4 мин.

Игра в классику

Невероятно сложная система жеребьевки, комплекс исключений в которой делал сведение ЦСКА и «Жальгириса» в одну группу неизбежным, привела к идеальному открытию новообразованного турнира: хотя накануне УНИКС и отмучился с ВЭФ, именно знаковое дерби советских времен стало матчем-открытием, собрав видных политических деятелей, деятельных баскетбольных политиков, ветеранов советского баскетбола и даже Андрея Кириленко, улизнувшего с тренировочного сбора «Юты». Первые – а ожидалось, что на трибунах появятся первые лица государства (к счастью для ЦСКА, не появились) – почтили присутствием встречу, несмотря на то, что Сергей Иванов еще на жеребьевке больше всего настаивал, чтобы в турнире не видели политической подоплеки. Интерес вторых объяснялся тем, что они активно ратовали за новую лигу, которая, по мнению многих, способна объединить лучшие клубы постсоветского пространства. Третьи – вспоминали молодость, ностальгируя по временам былых противостояний и взаимодействия школ. Андрей Кириленко просто радовался возможности повидать московских знакомых и отдохнуть от Джерри Слоуна.

Церемония открытия, сменившая красочный ролик из исторического противостояния эпохи застоя на историческое же открытие нового турнира взбросом спорного, за который поборолись Владимир Ткаченко и Арвидас Сабонис, была отмечена и короткими, но занимательными речами. Президент титульного спонсора лиги – банка ВТБ Андрей Костин, в частности, отметил, что о желании принять участие в турнире в следующем году заявили клубы из Польши и Израиля. Президент же РФБ Сергей Чернов пожелал всем всего на свете, при этом назвав ЦСКА и «Жальгирис» «двумя легендарными российскими командами».

Баскетбол тоже был неординарный. Армейцы, начавшие тренироваться вместе чуть больше двух недель назад, ощутимо медленно вкатываются в сезон и равно медленно – в каждый отдельный матч. Привычно умные ходы Маркуса Брауна, выступающего в каунасском клубе в довольно непривычной для армейских болельщиков роли разыгрывающего, несколько раз застали армейскую защиту врасплох: скидка на Шаленгу, пара пик-н-роллов с Бегичем – и хозяева отстают 0:7. Не проникшись пассивностью Соколова, не совершившего за весь матч ни одного нарушения, Пашутин бросил в бой Хряпу, придав импульс разносторонности и движения нападению и предложив более активную игру в защите. Виктор сразу же забил, а уже через пару минут счет сравнялся на девяти. Но то, что выступления маленьким составом сопряжены не только с бонусами, но и имеют ряд негативных последствий, Гинтарас Крапикас продемонстрировал уже совсем скоро. Ключевой фигурой до большого перерыва стал другой американец – форвард Трэвис Уотсон, легко и непринужденно посадивший Хряпу на три фола, собравший за этот отрезок 11 подборов (причем 7 в нападении) и забивший – в основном со штрафных или из-под кольца – 13 очков. Крапикас, особенно не стремясь изобретать велосипед, максимально задействовал бульдозероподобного великана, посильную помощь которому оказывал Мирза Бегич, проведший, по словам Крапикаса лето «в неспортивном ключе». Упорство пары способствовало раскрепощению снайперов: Калниетис и Шаленга продемонстрировали исключительную мягкость трехочкового броска в прибалтийском стиле (3 из 4 у первого, 2 из 2 у второго).

Армейцы до поры не могли обрести привычный стиль оборонительной игры, но при этом так же здорово смотрелись впереди. В противовес Уотсону у ЦСКА нашелся Андрей Воронцевич, удачно отбегавший на месте пятого номера, покрутивший опекунов в трехсекундной и порадовавший троекратным залпом из-за дуги (3 из 3 и 14 очков по итогам первой половины). Бок о бок с Андреем сражались Зоран Планинич, пользующийся своими габаритами в дуэли с Янавичюсом, и периодически напоминающий о своем существовании Холден.

При этом, несмотря на все усилия и преимущество, исчисляющееся парой очков, подопечные Пашутина так и не могли оторваться от назойливых преследователей. Развязка наступила под конец третьей десятиминутки. «Жальгирис» ощутимо просел в защите и замедлился в нападении: Браун с Уотсоном получили небольшие повреждения, Калниетис, Бегич и все тот же Уотсон имели в пассиве по 4 персональных замечания, а молодежь не показала прыти, аналогичной той, что демонстрировали опытные игроки. Арвидас Сабонис, войдя после матча в гостевую раздевалку, все удивлялся: «Ребята, вы чего испугались-то? Вас бить никто здесь не будет». Гинтарас Крапикас все же нашел оправдание неуверенности молодых ребят, но вряд ли может найти для них слова утешения: без первой пятерки играть с ЦСКА на равных команда не смогла, дав показать себя и Дмитрию Соколову, нашедшему свой полукрюк, и поймавшему кураж Антону Понкрашову, и Зорану Планиничу, ставшему главным героем встречи. Хорват удачно дирижировал в отсутствие Холдена, завершив спуртовый отрезок попаданием с центра площадки под сирену об окончании третьей четверти.

Крапикас не стал задействовать Брауна и Уотсона больше, решив поберечь их для начала Евролиги. Хотя тренер долго объяснял, что не понимает значение словосочетания «товарищеский матч», от вопроса касательно статуса турнира и задач в нем его команды он довольно дипломатично уклонился. Его коллега сиял, принимая заслуженные поздравления с первой победой в официальном матче, но все же проблема, которую так легко обошел Крапикас, периодически всплывала. Добротная организация, наличие телетрансляций, интерес достаточно большого количества зрителей и почетных гостей не отменяют ощущения какой-то благостности, свойственной скорее предсезонным играм. Хотя, возможно, всему виной всего лишь дружеская атмосфера, восходящая к богатым традициям легендарного советского противостояния и радости от возможности воскрешения советского чемпионата в новом формате.

ЦСКА – Жальгирис – 90:74 (20:20, 24:18, 24:21, 22:15)

ЦСКА: Воронцевич (16 + 6 подборов), Планинич (15 + 4 перехвата), Шишкаускас (11).

ЖАЛЬГИРИС: Калниетис (18 + 4 передачи), Шаленга (18 + 4 перехвата), Уотсон (14 + 14 подборов), Браун (9 + 5 передач).