Расклад сил в мировой фигурке после финала Гран-при: кто в порядке, а кто отстает?
Финал Гран-при по фигурному катанию – последнее очное соревнование лидеров перед Олимпиадой.
Форма уже близится к пику, так что по прокатам в Нагое можно примерно представить расстановку сил в каждом виде. Математическую. В Милане сделаем поправку на олимпийский адреналин.
С чем фигуристы подойдут к главному турниру четырехлетия?
Женщины наращивают сложность, останавливаться им больше нельзя
Одиночницы все больше разгоняют сложность, это доказывают цифры:
● впервые с 2019 года половина участниц финала заявила ультра-си;
● впервые с того же 2019-го все участницы преодолели порог в 200 баллов по сумме, а призеры набрали 210+.
Уже сейчас тройной аксель – необходимость для борьбы за золото. В Милане в нее вмешается еще Аделия Петросян с четверным тулупом. А в следующем сезоне тренд поддержат нынешние юниорки Мао Шимада и Ю Чжэ Ким, настанет их пора перейти во взрослые. У девочек, к слову, все финалистки в этом году заявили триксель – таков базовый уровень трудности для нового поколения.
Да, Алиса Лью победила и без него, но получила лучшие в сумме надбавки за чистоту исполнения и сделала дорогой каскад 3 лутц + 3 риттбергер.
Каори Сакамото даже он не понадобился, чтобы оказаться в тройке, но она безоговорочный мировой лидер по компонентам, опережающий любую соперницу минимум на +5 только по этому критерию. Это как раз стоимость оборота, нужного для прыжка экстра-класса.
Так что на Играх-2026 в финальной разминке все или почти все будут рисковать – вынужденно.
Сакамото нервничает из-за конкуренции с новичками. Срывы не дают ей дотянуться до золота
У Каори явно накопились усталость и напряжение из-за конкуренции. Дело не только в сорванных прыжках – в Нагое Сакамото, по сути, лишилась двух из них из-за бабочек, короткую докатывала с трудом.
Лучших фигуристок мира трясет на репетиции Олимпиады: Сакамото в слезах, Гленн с «бабочкой»
Японка признается, что чувствует возрастающее давление. Вот пара примеров.
О поражении на этапе во Франции: «Вот каково это проигрывать новому поколению. Я просто подумала: «Это такой высокий уровень!» Когда в начале сезона не можешь победить, даже набрав 220, это многое значит. Как и второе место. Очки и место в таблице говорили мне: «Нельзя терять бдительность!»
В этой же беседе Каори рассказала, что увеличила интенсивность тренировок, потому что прежней для соперничества не хватает.
О победе дома на NHK Trophy: «Я не хочу проигрывать. Я бы хотела, чтобы следующее поколение подождало еще несколько месяцев, прежде чем взять на себя инициативу».
О срыве короткой в финале: «Я допустила ошибку там, где редко ошибаюсь, даже на тренировке. Я не поняла, что произошло, пока не услышала реакцию публики. Я чуть не позволила этому задеть меня, но удалось переключиться и сдержаться, чего было едва достаточно. Я проиграла самой себе».
Юные соперницы действительно поджимают.
Накаи обыграла Сакамото в каждом из двух очных противостояний в этом году. На подходе Шимада, за ней придут Мэй Окада и Сумика Каназава. В похожем положении находится Эмбер Гленн в США. Так что эмоции Каори понятны – ей не дают закончить на пике, но с этим надо совладать до Игр.
Гран-при показал, что без крепких выездов ее не спасают даже компоненты.
Пары тоже накрыл предолимпийский мандраж, но на подмогу приходят судьи
Минерва Фабьен Хазе и Никита Володин, которые год назад выглядели самым стабильным дуэтом, в этом сезоне почти на каждом турнире теряют по элементу. Причем не только проблемные для многих парников прыжки или выбросы – страдают тодесы, поддержки и даже вращения.
Деанна Стеллато-Дудек и Максим Дешам в финале тоже выглядели растерянно: у них в сезоне-2025/26 еще ни одного турнира без срывов.
Каждый из них, даже недокрут или легкое касание, может отбросить очень далеко. Ведущие пары заявляют похожий контент, разница в стоимости выбросов (сальхов или риттбергер против флипа или лутца) умещается в 0,9. В цене тодесов разного уровня и того меньше. Так что надбавки за исполнение (а следовательно, крепкие нервы) в таких условиях становятся ключевым преимуществом.
Немцы подтверждают:
«Да, 70 баллов неплохая оценка, но мы нацелены на большее. После короткой все очень плотно – первые четыре пары приехали практически в одни баллы. Завтра все начинается с нуля.
По турнирам этого сезона видно, что все нервничают больше, чем обычно – видимо, это эффект олимпийского сезона», – объяснила Хазе после потерь в короткой.
Впрочем, надбавки зависят не только от качества прокатов. Судьи тоже включились в гонку.
В произвольной канадский арбитр поставил Стеллато-Дудек и Дешаму на 5 баллов больше средней оценки, грузинский арбитр так же одарил Метелкину с Берулавой и сдержал на то же количество баллов Хазе и Володина. Немецкий судья увидел опасность прежде всего в итальянцах Конти и Мачии и отклонился на -3 от итогового значения.
Ближе всех к реальности оказалась Япония: со средними баллами разница почти везде не больше одного.
Монреальская академия идет за полным пьедесталом Игр. У первой ступеньки там уже тесно
Танцы на льду тоже возвращаются в 2019-й: впервые за 6 лет все медали финала Гран-при уезжают в Монреальскую академию.
Велика вероятность, что такой будет тройка и в Милане. За ними три лучшие суммы баллов по ходу всего сезона и победы на всех этапах серии, кроме канадского, где первыми стали Пайпер Гиллес и Поль Пуарье, ученики Кэрол Лейн и Юриса Разгуляевса.
Показательно, что в финале они уступили бронзовым призерам Лайле Фир и Льюису Гибсону 0,06. Кажется, это просто погрешность, но сложилась разница из-за надбавок в GOE. Канадцы опередили британцев на 2,37 в базе, но проиграли 2,21 плюсами за исполнение, еще 0,22 Лайла и Льюис отбили компонентами. То есть двумя самыми субъективными частями оценки.
Впрочем, стоимость контента в танцах тоже величина нестабильная. Повальные понижения до первого уровня даже у опытных чемпионов и претензии к элементам, возникающие только после нескольких турниров, говорят о том, что техком и арбитры сами пока не определились, какими они хотят видеть танцы на льду.
Требования к спортсменам даже в финале выглядели странно: Эмилия Зингас и Вадим Колесник, не упустившие в этом году ни одного пьедестала, вдруг обнаружили, что в их ритм-танце есть запрещенный элемент.
Лучшие фигуристы мира разгромили судей – теперь судьи мстят
И в обратную сторону: Лоранс Фурнье-Бодри и Гийом Сизерон, на Finlandia Trophy получившие первый и второй уровни за одноножную дорожку, в финале за тот же элемент заработали третий и четвертый. Получается разбег от планки юниоров до суперпро за две недели.
Финал стал важной проверкой для дуэтов: они впервые встретились на нейтральной территории.
Итог: Мэдисон Чок и Эван Бейтс по-прежнему номер один и в ритм-танце, и в произвольном. Гийом и Лоранс могли бы навязать более серьезную борьбу, если бы не падение и передержанная поддержка во второй день. В теории оценка там могла быть на уровне 134,5 с учетом подросшей базы и рекордных (с Гран-при Франции) компонентов. Тогда сумма превысила бы 222 и позволила бы обогнать американцев.
Но это сравнение абстрактное – неизвестно, как отнеслись бы судьи к французам при чистом прокате. Да и неясно, случится ли такой в Милане.
Но прояснилось одно: золото между собой делить будут прежде всего Чок/Бейтс и Фурнье-Бодри/Сизерон – остальные все еще идут с отставанием.
Малинин продавил идею с семиквадкой и готовится снова поспорить с судьями
Илья сотворил в Нагое историю. Настолько громкую, что в очередном предисловии она не нуждается.
Этот рекорд больше, чем обновление цифр в таблице самой сложной технической базы. Чтобы установить его, у Малинина оставались считанные месяцы, потому что в следующем сезоне (и еще неизвестно как долго) правила просто не позволят собрать 7 квадов в одной программе. Чтобы реализовать идею с семиквадкой в такие сжатые сроки, нужна нечеловеческая психологическая устойчивость.
При таком выступлении американец недосягаем ни на одном турнире, но интрига при этом не растворяется: претендентов на остальные медали минимум пятеро. Да и сам Илья может удивить. Еще не покорен каскад с четверным акселем, а повторение легендарной произвольной с финала – подарок для публики.
В декабре 2024-го судьи жестко наказали Малинина за риск: предыдущий заход на 7 четверных закончился отметками о недокрутах на всех элементах и подколами судей в социальных сетях. Теперь судьи сдались, а Илья заявил следующую цель – пятерной.
СЕЕЕЕЕЕЕМЬ! Квадов!! От Ильи Малинина!!!
«Самая реалистичная планка – посмотрим, когда тело начнет сдавать – я надеюсь, что хотя бы один или два пятерных прыжка удастся выполнить. Какие прыжки? Сальхов, тулуп, лутц, аксель, ха-ха. Я не дам вам скучать. Прыжок довольно близко. Работа идет. После Олимпиады я хочу сосредоточиться на том, чтобы показать пятерной прыжок публике», – пообещал он.
Сейчас все прыжки в пять оборотов стоят 14 баллов – всего на 1,5 больше, чем квадаксель. Шкала их оценивания в правилах появилась, вероятно, как попытка ISU обезопасить себя в случае, если кто-то из одиночников все же попробует на него зайти. А таких смельчаков мало, риск слишком велик в сравнении с возможной выгодой.
Но очевидно, что для Ильи это история не про оценки. Это его вызов себе и, конечно, ISU. С одной целью получилось. Что мешает повторить?
В тексте использованы фрагменты из интервью Bunshun Japan, Hochi News и Olympics
Фото: ISU