8 мин.

Сажевый фильтр на дизеле – что это такое

Сажа – одна из основных составляющих выхлопа дизельного мотора. Однако инженеры выяснили, что от нее необходимо избавляться, т. к. она причиняет вред экологии. Именно по этой причине и был разработан специальный элемент – сажевый фильтр. В странах Европы подобными изделиями начали оснащать авто еще в начале 2000-х. Итак, в данном материале будут рассмотрены вопросы о том, что такое сажевый фильтр, как он работает, как его чистить и менять.

Как мыть машину на мойке самообслуживания

Что такое сажевый фильтр в дизельном авто

Сажевый фильтр представляет собой специальное устройство, которое предназначено для задерживания сажи из выхлопных газов. Больших отличий от других фильтров у него нет, т. к. сажа – это твердые частицы углерода небольшого размера. Деталь имеет вид «сита», однако, если сравнивать ее с другими типами фильтров, она считается многоразовой и поддается восстановлению.

Старые транспортные средства могут быть не оснащены подобными элементами. В то же время, чтобы модель соответствовала стандартам Евро-5 и Евро-6, он необходим. Единственное исключение – удаление фильтра самим владельцем машины. Для чего проводят подобную манипуляцию будет рассказано далее.

Как выглядит сажевый фильтр

Вид сажевого фильтра может меняться в зависимости от конструкции выхлопа машины. В некоторых случаях он представляет собой отдельную деталь системы выпуска отработавших газов и выглядит, как обычный «бочонок» глушителя или резонатора, который расположен на трубе перед ними. Однако в большинстве случаев данный элемент совмещен с каталитическим нейтрализатором. В этом случае система выполняет сразу несколько задач и визуально сажевый фильтр не так просто обнаружить.

Как понять, что забился сажевый фильтр

Основной симптом, характерный для забитого фильтра, – снижение тяги мотора. Это связано с уменьшением пропускной способности каналов фильтра и всей выхлопной системы. При высоком уровне засорения (больше половины), бортовая система это обнаружит и на приборной панели появится соответствующий индикатор. Чаще всего он представляет собой корпус фильтра (прямоугольник) с наполнителем в виде шариков внутри. Дополнительно на экране может появиться сообщение о неисправности.

Как происходит восстановление сажевого фильтра

После того как каналы фильтра забьются, пропускная способность выхлопной системы ухудшится, что скажется на работе мотора. Это связано с тем, что газы не будут отводиться с такой же эффективностью, как раньше. Замена фильтра – сложный процесс, поэтому инженеры разработали специальный метод его восстановления. В этом случае используется высокая температура, с помощью которой происходит выжигание частиц сажи из фильтра. Процесс может быть выполнен 3-мя способами, которые будут рассмотрены ниже.

Пассивная регенерация

Пассивная регенерация имеет подобное название, т. к. обычно водителю не приходится выполнять сложных действий. Чтобы дожечь сажу, достаточно поднять температуру в фильтре до 600°C. При обычной работе двигателя под нагрузкой достичь температуры не составит труда. Чтобы выполнить пассивную регенерацию, необходимо поднять обороты ДВС не менее чем на 2500 об/мин и дать поработать машине 20+ мин. При частой езде по трассе сажа дожигается еще до засорения фильтра, такая же ситуация наблюдается и у водителей «дизелей» с МКПП, которые раскручивают мотор до высоких оборотов. Стоит отметить, что для большинства дизельных авто в этом нет необходимости.

Обычному водителю можно без проблем запустить механизм пассивной регенерации. Для этого достаточно проехаться по пустой дороге/трассе около 30 минут при оборотах двигателя 2500 об/мин.

Активная регенерация

Активная регенерация предусматривает целенаправленный запуск механизма самоочистки. Обычно участие водителя также не требуется, т. к. все действия за него выполняет ЭБУ после сигнала о засорении, полученного от датчиков. В этом случае подается команда на впрыскивание большего количества топлива. «Лишняя» солярка догорает в выхлопной системе, способствуя повышению температуры. Подобный режим запускается не на продолжительный период, а только на то время, которое необходимо для очистки фильтра. В некоторых фильтрах (типа FAP) температура повышается с помощью специальных присадок, обычно подобное встречается в машинах французского производства.

Принудительная регенерация

Если обобщить, то и активную регенерацию можно отнести к принудительной, т. к. процесс запускается искусственно. Принудительная регенерация представляет собой режим, который запускается при помощи диагностического устройства. В этом случае обороты мотора поднимаются до 2000-2500 об/мин и для этого не нужно нажимать на педали.

Что делать, когда регенерация оказалась неэффективной

Через время происходит значительное снижение эффективности самоочистки, особенно в случае износа двигателя. В такой ситуации необходимы более кардинальные меры. Чаще всего используют 3 способа.

Промывка

Для промывки системы используется специальный химический состав в виде щелочного раствора. При этом все действия выполняются на снятом фильтре. Процесс выглядит следующим образом: корпус фильтра наполняют раствором и оставляют на 8-10 часов или на всю ночь, после этого жидкость выливают, а деталь устанавливают обратно.

В некоторых сервисах на СТО выполняют идентичные действия, но уже без снятия фильтра. В этом случае используют пистолет с изогнутым соплом. Как только мотор и система выхлопа будут прогреты, датчик, расположенный на корпусе сажевого фильтра, снимается, после чего используется пистолет. С его помощью на деталь подается жидкость для промывки. Подобный метод считается довольно эффективным.

Если же желания посещать сервис нет, то можно выполнить операцию самостоятельно, используя для этого химию в баллончиках. Но важно понимать, что такой способ не дает 100% гарантии положительного исхода.

Замена старого фильтра

Замена старого фильтра на новый – это самый простой и эффективный способ решения проблемы, однако важно понимать, что он самый дорогостоящий. В этом случае цена может быть очень внушительной, например, в случае с моделями Touareg или Tiguan от Volkswagen за хороший фильтр придется отдать от 150 тыс. руб. Если же брать б/у в неплохом состоянии, то понадобится не менее 30 тыс. руб., при этом водитель не будет иметь представления о том, сколько он прослужит. Данный фактор становится причиной того, что на замену соглашается очень небольшое количество автовладельцев.

Удаление из системы

Самый востребованный метод избавления от проблемы – удаление сажевого фильтра из системы. То же самое касается и дорогостоящих катализаторов. Подобный подход приводит к нанесению ущерба экологии, но не каждый владелец «дизеля» готов потратить внушительную сумму только ради того, чтобы его машина удовлетворяла нормы Евро-6.

Кроме обычного механического удаления фильтра, также понадобится и программное. В противном случае электронный блок управления не будет понимать, что случилось, поэтому перейдет в аварийный режим, выдав соответствующую ошибку. Иногда коррекция программы управления выполняется очень просто. Речь идет о случаях, когда мастер уже работал с аналогичной моделью и у него есть новая прошивка, в которой уже не предусмотрен сажевый фильтр.

В любом случае лучше всего обратиться за помощью в специализированные сервисы, в которых специалисты ранее работали с автомобилями подобного типа и знают, как безопасно и эффективно провести процедуру корректировки ПО. В конце еще раз стоит отметить, что при удалении сажевого фильтра выхлоп автомобиля становится значительно токсичнее, поэтому легально пройти техосмотр будет проблематично.

Важная информация

  • Сажевый фильтр представляет собой одну из частей выхлопной системы дизельного автомобиля. Его основная задача – очистка газов от сажи.

  • Фильтр является многоразовым, однако он часто забивается и требует соответствующего обслуживания.

  • Один из эффективных способов очистки – пассивная регенерация. В этом случае необходимо на протяжение минимум 20 мин. держать обороты на отметке более 2500 об/мин. Однако в большинстве случаев ЭБУ самостоятельно запускает программу дожига сажи.

  • Удаление из системы сажевого фильтра – популярная у водителей процедура, которая выполняется, когда регенерация не дает положительных результатов. Однако важно понимать, что такой подход серьезно вредит экологии и не позволяет легально пройти техосмотр.

Где брать автокредит, в банке или салоне – инструкция, как правильно брать машину в кредит

Как угоняют автомобили – список, как защитить авто от угона