11 мин.

15 самых некрасивых автомобилей «Формулы-1»

«Марч» 711

В сезоне-1971 британская конюшня «Марч» решила сделать ставку на аэродинамику, и с этой целью пригласила известного конструктора Фрэнка Костина. Итогом творчества инженера стал автомобиль 711 – отличительной чертой которого стало переднее антикрыло. Внешний вид этого элемента машины напоминал кофейный столик, что сразу же привело к различным шуткам.

Победить машина не смогла ни разу, но, во многом благодаря таланту Ронни Петерсона, несколько раз добиралась до подиумов, в итоге позволив шведу закончить чемпионат на втором месте.

Фото: de.wikipedia.org/Lothar Spurzem

«Уильямс» FW26

Насмотревшись на победы «Феррари» и Михаэля Шумахера в начале 2000-х, команда Фрэнка Уильямса задумала прервать гегемонию алых болидов на трассах «Формулы-1». Для достижения амбициозных целей Уильямс не побоялся переманить в свою команду итальянку Антонию Терци, которая числилась в списке создателей сверхуспешного болида F2002. Первый автомобиль, который Терци помогла построить британской конюшне – FW25 – оказался конкурентоспособным, но руководство желало большего, и технический штаб решился на эксперименты.

К сезону-2004 вместе с Гэвином Фишером Терци состряпала модель FW26, мгновенно вызвавшую негативные чувства в болельщицкой среде – виной тому являлись моржеподобные клыки-пилоны, торчавшие перед укороченным носовым обтекателем. Кроме того, в конструкции новой машины использовалась двухкилевая подвеска, а также еще несколько необычных решений, что привело к трудностям в настройке автомобиля.

Болид оказался крайне нестабильным, команда не смогла навязать борьбу «Феррари», так что к концу сезона было принято решение вернуть машине более стандартные формы – в конце концов, это дало результаты: заключительный Гран-при сезона выиграл Хуан-Пабло Монтойя.

Вместе с «клыками» закончилась и история Терци – под улюлюканье британской прессы она ушла из «Формулы-1».

Фото: en.wikipedia.org/Sang Trinh

«Брэбэм» BT60B

К последнему в своей истории сезону в «Формуле-1» бившийся в агонии «Брэбэм» даже не смог подготовить новую машину – модель BT60Y подверглась небольшой переработке и, получив индекс BT60B, была выпущена на трассу. Поскольку конкуренты не спали, детище Серхио Ринланда и Тима Деншама оказалось крайне медленным, и довольно редко попадало на стартовую решетку.

Помирающая от безденежья и отсутствия результатов конюшня в итоге заменила одного из гонщиков (итальянку Джованни Амати) на сына легендарного Грэма Хилла, Дэймона Хилла, раскрасила машину в стиле «вырви глаз» – все это делалось для привлечения спонсоров, – и дебютант «Формулы-1» даже дважды привел красно-розово-сине-бело-голубой (!) автомобиль к финишу. Но после Гран-при Венгрии 1992 года мучения легендарной команды прекратились.

Фото: en.wikipedia.org/Ceaton89

«Теодор» TY01

Начало 80-х – время активных экспериментов инженеров «Формулы-1». В те годы под воздействием граунд-эффекта (а позже – из-за запрета «юбок») конструкторы придавали автомобилям крайне необычные формы. Менялся внешний вид и задней части машины (треугольный «Тиррелл»), и передней. В поисках прижимной силы болиды вновь стали обрастать антикрыльями, причем те зачастую лепились куда попало.

«Теодор» TY01 – яркий пример того, как сильно может измениться восприятие машины, если антикрыло разместить значительно выше, чем обычно. Результаты оказались под стать внешнему виду – лишь одно очко за 16 гонок.

Фото: Fotobank/Getty Images/Don Morley

«Феррари» 312T4 – 312T5

312T4 – один из самых некрасивых автомобилей в истории Скудерии – во многом из-за необычного крепления переднего антикрыла. Однако на этой машине Джоди Шектер выиграл чемпионат мира, и сам Энцо Феррари был вынужден признаться: «Знаете, иногда даже самый уродливый автомобиль может оказаться самым быстрым».

С некоторыми изменениями модель перешла в сезон-1980, однако счастье закончилось – для «Феррари» наступили кошмарные времена, лишь изредка прерывавшиеся блестящими выступлениями Жиля Вильнева.

«Тиррелл» 025

В 1997 году в «Тиррелле» придумали необычную, но весьма режущую глаз конструкцию – для увеличения прижимной силы болида в команде решили установить по бокам машины два дополнительных мини-антикрыла (получившие название T-крылья). Особенного преимущества они гонщикам конюшни Мике Сало и Йосу Ферстаппену не принесли. В итоге на двоих за весь чемпионат пилоты набрали лишь 2 очка (благодаря пятому месту Мики в Монако) и привели коллектив только к десятому месту в Кубке конструкторов. По ходу сезона-1998 ФИА решила от греха запретить подобные разработки по причинам безопасности.

«Тиррелл» P34

Чем больше колес, тем быстрее машина – наверное, такие мысли приходят в голову многим мальчишкам. Но конструкторы «Тиррелла» руководствовались совсем не этим умозаключением при создании своего легендарного автомобиля.

На самом деле инженеры хотели за счет уменьшения радиуса передних колес снизить лобовое сопротивление болида и тем самым улучшить его аэродинамику. Но с маленькими колесами машина бы потеряла большую часть сцепления, поэтому в команде решили добавить по дополнительной паре колес спереди, чтобы увеличить пятно контакта. Таким образом родился шестиколесный P34.

Болид дебютировал в 1976 году и, как ни странно, действительно оказался быстрым, в первой же квалификации показав второе время. По итогам года пилоты команды Джоди Шектер и Патрик Депайе заняли в чемпионате третье и четвертое места соответственно, а «Тиррелл» завоевал третье место в Кубке конструкторов.

За два года болид позволил команде выиграть одну гонку, завоевать один поул и установить три быстрых круга. Также на счету P34 девять вторых и четыре третьих места. Однако машина была сложной в настройке, да к тому же существовали дополнительные трудности с производством специальных десятидюймовых покрышек, и в результате, в 1978 году команда решила отказаться от шестиколесной машины.

Фото: de.wikipedia.org/Lothar Spurzem

«Лижье» JS5

В 1976 году команда «Лижье» успешно дебютировала в чемпионате «Формулы-1», построив довольно быструю машину с индексом JS5.

Существовало две модификации этого автомобиля, но особого внимания заслуживает вариант с увеличенным воздухозаборником. Неизвестно, насколько популярными в то время были смурфики, но журнал комиксов с этими выдуманными персонажами уже издавался – и как раз во Франции, где и был построен болид.

Машина, укомплектованная мотором V12, позволила единственному в том сезоне гонщику «Лижье» Жаку Лаффиту завоевать три подиума, один поул, 20 очков и принести команде пятое место в Кубке конструкторов.

«Брэбэм» BT23C

В конце 60-х годов прошлого века команды впервые начали «играться» с различными антикрыльями. Эти эксперименты сначала приводили к абсурдным на вид конструкциям, воплощенным в 1968 году в болидах «Брэбэма» BT23C и BT26. На первый взгляд может показаться, что команда использовала свои гоночные машины для перевозки мебели. В целом, эти «лавочки» и «шкафчики» не слишком повлияли на выступления конюшни, так как сезон-1968 был для победителя двух предыдущих чемпионатов полностью испорчен проблемами с надежностью, в частности связанных с двигателями «Репко», из-за чего болиды команды смогли финишировать лишь в четырех гонках из двенадцати.

Стоит отметить, что в 1969 году коллектив начал использовать уже более привычные современному человеку элементы аэродинамики.

«Ред Булл» RB3 (на Гран-при Великобритании)

В 2007 году «Ред Булл» решил сделать доброе дело и провести акцию под названием «Лица благотворительности». Суть акции была в том, что любой человек мог пожертвовать некоторую сумму денег (от 10 фунтов стерлингов) в фонд по исследованию травм позвоночника, и портрет этого человека должен был появиться на ливрее болида команды на Гран-при Великобритании.

В общей сложности акция собрала более миллиона долларов, что, конечно, хорошо. Но когда в Сильверстоуне появилась машина австрийской конюшни, разукрашенная тысячами фотографий, многие пришли в недоумение от ее вида. Потому что если вблизи изображения людей и можно было разглядеть, то издалека казалось, что на автомобиль напала стая голубей.

Не лишним будет упомянуть, что через год автомобиль был продан с аукциона за весьма скромные 210000 евро.

Фото: en.wikipedia.org/Ann64

«Хонда» RA107 и RA108

В последние два года выступлений в «Формуле-1» «талантливые маркетологи» «Хонды» всерьез озаботились имиджем своей команды. Вместо того чтобы заняться поиском спонсоров, они потратили свои силы на концепцию Dream Earth, суть которой свелась к тому, что, нарисовав на болиде RA107 голубой шарик с морями и континентами, «Хонда» показала, насколько она заботится о матушке-Земле.

Как часто бывает, хорошая задумка сработала совсем не так, как надо. Болид был медленным, гонщики болтались в конце пелотона и машины попадали в телекамеры на общих планах или при авариях. В результате создавалось ощущение, что по трассе едет какое-то грязное пятно.

На следующий год болид японской команды побелел, но теперь ужасали его конструкционные особенности: всякие зубчатые дефлекторы, а также крылышки разных форм. Самое необычное крыло, получившее название «уши Дамбо», появилось на Гран-при Великобритании. К счастью, надолго беда с отростками в «Формуле-1» не затянулась – с 2009 года ФИА перетрясла регламент, сделав машины чище.

Фото: en.wikipedia.org/Mike Powell

Фото: en.wikipedia.org/Button-Honda/Marc Evans

«Макларен» MP4/10

Сегодня MP4/10 не вызывает особых чувств – однако в 1995 году публика была шокирована. За внешний вид этот «Макларен» обзывали то гвоздем, то зубилом, но больше расстраивал защитный кожух моторного отсека, на котором удобно расположилось маленькое крылышко. Спустя десять с лишним лет «акульи плавники» войдут в моду (хотя будут выполнять несколько иные аэродинамические функции), но в середине 90-х, когда болиды были «чистыми», такие конструкции не вызывали положительных эмоций.

Кроме чисто эстетических, существовали и другие проблемы – Найджел Мэнселл не влезал в кокпит, а болиду сильно не хватало прижимной силы. Но затем автомобиль доделали, конструкторы смогли найти прижимную силу – внешний вид MP4/10B стал приятнее, а под конец сезона Мика Хаккинен даже взошел на подиум.

Фото: Fotobank/Getty Images/Pascal Rondeau

«Энсайн» N174

«Энсайн» под номером 174 являлся модификацией болида, с которым команда пришла в «Формулу-1» из «Формулы-3» в 1973 году.

Этот похожий на бочку на колесах с шинковочным ножом спереди и пилотом внутри автомобиль участвовал в чемпионатах королевских гонок с 1974 по 1976 годы, но не смог заработать ни одного очка. Болид стал ярким свидетельством того, что некрасивые машины не могут быть быстрыми.

По правде говоря, в то время было много болидов подобной конструкции, но «Энсайн» можно выделить среди них как самый нелепый.

«Энсайн» N179

Эта машина не всегда выглядела так, словно конструктор решил сэкономить при ее разработке и приладить стремянку вместо носового обтекателя. Одна из ее модификаций выглядела вполне прилично. Но однажды команде пришла инновационная идея о том, как эффективнее охлаждать мотор, и автомобиль превратился в один из самых страшных и в то же время самых смешных гоночных болидов всех времен.

Самое интересное заключается в том, что после этих манипуляций двигатель наоборот перестал охлаждаться, а пилот в кокпите мог чувствовать, что у его автомобиля в буквальном смысле пламенный мотор.

В итоге машина за сезон-1979 смогла принять участие только в четырех гонках, по традиции «Энсайна» не набрав ни одного очка.