Самый неудачный камбэк фигурного сезона: судьи не приняли американцев, пропустивших 7 лет
Камбэки в фигурном катании бывали и раньше, но перед Олимпиадой в Милане сложилась уникальная ситуация.
В трех видах из четырех на медали претендуют спортсмены, которые вернулись в этом или прошлом сезоне:
● Алиса Лью возобновила карьеру после двухлетней паузы, победила на ЧМ и теперь поборется за золото Олимпиады (и командное у нее будет наверняка);
● Гийом Сизерон и Лоранс Фурнье-Бодри встали в пару и без проблем выиграли дебютный Гран-при. Прямо сейчас они лучшие в сезоне по баллам за произвольный танец, общей сумме и усредненным компонентам;
● Вэньцзинь Суй и Цун Хань взяли две бронзы на Гран-при, причем между этапами спрогрессировали достаточно для того, чтобы можно было включать их в претенденты на олимпийский пьедестал, если динамика сохранится.
Есть и другие попытки возвращений: Киган Мессинг и Габриэль Дейлман пробиваются в канадскую сборную, в Латвии после пропущенного сезона снова катается Ангелина Кучвальска (правда, олимпийской квоты у страны нет), Рика Кихира неожиданно перешла в танцы и уже выступила на локальном турнире.
Особняком стоят Майя и Алекс Шибутани: их камбэк был едва ли не самым многообещающим, но в итоге оказался совершенно не воспринят судьями.
Судьи наказали Шибутани за танец 10-летней давности и бегство от турниров
Весной казалось, что возвращение Шибутани после паузы в 7 лет выгодно для всех.
Майя и Алекс могли забрать практически гарантированное олимпийское золото в командном турнире: личный зачет у танцоров начинается сразу после него, и Мэдисон Чок с Эваном Бейтсом явно потребуется замена. Федерация, соответственно, избавлялась от необходимости выбирать между нестабильными претендентами на второй номер сборной, получая опытный и скатанный дуэт.
Для Марины Зуевой работа с Майей и Алексом оборачивалась шансом напомнить о себе как о топ-постановщике. И даже для ISU в этом просматривались плюсы: можно предъявить успех Шибутани как контраргумент тем, кто считает, что танцевальный топ держится только на монополии монреальской школы.
Если идея с возвращением была хороша, то ее реализация не удалась.
Наибольших успехов на Гран-при в этом сезоне добиваются те дуэты, которые выбрали ранний старт и активный сбор обратной связи от арбитров. Этим путем пошли Фурнье-Бодри и Сизерон, Фир и Гибсон, Рид и Амбрулевичюс: британцы, например, в начале сентября чуть не проиграли дома литовцам, зато на этапах уже без проблем обходят призеров ЧМ, многократных чемпионов Европы Гиньяр и Фаббри.
Все, кто до последнего утаивали программы, наоборот, в проигрыше. Тем же Гиньяр / Фаббри пришлось экстренно переделывать ритм-танец из-за несоответствия правилам; Чок и Бейтс смазали эффект от премьеры произвольного из-за борьбы с юбкой; Гиллес и Пуарье грубо ошиблись на поддержке в первом же прокате «Звездной ночи».
Шибутани тоже выбрали тактику позднего старта. Предполагать можно и проблемы с набором формы, и расчет на то, что репутация с опытом нивелируют отсутствие соревновательной практики.
Впрочем, главным разочарованием стало не это, а конструирование нового произвольного на базе знаменитого Fix You, с которым они взяли серебро ЧМ 9 лет назад.
Да, Майе и Алексу пришлось адаптировать танец под современные правила, поэтому он не является полной копией предыдущего. Но это лишь усилило ощущение от того, что Шибутани проигрывают себе прошлым.
Их лучший в карьере танец потерял все главные достоинства: полетность, амплитудность, раскат. Вместо катания в позициях – модный перфоманс у судейского бортика, вместо постоянно высокой скорости – остановки для эмоциональных мини-этюдов.
Майя и Алекс привыкли работать коньком, а не лицом – и все попытки на скорую руку осовременить танец смотрятся на них неестественно. Все равно что пытаться натянуть программы Фир и Гибсона на Торвилл и Дина.
Красивый на бумаге камбэк выглядит явным пренебрежением к системе: перелицованный произвольный 10-летней давности, полное игнорирование Челленджеров и очевидный прицел на Олимпиаду – то есть очередной уход из спорта уже через полгода.
Да, формально возвращение прикрыто дежурной причиной – «не накатались». Но пара, которой действительно есть, что сказать в спорте, не эксплуатирует собственный лучший танец и не выходит на лед впервые за три месяца до Игр.
Для ISU оценить такое возвращение высоко – расписаться в том, что танцы за эти годы не изменились. Даже если на самом деле в чем-то они стали хуже: в линиях и чувстве позы Шибутани точно не были шестыми на этом этапе.
Протоколы Майи и Алекса тоже будто из старой эпохи: за оба проката всего две четверки в надбавках, одна из которых от своего судьи. Арбитры будто сигнализируют: если вы хотите кататься как два цикла назад, оценки будут соответствующими.
На самом деле, ISU не против камбэков от топов и даже поощряет их – Тесса Виртью и Скотт Моир выиграли Олимпиаду, хотя за время их паузы в танцах уже появились новые лидеры и даже новый стиль. Но канадцы пропустили намного меньше, а вернулись за сезон до Игр: федерация воспринимает тех, кто уважает ее саму.
Суй и Хань поборются за медаль, а Фурнье-Бодри и Сизерон готовы сразу брать золото
У Суй и Ханя поводов возвращаться было меньше: домашняя Олимпиада 4 года назад закончилась победой, здоровье подводило их еще в прошлом цикле, а командный турнир китайцев точно не интересует.
Сам камбэк тоже получился довольно суетливым: сначала стало известно о том, что Вэнцзинь нашла нового партнера, потом она получила этапы Гран-при уже с Цуном, а в августе мелькнул слух о возможном снятии пары со всех турниров в сезоне.
Обоим (особенно партнеру) явно недостает сил на прежние скорость и презентацию: если короткая уже выглядит сильно (на японском этапе китайцы даже ее выиграли), то вся вторая половина произвольной превращается в борьбу с элементами. Прыжки никогда не были сильной стороной дуэта, но теперь уязвимыми выглядят даже поддержки.
Впрочем, шансы бороться на Олимпиаде у них еще есть. Почти все претенденты на медали нестабильны по разным причинам: лидеры менялись весь цикл, а фирменной надежности Мишиной и Галлямова нет ни у кого.
Это дает шанс китайцам – конечно, при условии, что они сейчас не на пределе возможностей. Непроходимыми для них выглядят пока только Хазе / Володин и Миура / Кихара. Метелкина и Берулава начали сезон в сумасшедшем темпе, но резкий рост ожиданий может им навредить.
Самое удачное возвращение получилось у Фурнье-Бодри и Сизерона – возможно, даже превосходящее ожидания их собственных тренеров. Иначе почему Чок и Бейтс в самый важный сезон вышли с крайне спорным и сложным для них произвольным танцем?
Лоранс легко получила открепление от канадской федерации и французское гражданство – та же Эллисон Рид, пропустившая из-за отсутствия паспорта прошлую Олимпиаду, могла о такой оперативности только мечтать.
Впрочем, сама Фурнье-Бодри была в такой ситуации 7 лет назад: тогда она не смогла выступить на Играх за сборную Дании, поскольку власти отказали ей в натурализации, а МОК не сделал исключение.
Но как бы ни были хороши французы, дорогу к олимпийскому золоту им расчистили и соперники.
Пайпер Гиллес и Поль Пуарье обновили старый произвольный, чем сразу пошли против своего имиджа самой креативной пары в современном топе. Фору в готовности программы это тоже не дало: в первом же прокате случились проблемы с поддержкой.
Мэдисон Чок и Эван Бейтс попытались удивить постановкой, но в итоге стали жертвой замысловатых костюмов: длинная и тяжелая юбка оказалась слишком отвлекающим фактором.
Лайла Фир и Льюис Гибсон тоже вышли из зоны комфорта и вместо привычного поп-танца ударились в национальные мотивы. Это поднимет трибуны на домашнем Евро в январе, но может не сработать на Олимпиаде.
Наконец, Шарлен Гиньяр и Марко Фаббри не впечатлили арбитров выверенным произвольным, серьезно разочаровали ритмическим и заполировали это десятком претензий к судьям после первого этапа. Второй сложился удачнее, но рокировка в пользу британцев, похоже, состоялась. А до французов – и вовсе пропасть.
Возможно, Гийому Сизерону не придется ждать 4 года до домашней Олимпиады, чтобы взять золото.
Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора
Фото: ISU