или машинки?

- Нет, конечно, играл очень серьезно в футбол, правого нападающего, меня даже тогда прозвали «ребром», потому что я был очень худым.

- И болели, естественно, за «Болонью».

- Мой отец пристрастил меня к походам на стадион. Очень хорошо помню «Болонью», в которой играли Бернардини, Халлер, Паскутти, Нильсен и Булгарелли. И помню, как однажды моя «Болонья» в одном из сезонов при равенстве очков выиграла в дополнительном матче у «Интера».

- Знаю, что у вас в жизни был период, когда вы болели за «Лацио».

- Переехав однажды жить в Рим, где весь город болеет за «Рому», я по молодости, чтобы не быть с большинством, стал симпатизировать «Лацио». Первый раз на знаменитый римский стадион привел меня покойный ныне великий итальянский режиссер Стено, отец не менее успешного киносценариста Ванзины.

- Всем известно, что значительная часть вашего сердца отдана «Ювентусу».

- Мой «Юве» – это прежде всего Сивори, Чарлз и Бониперти, а уже потом Платини, Ширеа, Джентиле, Тарделли, Дзофф и Трапаттони. Это люди, которые, может быть, в раздевалке и кидались в партнеров бутсами, но что они делали потом, когда выходили на поле!

- А потом были годы, прожитые вами рядом с адвокатом Аньелли.

- Однажды был такой случай. Заходим мы с ним в раздевалку «Ювентуса» и видим, как Мишель Платини курит. Аньелли говорит: «Что ты делаешь?» А Мишель отвечает: «Адвокат, гораздо важнее, чтобы не курил Фурино (легендарный игрок «Ювентуса» Джузеппе Фурино. – ред.)».

- Скажите честно, с Энцо Феррари адвокат Аньелли чаще говорил о спорте или все-таки о женщинах?

- И о том, и о другом в равной степени. Мне повезло, что судьба свела меня с такими яркими и очень разными людьми, которые глубоко любили Италию.

- Известно, что помимо страсти к футболу, есть среди ваших увлечений и бокс. Правда, что во время свадебного путешествия вы предпочли боксерский поединок романтическому ужину?

- Да, это стало началом кризиса в моей семейной жизни… Дело было в Париже, в отеле «Ланкастер», его мне порекомендовал тогда Адвокат, обосновав тем, что отель выбрал в качестве резиденции легендарный в прошлом боксер «Шугар» Рэй Робинсон, организовавший в нем проведение профессиональных боксерских поединков. В первый вечер я стал свидетелем поединка Монцона против Ботье. Позже, уже вместе с Адвокатом, мы видели бои олимпийского чемпиона и чемпиона мира в среднем весе Нино Бенвенути в Монте-Карло и еще Сандро Мадзинги.

- Тем временем не будем забывать и об эпохе Монтеземоло-пилота.

- Это было в молодости, стояла очень теплая осень, бастовали студенты… Как сейчас помню, меня позвал поучаствовать в нескольких ралли на Fiat 500 мой друг Кристиано Раттацци, а чуть позже я уже гонялся с Даниелем Аудетто в качестве штурмана на Lancia.

- Соревнования на Fiat 500, затем ралли с Lancia в итальянском чемпионате, трассы гонок Sanremo, l'Elba, Mille Laghi… Так каким все-таки был пилотом Лука ди Монтеземоло?

- Одним из тех, кто никогда не убирал ногу с акселератора и не был расчетлив на трассе.

- С производством нового Fiat 500 мы увидим вновь на гоночных трасах Abarth (форсированный прототип знаменитой малолитражки. – ред.)?

- Почему нет, завод по их производству по-прежнему в неплохой форме! Я бы хотел попробовать.

- А после возобновления производства Fiat 500 не вернется также и Fiat 500 Topolino?

- Вполне возможно. Fiat серьезно замахнулся на весь унаследованный модельный ряд, и в этом есть большая заслуга нашего нового исполнительного директора Серджио Маркьонне. Наше прославленное предприятие всегда делает ставку на конкретные имена, конкретные продукты и на конкретных клиентов.

- Вам посчастливилось организовывать чемпионат мира по футболу в Италии в 1990 году. У вас остались приятные воспоминания о проделанной работе?

- Это был фантастический опыт. Над проектом мы начинали работать втроем, а заканчивали – нас было уже 400.

- С «Ювентусом» у вас вышло действительно неважно.

- Да, это моя самая большая неудача в жизни. По одной лишь причине: когда ты за что-то берешься немного не по своей воле – ничего не выйдет. Я принял предложение возглавить «Юве» больше из служебного долга, нежели по убеждению. Принимая клуб, был опьянен футболом как болельщик, а когда вник в суть дела, было уже поздно. Все было предрешено.

- Если Италия и открыла для себя Кубок Америки в парусном мире, то этим она обязана вашей лодке Azzurra, построенной в конце 70-х.

- Сколько детей выскакивало на набережные с криками Azzurra! И на улицах люди при встрече обязательно спрашивали друг друга, как там наша лодка. Еще тогда для себя понял насколько же велик энтузиазм моих соотечественников, если брошен новый вызов. Италия – это такая страна, которой постоянно нужны новые вызовы, задачи, мотивация.

- Тем не менее. Вы предпочитаете плавать с мотором…

- Я полюбил ходить под парусом еще в военном колледже. Но для этого занятия требуются время и тренировка. Пока не уйду на пенсию, вряд ли смогу иметь и то, и другое. А на пенсию, хотелось бы верить, уйду еще не скоро…

- Чемпионом в каком виде спорта вам бы хотелось быть?

- Чемпионом мира в «Формуле-1», великим футболистом и лучшим в Мире шкипером…

- Тогда назовите ваших любимых футболистов.

- Номер один для меня – Диего Марадона, Мишель Платини – номер два. Очень жаль, что мне мало довелось видеть в деле Пеле, но, думаю, он был футболистом уровня Диего.

- Кто из современных футболистов производит на вас наилучшее впечатление?

- Тотти и Кака, но также и Дель Пьеро.

- Какой в мечтах вы видите «Феррари»?

- С Лаудой и Шумахером в кокпите – это была бы исключительная пара пилотов.

- Какой из чемпионатов в «Формуле-1» вы вспоминаете с удовольствием?

- Первый и последний с Михаэлем Шумахером. С Ники Лаудой в 1975 году, в Монце, когда гонку выиграл Регаццони, а чемпионом в итоге стал Ники.

- Как недавно написала Corriere della Sera, у нас в Италии имеется чрезвычайный налоговый случай. Как бы вы рассудили уход Валентино Росси от налогов?

- Валентино очень разочаровал, как мой соотечественник. Как спортсмена, считаю его непревзойденным по таланту, мужеству и стабильности. Такое бегство унизительно для Италии как страны цивилизованной.

- Что вам не нравится в итальянском спорте?

- Он нуждается в смене поколений, в свежем воздухе. Слишком много в нем продолжает работать устаревших управленцев. Слава богу, хотя бы футбольными арбитрами пришел руководить такой большой профессионал, как Коллина.

- Напоследок, дайте прогноз. Скоро состоится решающий для сборной Италии поединок в квалификационном турнире к чемпионату Европы с Францией. Кто победит?

- В этом противостоянии Италия не будет фаворитом, но наша команда никогда не проваливает решающих поединков. Поэтому я бы поставил на Италию.

- Кто выиграет скудетто в этом году?

- Мне очень нравится, как играет «Рома», команда очень молодая, симпатичная, в ней много местных футболистов. Конечно, у «Интера» для чемпионства есть все. «Милан» тоже никогда не сдается. Очень хорошие инвестиции сделала «Фиорентина». Говорю это не только потому, что являюсь другом ее президента Делла Валле. Этот чемпионат будет очень интересным.

- А что же «Юве»?

- Если «Ювентусу» удастся немного стабилизировать игру в защите, думаю, он добьется своей цели попасть на будущий год в Лигу чемпионов.

- Кто победит в Монце?

- Мне надо еще как следует понять значение проведенных в Монце тестов. Но я верю, что «Феррари» будет здесь бороться до самого последнего километра.

- Как и за общую победу в чемпионате?

- Очень многое будет зависеть от того, как закончится шпионский скандал. Это очень нехорошая история для всего спорта и с каждым днем, на мой взгляд, она становится все хуже.

- А что вы думаете по поводу предстоящих политических выборов?

- Мне очень нравится говорить о спорте и совсем не нравится о политике. Не портите мне юбилей.

Перевод Георгия БЫЧКОВА