Первый футбол в нашей жизни

Авторы и редакторы Sports.ru – о том, как они сделали это в первый раз. Посмотрели футбол.

Алексей Белов, зам. главного редактора

Я эту историю рассказывал много раз, и делать это очень любил. Свой первый осознанный и от начала до конца футбольный матч я посмотрел осенью 1983 года. Тогда, унылым октябрьским вечером, под непревзойденный комментарий Котэ Махарадзе, киевское «Динамо» обыграло в Грузии тбилисское «Динамо» со счетом 3:1. Деталей той игры я, конечно, уже не помню, но она была явно интересной, потому что влияние ее оказалось очень велико. Очень скоро я и сам начал играть в футбол, и смотрел его уже постоянно, и даже болеть стал за «Динамо» – правда, московское (там, конечно, были и другие причины, но сейчас речь не об этом).

Как это часто бывает, любой фактчекинг губителен для доброй истории из прошлого. Правдой в ней оказались только команды и победа Киева. Возможно, еще Котэ Махарадзе, но это куда сложнее проверить. Игра же состоялась не осенью 1983-го, а весной 1984-го, и киевляне выиграли не 3:1, а 3:0. Хотя, если подумать, это не так уж принципиально.

Загружаю...

Алескей Логинов, автор блога «Моя Италия»

Первым турниром, за которым я следил от начала и до конца, стал чемпионат Европы 1988 года. Матч-открытие – ФРГ против Италии. Когда комментатор Владимир Перетурин называл составы, моим первым желанием было встать и уйти. Мальдини, Донадони, Джаннини... Кто все эти люди? Где Антоньони, Кабрини, Ширеа, Тарделли? Только присутствие Беппе Бергоми удержало меня у экрана черно-белого телевизора «Рекорд». Я, начитавшись историй про ЧМ-82, хотел увидеть в команде кого-то из своих кумиров, но к тому времени многие из них уже завершили карьеру.

Совершенно не запомнился гол Манчини, зато ответ немцев почему-то врезался в память. Вот Дзенга делает несколько лишних шагов с мячом в руках, и арбитр назначает свободный удар. Тренер итальянцев удивленно разводит руками. Весь матч молодая «Скуадра Адзурра» играла здорово и вполне могла победить. Когда же Адзельо Вичини заменил Виалли и выпустил Альтобелли, я победно вскинул руки. Сейчас он покажет колбасникам! Но шла уже девяностая минута. Эх, выйди Сандро чуть раньше, мы бы наверняка их дожали.

Загружаю...

Иван Калашников, шеф-редактор, автор блога «Coffee & TV»

В мае 1990 года отец в первый раз привел меня на футбол: Москва, чемпионат Союза, «Динамо» – «Арарат». Это был последний тур перед летним перерывом, главным событием которого должен был стать чемпионат мира в Италии, а я к нему был ну совершенно не готов – если не считать зачитанного справочника со всеми матчами сборной СССР, о реальном футболе у меня тогда не было никакого представления. Реальный футбол оказался жестким, как сиденья на старом «Динамо», и жестоким: к перерыву «Арарат» вел 2:0, а вратарь Сметанин ужасно раздражал меня тем, что выбивал мяч от ворот не как можно дальше, а как можно выше – «зажигал свечку», как сказал отец. «Динамо» отыграло один мяч, но потерпело поражение и потеряло меня как потенциального болельщика. Зато через месяц я уже скандалил с родителями на кухне, требуя неограниченного просмотра матчей ЧМ-90, и был уверен, что футбол по телевизору в тысячу раз лучше футбола на стадионе. К счастью, другим командам со временем удалось меня переубедить.

Загружаю...

Дмитрий Долгих, редактор

Первый матч, как, в общем, и последний, обычно не выбирают, иначе этот вряд ли бы для кого-то стал первым. Я определенно не из тех, кто подсел на футбол с того момента, как научился ходить, потому осмысленно начал смотреть матчи довольно поздно. Отдельные нечеткие кадры в памяти зачем-то остались с конца 80-х, но первые полноценные игры относятся только к чемпионату Европы-1992.

Сборная моей страны тогда называлась сборной СНГ, я видел самый конец матча с Германией и гол Хесслера со штрафного на последней минуте, укравший у нас победу, ничего не видел из игры СНГ – Голландия (героические вроде бы были 0:0) и почти целиком посмотрел матч СНГ – Шотландия. Тяжкое было зрелище: шотландцам уже ничего не было нужно, СНГ было нужно почти все, однако Шотландия выиграла 3:0. Одна картинка оттуда уже наверно не забудется: дальний удар шотландца, мяч попадает в штангу, отлетает в только что не дотянувшуюся до него руку Харина и вкатывается в ворота. Сложно сходу придумать что-то обиднее. Наши так ничего и не забили, пропустили еще два чуть менее обидных мяча и разбрелись по стремительно набиравшим независимость сборным.

Загружаю...

Хмурый скандинавский пейзаж, нелепый гол, обида, несправедливость, разочарование – очень похоже, этот матч мне подсунули, чтобы я забыл о футболе и занялся чем-то полезным. План провалился: именно в этот момент я окончательно заболел футболом и так, в общем, до сих пор и не вылечился.

Станислав Рынкевич, автор блога «Испанская кухня»

Самый ранний матч, который я запомнил, – это нулевая ничья «Галатасарая» с «Барселоной» на старте группового этапа Лиги чемпионов 1993/94. Обе команды играли в одной группе с московским «Спартаком», и игры соперников российского клуба разбирали подробно. В тот же день сердце шестилетнего мальчика, болеющего вместе с отцом у телевизора, было разбито – «Спартак» разгромно проиграл «Монако» 1:4, и это была первая футбольная трагедия в моей жизни.

Наверное, в параллельном матче я просто искал какое-то утешение. При том, что ни одного гола команды не забили, игра была очень динамичной и богатой на моменты. Спустя многие годы, я считал, что матч закончился со счетом 2:2 или 3:3, пока не сверил детские воспоминания с реальностью. А еще там классно действовали вратари – я копировал их манеру во дворе, стараясь не столько отбить мяч, сколько красиво приземлиться.

Загружаю...

До второй футбольной трагедии в жизни (финал в Афинах) оставались считанные месяцы.

Артем Шмелев, фоторедактор, автор блога «Don’t panic»

Первые воспоминания – это 95-й год и победы «Спартака» в ЛЧ. Но тогда какой-то отдельный матч не запомнился. Затем было Евро-96, первый большой турнир моего детства. Помню, долго решал, что посмотреть: матч Россия – Италия или игру на первенство области на местном стадионе. События начинались одновременно. Выбрал второе и голы Казираги увидел уже в новостях.

Евро-96 я провел в обнимку с тетрадкой, в которой писал и рисовал все о турнире. Поэтому, когда в августе 96-го нас с братом впервые в жизни повезли в Москву, то после экскурсий на Красную площадь, зоопарк и Макдональдс мы пошли на футбол. Мы – это я и папа. У брата к тому времени уже была аллергия на футбол, потому что, когда я смотрел его по телевизору, он не мог включить мультики или поиграть в Сегу.

На «Динамо» Россия и Бразилия играли товарищеский матч. Где-то внизу бегал Кафу и забивал молодой Роналдо, но я их не знал: на Евро-96 Бразилии же не было. Зато я знал всех наших ребят. Никифорова, который забил пенальти. Веретенникова, который травмировался в первой игре за сборную. Радимова, который пальнул с 30 метров так, что я пропустил его гол и расстроился отстутствию повторов.

Папа увидел на трибуне Виктора Тихонова и показывал мне его. Я хоккейного тренера тогда не знал и искал там Андрея Тихонова. Не нашел. Матч закончился 2:2, после него мы пошли домой, где я спрашивал у мамы и брата: «Вы меня видели по телевизору?»

Загружаю...

Виталий Суворов, автор блога «Square One»

Впервые я узнал о существовании профессионального футбола в конце 90-х (мне было около семи лет), но тогда меня это совершенно не увлекло – пока парни на улице пинали мяч, мы с друзьями обменивались наклейками, играли в сотки и занимались еще какими-то странными вещами. Все изменилось спустя три года: летом 2002-го я оказался на даче старых знакомых моих родителей и в какой-то момент заметил, как местные мужики начали потихоньку собираться у маленького черно-белого телевизора – чтобы посмотреть, как Роналдо, Ривалдо и Роналдиньо уничтожат Германию в финале чемпионата мира. Именно в тот день в мою голову пробрались самые базовые знания о футболе: о том, что Оливер Кан – лучший вратарь мире, Роналдо – лучший нападающий, а Роналдиньо через пару лет обязательно будет зажигать в главных европейских топ-клубах, я узнал как раз от деревенских мужчин.

Загружаю...

Той же осенью мне купили мой первый футбольный симулятор – кажется, это был PES, – и знаний стало гораздо больше.

А какой футбол был первым в вашей жизни?

Фото: REUTERS (топовое); РИА Новости/Юрий Сомов, РИА Новости; REUTERS/Jerry Lampen

Популярные комментарии
babangida
У Муна видимо до сих пор не было первого футбола... Это многое объясняет )
Павел Хрусталев
У меня был, скорее, первый футбольный вечер. Пожалуй, один из лучших за всю историю моего "боление" - такое превзойти очень трудно. 26.05.1999, недавно с триумфом выпустившись из первого класса, я не нашел в программе одного из любимых мультиков про Трансформеров и сел с папой смотреть финал Кубка России "Зенит" - "Динамо" (с ума можно сойти, если подумать, что мой папа тогда был всего на пять лет старше меня нынешнего). Это был первый шанс за очень долгое время для родного "Зенита" выиграть хоть что-нибудь, хотя я об этом и не знал. Папа был напряжен, особенно это было заметно после первого гола Писарева. Ну а потом в дело вступили гении Александра Панова и Романа Максимюка, которые за три минуты забили три гола, и Юрий Вернидуб тряс Кубком над головой. Это был праздник. Тогда я подумал, что футбол хорошая игра. Ну а через несколько часов случилось то, из-за чего я все еще болею за "Манчестер Юнайтед". Тот самый финал Лиги чемпионов с "Баварией", Тедди и пижоны. Матч был поздний, мама была против и говорила, что пора идти спать, но папа настоял на своем. После этого вечера я полюбил футбол по-настоящему и написал белыми красками на своей обычной красной футболке "СУЛЬШЕР".
Viacheslav Yakubenko
У меня тоже ЧМ-2002 был первым осознанным соревнованием. Я после этого даже у мамы за какие-то успехи в школе выпросил футболку Анри Камара из Сенегала. Круто, что я тогда был жирным, так что я до сих пор иногда могу в ней в футбол гонять )))
Еще 432 комментария
435 комментариев Написать комментарий