Из-за чего в «Формуле-1» проблемы с квалификацией

В автоспорте демократия не работает.

В главных автогонках мира новый кризис: из-за демократического подхода к изменению правил команды и руководство серии никак не могут прийти к согласию по квалификации. При этом все понимают – формат субботней сессии, действовавший в первых Гран-при сезона, провалился.

Почему бы просто не вернуться к старому формату?

Возвращения к прошлогодней схеме определения стартового порядка хотят и гонщики, и команды, и болельщики, но только не владельцы коммерческих прав и Международная автомобильная федерация (ФИА). И поскольку для принятия любого решения в «Формуле-1» нужна единогласная поддержка всех участников, ситуация остается патовой.

Загружаю...

Промоутер Берни Экклстоун и президент ФИА Жан Тодт считают, что не вызывавший нареканий прошлогодний формат слишком скучный – при нем гонщики одного гоночного коллектива на стартовой решетке занимают соседние места, лидеры почти всегда располагаются на первых позициях, а затем уверенно контролируют ход воскресного заезда. Как итог – результаты Гран-при, фактически, определяются еще до старта.

Что предлагают Экклстоун и Тодт?

У Берни много идей по улучшению квалификации, хотя ни в одной из них не видно духа спорта. Например, ввести систему «временного балласта», при которой победитель квалификации будет получать почет и всеобщее уважение, а также и прибавку в несколько секунд к своему лучшем кругу (и, следовательно, потерю позиций на стартовой решетке).

Другая идея, выдвинутая совместно Экклстоуном и Тодтом, заключается в суммировании двух лучших попыток в каждом из трех сегментов квалификации. Именно этот вариант они и предложили командам на прошедшем Гран-при Бахрейна.

Какими оказались бы результаты квалификации в Бахрейне при новой системе?

Мы помним, что поул благодаря блестящей финальной попытке в Сахире выиграл Льюис Хэмилтон, однако при новой системе трехкратный чемпион мира оказался бы только третьим – позади Нико Росберга и Себастьяна Феттеля. Все из-за того, что Льюис во время первой попытки допустил ошибку и проехал круг значительно хуже главных конкурентов.

Звучит не так плохо, но почему же команды против?

Загружаю...

Потому что новый формат на самом деле ужасен – гонщики вообще перестанут атаковать изо всех сил. Команды быстро подсчитают, с какой скоростью нужно проходить повороты, как использовать систему рекуперации энергии и другие подобные вещи, чтобы сберечь шины на два одинаково быстрых круга. Гонщики больше не будут рисковать – они постараются проезжать свои попытки в одном темпе, словно роботы. И при такой системе Хэмилтон в Бахрейне точно бы не стал пилотировать на грани.

Есть еще один момент – возможно, возникнет ситуация, при которой один из быстрых кругов пилота окажется лучшим во всем пелотоне. Однако второй его круг окажется не столь хорош. Как «Формула-1» будет объяснять зрителям, почему парень, проехавший быстрее всех, не будет стартовать первым?

Наконец, при стабильном прохождении кругов разница между лидерами и остальными станет еще разительнее. Если в обычных условиях аутсайдеры могли надеяться на невиданную удачу, невероятный круг или большую ошибку лидеров, то при формате с усредненным временем у них будет куда меньше шансов соответствовать скорости топ-команд.

Что дальше?

Пока что конюшни требуют у ФИА и Экклстоуна возвращения к прошлогодней квалификации, хотя бы как к временному решению. То есть, они согласны придумать новый увлекательный для зрителей формат, но лишь к концу сезона, а официально внедрить его только в 2017 году.

Однако нет никаких гарантий, что Берни и Жан согласятся. И это значит, что пока стороны не достигнут единого мнения, зрители по-прежнему будут видеть, как битва за поул завершается за три-четыре минуты до взмаха клетчатого флага.

UPD. Судя по последней информации, ФИА и Экклстоун согласились пойти на требование команд вернуться к формату квалификации образца сезона-2015. Изменения вступят в силу уже на Гран-при Китая. Теперь для утверждения возврата изменения должны быть официально одобрены Комиссией «Формулы-1» и Всемирным советом ФИА.

Загружаю...

Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason

Популярные комментарии
Владимир
Давайте пройдемся по всем вариантам. 1. Усредненное время - отстой, в статье толково описано почему. 2. Нынешняя - полное говно, и 0% за нее в опросе красноречивее некуда. Вообще впервые вижу 0% в опросе, хотя уже проголосовало 38 человек. 3. В прошлогодней меня все устраивало. Она работала уже лет 7, с тех пор как отменили дозаправки и пилоты перестали бензовозить в квалах. 4. 12-круговая мне никогда не нравилась. Команды первые полчаса сидели в боксах, а потом жаловались на траффик. Могу вспомнить только одну эпичную квалу по этой схеме - Маньи-Кур-99, когда шел дождь, все надеялись что подсохнет, а он только сильнее лил. Барик тогда на поуле стоял на скромно Стюарте. 5. Очень интересный формат, отличен для ТВ и ты реально можешь наблюдать за всеми пилотами и их кругом. Действовала в начале 00-х. Единственное, она несправедлива с точки зрения условий на трассе, которые могут значительно меняться в течении часа. Я даже не про дождь говорю, это понятно, а про держак и банально температуру полотна. Хотя сюрпризов из-за этого больше, что хорошо. Но и у пилотов нет возможности отыграться за смазанный круг. 6. Ничего лучшего и в голову не лезет.
Gamergaster
Сделать единый квалификационный болид и пусть каждый гонщик проедет 1 быстрый круг на нем :)
Stik
Хороший разбор. Я вот еще что скажу - и это совершенно очевидно. Дайте же наконец безлимит на квалификацию по шинам. Ни или не безлимит, а по 3-4 комплекта на сегмент (больше там все равно не успеть) и вернитесь к предыдущим правилам. На каком комплекте пилот лучшее время поставил - тот ему и оставляем в гонку, остальные - забираем. И все. Пилоты будут атаковать, т.к. не будет смысла экономить резину. Ведь прямо скажем - претензии-то не к тому, что квалификация выставляет пилотов на решетке в порядке их силы - так и должно быть -а к тому, что они половину времени в боксах сидят, т.к. иначе не на чем ездить будет в гонке. Что есть глупость, а не экономия. Проблема того, что пилоты в квале выстраиваются по их силам - это вообще-то не проблема квалификации, а проблема того, что машины четко разбиты на группы по силам. И ее надо решать совсем не форматом квалификации, а изменениями регламента или чем-то в этом духе. Что с того, что квала станет интереснее, если гонки не станут? А вот простая возможность попробовать 3-4 раза выдать крутой круг вполне может дать результат (уж точно больше, чем 1-2 круга в прошлом году, который в свою очередь на порядок лучше нынешнего в плане квалификации - а тогда, напомню, красные были слабее относительно мерсов).
Ответ на комментарий Владимир
Давайте пройдемся по всем вариантам. 1. Усредненное время - отстой, в статье толково описано почему. 2. Нынешняя - полное говно, и 0% за нее в опросе красноречивее некуда. Вообще впервые вижу 0% в опросе, хотя уже проголосовало 38 человек. 3. В прошлогодней меня все устраивало. Она работала уже лет 7, с тех пор как отменили дозаправки и пилоты перестали бензовозить в квалах. 4. 12-круговая мне никогда не нравилась. Команды первые полчаса сидели в боксах, а потом жаловались на траффик. Могу вспомнить только одну эпичную квалу по этой схеме - Маньи-Кур-99, когда шел дождь, все надеялись что подсохнет, а он только сильнее лил. Барик тогда на поуле стоял на скромно Стюарте. 5. Очень интересный формат, отличен для ТВ и ты реально можешь наблюдать за всеми пилотами и их кругом. Действовала в начале 00-х. Единственное, она несправедлива с точки зрения условий на трассе, которые могут значительно меняться в течении часа. Я даже не про дождь говорю, это понятно, а про держак и банально температуру полотна. Хотя сюрпризов из-за этого больше, что хорошо. Но и у пилотов нет возможности отыграться за смазанный круг. 6. Ничего лучшего и в голову не лезет.
Еще 23 комментария
26 комментариев Написать комментарий