«После сомнительного старта Квят стал сильнее». Аллан Макниш – об итогах в «Формуле-1»

Шотландский гонщик выделяет позитивные и негативные моменты из прошедшего чемпионата мира.

Некоторые говорят, что из-за раннего оформлению титула Льюисом Хэмилтоном сезону-2015 не хватало драмы. Однако, как и в случае с любым другим сезоном «Ф-1», мы стали свидетелями множества событий, происходивших в том числе вокруг персоны Хэмилтона, которые сохраняли интерес зрителей к гонкам. Год подходит к концу, так давайте же вспомним, что в этом сезоне было хорошего, плохого и неприятного.

Хорошее

После завоевания второго чемпионского титула в финальной гонке 2014 года Хэмилтон набрал отличную форму и в новом чемпионате просто полетел. Он избавился от всех слабых сторон из прошлого сезона, и в начале нового первенства был невероятно силен. Он выигрывал квалификации, а затем доказывал превосходство в гонках.

В этом году победы давались Хэмилтону очень легко, и только после завоевания титула он позволил себе, как мне кажется, немного сбавить, благодаря чему Нико Росбергу и удалось выровнять ситуацию. Уверен, что Льюис смог провести подобный сезон за счет завоевания титула в 2014 году – спустя шесть лет после первого триумфа, – тем самым он сбросил с плеч колоссальный груз ответственности и давления.

Загружаю...

Хэмилтон был очень близок к титулу в дебютном чемпионате-2007, сумел добиться цели со второй попытки, но потом ему пришлось иметь дело с серией разочаровывающих сезонов. Он по-прежнему был очень быстрым, но на трассе болид «Макларена» был не так хорош, как машина «Ред Булл», да и надежностью болид британской команды не отличался. При этом вне трассы у Льюиса возникали конфликты с отцом и другими авторитетными людьми. Все выглядело так, словно гонщик разочаровался в «Формуле-1», да и в некоторых аспектах своей жизни тоже. А справиться с такими вещами не слишком просто.

Льюису нужно было перейти в «Мерседес», чтобы найти себя – и он сделал это на Гран-при Абу-Даби 2014 года. Все давление на результат и мысли «смогу ли я выиграть еще титул» исчезли. На другой стороне боксов данное сражение также отняло много сил у Нико Росберга. Хэмилтон приложил массу усилий, чтобы обеспечить себе новую победу в 2015 году. Интенсивность сражения была очень высока, и именно поэтому Льюис, вероятно, немного сбавил темп после достижения успеха.

«Мерседес»

В этом сезоне действующие чемпионы переписывали рекорды. Они лидировали на протяжении 86 процентов всех кругов. Повторили свое достижение, одержав 16 побед, а также повторили рекорд «Ред Булл», завоевав 18 поулов. Команда установила рекорды всех времен, сделав 12 дублей (в общей сложности 31 раз побывав на подиуме), рекорд по количеству очков и показав максимальный процент от общего количества заработанных очков.

В прошлом году команда построила болид, не имевший себе равных, а в этом сезоне только улучшила его. «Ред Булл» был близок к соперникам с точки зрения эффективности аэродинамики, но с точки зрения механических характеристик болид «Мерседеса» не имел себе равных, как и с точки зрения стабильности и надежности техники.

Загружаю...

Единственной слабостью команды остается операционная деятельность на трассе, и порой «Мерседес» мог перехитрить сам себя. Например, когда команда запуталась в стратегии, что стоило Льюису Хэмилтону победы на Гран-при Монако.

Молодые таланты

Возможно, в конце 2016 года «Формулу-1» ждут определенные изменения. Контракт Кими Райкконена с «Феррари» рассчитан только на год, истекает и соглашение Дженсона Баттона с «Маклареном». Обоим уже за тридцать.

Не слишком доволен и Фернандо Алонсо, хотя его соглашение с «Маклареном» рассчитано до конца сезона-2017, и он, вероятно, точно отработает его до конца, а возможно и подпишет новое соглашение.

Тем временем, новое поколение уже заявило о себе. Мы уже обсуждали впечатляющие выступления Макса Ферстаппена и Карлоса Сайнса-младшего. Также мы видели Фелипе Насра на «Заубере», чей дебют в Мельбурне получился впечатляющим, да и по ходу сезона бразилец отлично поработал, ведь ему пришлось управлять не самой послушной машиной, на которой, к тому же, вообще не появлялись новинки.

Ну и конечно, был еще Даниил Квят на «Ред Булл». Об этом можно легко забыть, но для россиянина этот сезон стал лишь вторым в «Формуле-1» – Квята бросили в пучину сражений с Даниэлем Риккардо после ухода Себастьяна Феттеля в «Феррари». А ведь Риккардо очень прочно обосновался в «Ред Булл» после того, как победил немца.

Загружаю...

Квят находился под колоссальным давлением – советник «Ред Булл» Гельмут Марко намеренно действует подобным образом, чтобы увидеть, способен ли молодой гонщик справиться с трудностями. Но после сомнительного старта сезона и работы с не самой простой машиной Даниил сумел стать сильнее и в итоге закончил сезон, переиграв Риккардо по количеству заработанных очков.

«Феррари»

Скудерии удалось отыграться после ужасающего сезона-2014. Изменений было много: команда сместила двух руководителей, с поста президента ушел Лука ди Монтеземоло, коллектив покинули Фернандо Алонсо, Пэт Фрай и несколько других ключевых фигур, а Джеймс Эллисон к тому моменту провел на посту технического директора не слишком много времени.

В начале сезона команда заявила, что хочет выиграть две или три гонки, и сделала именно то, что и обещала. При этом «Феррари» удалось создать «Мерседесу» больше проблем, чем ожидалось.

Слабой стороной Скудерии остаются квалификации. Но, как мы видели на Гран-при Малайзии, если «алым» удавалось оказываться рядом с «Мерседесом» на стартовой решетке, то и в гонке команда могла навязать соперникам борьбу.

Плохое

Все были рады тому, что команде «Манор» удалось избежать ухода в небытие зимой и принять участие в сезоне-2015. Но было неприятно видеть, как команда была вынуждена сидеть в боксах на Гран-при Австралии без надежды выехать на трассу. Это стало разочарованием не только для команды, но и для всех остальных – учитывая, какие усилия приложили в «Маноре», чтобы сохранить коллектив.

В тот момент казалось, что команда вряд ли продержится хотя бы половину сезона. Но руководитель Джон Булт и спортивный директор Грэм Лоудон – настоящие гонщики по духу – проделали потрясающую работу, чтобы команда дожила до конца чемпионата… и лишь затем, чтобы потом ее покинуть. Теперь владельцу «Манора» Стивену Фитцпатрику придется искать им замену и готовиться к сезону-2016, что будет весьма непростой задачей.

Загружаю...

«Пшик» в финале

Большое разочарование – это то, что к финальной гонке сезона в чемпионате осталась всего одна интрига: четвертое место в личном зачете, за которое боролись Кими Райкконен и Валттери Боттас. Неудивительно, что рейтинги трансляции оказались очень низкими.

Я не являюсь защитником идеи двойных очков – спорного правила, опробованного в 2014 году, – но тогда нам, по крайней мере, было о чем поговорить. Важнее то, что данная ситуация лишь доказала предсказуемость сезона-2015, и «Формуле-1» лучше было бы избежать повторения чего-то подобного в будущем.

«Ред Булл»

От четвертого подряд титула в 2013 году до трех побед в 2014-м и до лишь пары подиумов в прошедшем сезоне – падение «Ред Булл» затянулось. Во многом причиной этого стала неспособность «Рено» улучшить двигатель, так что падение относительно конкурентов объяснимо.

В то же время, шасси «Ред Булл» – впервые за шесть лет, – также оставляло желать лучшего. По крайней мере, пока команда не подготовила новинки к середине сезона. Исчезновение «Ред Булл» из числа фаворитов только облегчило задачу «Мерседеса», и в данный момент, к сожалению, сложно представить, что в следующем году «Ред Булл» сумеет выступить заметно лучше, ведь «Рено» по-прежнему работает над улучшением своего департамента по развитию двигателя.

Загружаю...

Силы политики

Главный спор в этом сезоне разгорелся не на трассе, а за ее пределами: стороны постоянно предъявляли новые аргументы, защищая свои точки зрения по вопросу регламента использования двигателей.

В «Формуле-1» уже два года действует нынешний регламент, и чемпионату нужно, чтобы пришли новые производители. Этого никогда не случится, если правила будут постоянно меняться, потому что в первую очередь крупным компаниям нужна стабильность. Они не хотят рисковать своими инвестициями, которые могут быть сведены на нет очередным изменением регламента. Я не говорю, что нынешний регламент в отношении двигателей верен и не верен, но командам не стоит публично подвергать его критике.

Гонки под угрозой

Гран-при Германии – один из долгожителей в календаре «Формулы-1», но в 2015 гонка не состоялась из-за финансовых проблем «Нюрбургринга», одного из культовых автодромов мира. У Германии есть чемпионская команда, четырехкратный чемпион и еще один претендент на титул, но нет гонки.

Странно, что при этом «Нюрбургринг» принял этап WEC, который посетили 62 тысячи зрителей. Так что у публики есть интерес к гонкам. Но затраты в «Формуле-1» слишком высоки – из-за слишком больших взносов за проведение Гран-при.

От подобных проблем страдают и другие автодромы – проведение Гран-при Италии, еще одного исторического этапа, также под угрозой. Недавно к этому списку добавилась и очень популярная гонка в США.

Но вместо того, чтобы что-то с этим сделать, «Формула-1» продолжает приезжать в новые для себя страны, где культура «Ф-1» попросту отсутствует – в Корею, Индию, теперь Азербайджан, – и проводит Гран-при, которые могут точно так же очень легко исчезнуть из календаря чемпионата (как только организаторы осознают, что не могут позволить себе подобные затраты на проведение гонок). «Формуле-1» обязательно нужно изучить сложившуюся ситуацию.

Загружаю...

Неприятное

Речь пойдет о проблемах с деньгами – в тех или иных случаях.

Перед началом первой гонки сезона «Заубер» оказался в крайне неприятной ситуации. Подписав контракты с четырьмя гонщиками – хотя мест всего два, – команде пришлось отправиться в суд прямо по ходу гоночного уик-энда в связи с иском, поданным одним из гонщиков, которому было обещано место в кокпите – речь о Гидо ван дер Гарде.

Как бывшему пилоту «Формулы-1», мне отношение «Заубера» кажется трудно перевариваемым. Команда оказалась в такой ситуации, потому что ей были нужны деньги, поступившие от всех пилотов, с которыми коллектив заключил контракты, чтобы выжить. Но в итоге «Зауберу» пришлось выплатить неустойку ван дер Гарде. Эта ошибка дорого обошлась команде, а также лишила голландца шанса когда-либо вновь оказаться за рулем болида «Формулы-1».

Эта ситуация ярко иллюстрирует, в каком финансовом положении находятся маленькие команды. Результатом стало то, что многие попросили ФОМ авансом выплатить им причитающиеся премиальные, чтобы просто пережить зиму, а две команды подали официальную жалобу в Комиссию Евросоюза на нарушение принципов конкуренции в «Формуле-1».

Слишком много грязного белья было вынесено на публику. Тенденция продолжилась и спором по поводу регламента на двигатели, и поисками «Ред Булл» нового двигателя после разрыва отношений с «Рено» – которые, впрочем, не увенчались успехом.

Я предпочитаю, чтобы такие проблемы решались за закрытыми дверями. Разумеется, так не может быть всегда, но в 2015 году взрывоопасные ситуации выносились на публику слишком часто.

Проблемы «Макларена»

Загружаю...

За мучениями «Макларен-Хонды» было тяжело наблюдать всем окружающим – не только тем, кто был напрямую вовлечен в работу команды. Легче всего обвинить во всем «Хонду», ведь наибольшей проблемой действительно была нехватка мощности японского двигателя. Но ведь именно «Макларен» добивался и всячески соблазнял «Хонду», лег с ней в постель, и в итоге решения по вопросу компоновки задней части болида и конструкции двигателя были приняты сообща. Да и данная концепция минимизации размеров была лишь частью проблемы.

Когда я думаю о «Макларен-Хонде», в моей голове всплывает образ Айртона Сенны, выигрывающего чемпионский титул, а не то, как два великолепных гонщика с огромным трудом вытаскивают команду на девятое место в Кубке конструкторов.

Нужно что-то менять. Хорошая новость в том, что обе стороны прекрасно это понимают. Единственный вопрос: сколько времени им потребуется, чтобы что-то с этим сделать?

Все хорошо, что хорошо кончается

На протяжении большей части сезона-2015 ситуация, в которой оказалась команда «Лотус», была крайне неприятной. Команда, которая ранее называясь «Бенеттон» и «Рено», выиграла четыре титула, была на последнем издыхании, а владельцы вкладывали в нее как можно меньше денег, стремясь завершить сделку с «Рено».

Команда пережила серию неприятных моментов – доходило до того, что имущество «Лотуса» арестовывали судебные приставы.

Но в итоге, когда сезон уже закончился, продажа команды «Рено» была наконец-то подтверждена. И как тот, кому ранее доводилось выступать за эту команду, лично я этому очень рад.

Загружаю...

Источник – BBC

Фото: REUTERS/Hoch Zwei/Action Images; Gettyimages.ru/Clive Mason (2,3); globallookpress.com/HochZwei/Imago

Популярные комментарии
Mikamir
Ну пошёл ты в жопу! Болеть у него нет желания... Первый раз в Формуле гонщик от России такого уровня (хотя Виталя тоже очень сильный гонщик), да ещё и на более менее боеспособном болиде, первый раз, Карл!
Ответ на комментарий Fe9l
Все равно нет желания за него болеть,за Петрова прям гордость была,я формулу 1 стал смотреть в течении 2х лет,хотя до этого не смотрел вообще.А тут какой-то гордости как за соотечественника нет что ли,ну ездит то ли американец то ли еще кто-то вообще до лампочки
barthazar
Вернь был без права на ошибки? Он три года ездил за "бычков". Особого прогресса не было. Остался без команды. Если он такой талант, почему другие команды прошли мимо него?
Ответ на комментарий MadMax33
про давление на Квята не согласен. он один из немногих пилотов на которых не давили. первый сезон в Ф1 показал, что будь ты даже в три раза хуже Верня - тебя не отправят на мороз. второй сезон и вовсе в шоколаде... просто доезжай до финиша и тебе никто слова не скажет плохого. еще и напарник между делом организовал подиум. там у них с Хорнером отношения лучше не придумаешь. вышли далеко за пределы допустимого :) обидно, ведь действительно талантливым пилотам такое не упадет на голову. за каждый косяк Ферстаппена или Сайнца их будут сжирать все... от руководителей до журналистов. Макс в этом сезоне не имел права ехать по другому. иначе вслед за Вернем. так же в Формулу без права на ошибки придет Стоффель и тоже должен с начала ехать на все деньги. доезжать как Квяту этим ребятам никто не даст.
ISEEDEADPEOPLE
хахах ясно,самый большой везунчик..
Ответ на комментарий MadMax33
про давление на Квята не согласен. он один из немногих пилотов на которых не давили. первый сезон в Ф1 показал, что будь ты даже в три раза хуже Верня - тебя не отправят на мороз. второй сезон и вовсе в шоколаде... просто доезжай до финиша и тебе никто слова не скажет плохого. еще и напарник между делом организовал подиум. там у них с Хорнером отношения лучше не придумаешь. вышли далеко за пределы допустимого :) обидно, ведь действительно талантливым пилотам такое не упадет на голову. за каждый косяк Ферстаппена или Сайнца их будут сжирать все... от руководителей до журналистов. Макс в этом сезоне не имел права ехать по другому. иначе вслед за Вернем. так же в Формулу без права на ошибки придет Стоффель и тоже должен с начала ехать на все деньги. доезжать как Квяту этим ребятам никто не даст.
Еще 6 комментариев
9 комментариев Написать комментарий