6 мин.

Штрафной угар

О том, что выходные пройдут под знаком абсурда, можно было судить уже утром субботы, во время заключительных свободных практик. Взять хотя бы диалог Хайме Альгерсуари и комментатора Би-би-си, состоявшегося сразу после аварии Виталия Петрова. Едва «Катерхэм» уткнулся в заграждения, уничтожив заднюю часть болида, испанец издал смешок. Который, впрочем, сразу же попробовал подавить.

«Эй, ты смеешься? — Нет, нисколько — Точно смеешься! — Ну, это и вправду забавно. Россиянин врезался в стену, а потом активировал DRS, словно ни в чем не бывало»…

«Аналитика» можно было бы понять, окажись на месте безработного рента-драйвера «Репсола» какой-нибудь чемпион мира. Но хохочущий Хайме «ой-блин-я-перепутал-педали» Альгерсуари — это издевательство нал здравым смыслом. Особенно когда события разворачиваются на городской трассе, сопоставимой по сложности с Монако.

Брови домиком в изумленном положении продолжили поддерживать стюарды воскресным вечером. Так, они признали Михаэля Шумахера виновным в ситуации, приведшей к аварии на 39-м круге. В тот момент шедшие впереди немца Серхио Перес и Жан-Эрик Вернь вели активную борьбу за позицию. Ветеран был не прочь к ним присоединиться — тем более что кругом ранее он уже пробовал в первом повороте опередить «Торо Россо». Но слишком интенсивно приблизился к виражу, где середняки делили траекторию, и на полном ходу приложился к заднему антикрылу болида «СТР», разнеся его в щепы.

Судейский корпус посчитал, что Красного Барона эмоции захлестнули сверх меры, а потому лишили немца 10 мест на стартовой решетке. Но при этом оставили без внимания целую цепочку обстоятельств, косвенно снимавших вину с пилота. Во-первых, в преддверии контакта на машине Шумахера отказали тормоза, о чем сам виновник инцидента поспешил уведомить ареопаг. Собственно, неестественное ускорение машины на короткой прямой и сверхжесткий брейкинг перед коллизией придают веры данной версии (не исключено, конечно, что ветеран просто не прогрел тормоза, но без телеметрии мы ни можем ничего утверждать). Во-вторых, в траектории, избранной Михаэлем, в атаке нет никакой логики. Куда разумнее сместиться вправо и на позднем торможении постараться выставить корпус болида наперерез линии движения соперника. Тем, и без того замедлившимся при выходе на апекс, ничего не останется, кроме как взять шире на той же скорости и пропустить конкурента — в противном случае они сами рискуют стать инициаторами завала. Понятное дело, что такой маневр сопряжен с недюжинным риском: неверный выбор момента для брэйкинга либо чрезмерное промедление в фазе поворота грозило масштабной аварией. Но Шумахер достаточно опытен, чтобы проворачивать подобные трюки. К слову, это и есть третий аргумент в защиту Михаэля: при его-то багаже знаний крушить Верня в стиле «Формулы-Форд»? Абсурд!..

Равно как не просматривается логики в восхищениях Бруно Сенной, а точнее — его оборонительными действиями на 43-м круге. На наш взгляд, бразилец, едва не погубивший самый изящный обгон воскресенья, куда больше Красного Барона заслуживал наказания. Причем не за посягательство на эстетику, а по причине элементарного неуважения к сопернику и игнорирования техники безопасности. После рестарта Фелипе Масса на «суперсофте» шел по трассе ощутимо быстрее соотечественника, а потому, едва Бернд Майлендер покинул трассу, взялся с места в карьер прессинговать «Уильямс».

При подходе к 12-му виражу было очевидно: рокировка пилотов — вопрос времени. А потому Сенне следовало в каждой теоретически пригодной для обгона зоне смотреть в зеркала заднего вида. Однако Бруно и в ус не дул, придерживаясь традиционной гоночной траектории вдоль всей связки «левый — правый — левый». В начальной фазе это еще сошло ему с рук. Но проморгать появление Массы на внутреннем радиусе возле «Текпро», даже если ты придерживаешься канонической линии движения?! Хуже того, пилот «Уильямса» даже не попытался выловить машину, когда та норовила расплющить о барьеры стального коня Скудерии! Лишь ценой феноменальной реакции и жертвой тысячи нервных клеток Фелипе не просто удержал «Феррари» на траектории, но еще и преподал земляку урок атакующего мастерства. Чем заслужил «респект» от Роба Смедли и надежду на продление контракта на сезон-2013.

К слову, о том, как непросто удерживать машину в «Текпро», в воскресенье мог многое рассказать Тимо Глок. Несколько раз его «Маруся» соприкасалась с ограждениями, чем вызывала у механиков позывы к инфаркту. «Да ладно, это был воздушный поцелуй» — пошутил после финиша немец. На что шоумен Джек Хамфри моментально отреагировал: «Мужик, не хотел бы я видеть то, как ты целуешься в реальности». Тем не менее брутальный маневр позволил пилоту финишировать 12-м, что автоматически означало рокировку «Маруси» и «Катерхэма» в турнирной таблице. Событие, на наш взгляд, из ряда вон выходящее, поскольку подчеркивает разность в эффективности работ конюшен. Россияне весь год потратили на доводку болида относительно сцепления, механической эффективности и управляемости в соответствии с пожеланиями пилотов. Поэтому даже без KERS поступательное движение в развитии кара просматривалось на глаз — и в итоге нашло отражение в протоколе. Что до «Катерхэма», то там, как кажется, ритм обновления рваный. Поначалу коллектив ждал переезда на новую базу, затем исправлял «баги» первой половины сезона, нынче же пребывает в замешательстве — есть ли смысл что-то разрабатывать, случись паре пилотов в скором времени смениться полностью?

Закольцовывает наш круг парадоксов наказание Марка Уэббера за нарушение-фантом на 50-м круге. Австралийца укорили нелегальным обгоном Камуи Кобаяси, во время которого четыре колеса болида «Ред Булл» находились за пределами гоночной траектории. Вердикт удивил, поскольку еще до встречи на лобном месте оззи уже имел ряд преимуществ по сравнению с визави. При выходе из правого виража на короткий отрезок прямой именно Марк диктовал условия движения, поскольку его темп был выше. Именно Марк взял шире вправо перед роковым виражом, дабы избежать столкновения. Именно Марк пошел на раннее торможение, дабы при последующем разгоне остаться в пределах полотна. Но в итоге оказался нарушителем правил, поскольку японец, шедший на торможение позднее, попросту выкатился болидом на заранее избранную оппонентом траекторию! По сути, ситуация копировала модель имени «Массы — Сенны», где каждый оставался на своих линиях движения, но при этом человек, позицию защищавший, не думал об окружающем мире (движения в сторону от потенциального контакта самурай до конца эпизода так и не произвел!). И тем парадоксальней решение стюардов, наказавших Уэббера. Который, к слову, сам обгон совершил при выходе из «мемориала» — уже находясь абсолютно в легальной плоскости и корректно обогнув соперника при «нырке» в правый вираж.

На правах же ремарки вдогонку, предложим бдительным стюардам отмотать пленку с записью Гран-при кругом ранее дуэли Уэббера и Кобаяси. Там они узрят оптимистичную попытку Серхио Переса по внутреннему радиусу протиснуться мимо Нико Хюлькенберга. Шансов осуществить маневр у мексиканца при этом было меньше, чем у леммингов, занесших ногу над краем обрыва. Тем не менее пилот «Заубера» настойчиво сует нос своего болида в иллюзорную калитку и справедливо без него же остается. Возникает вопрос: если подобное безрассудство остается даже без выговора, почему поведение оззи, вызванное соображениями безопасности, было расценено как получение преимущества ценой обгона? И не пора ли уже штрафовать самих стюардов за непоследовательность? Глядишь, к концу сезона выручка от этого дела позволит не поднимать цены на суперлицензии...

Лампочки на шлеме в «Городе грехов»

5 мыслей о тактике на Гран-при Сингапура

Ночная смена

Вечерняя звезда. Лучшие кадры Гран-при Сингапура