Самые богатые игроки НБА-2025/26: 35 максималок, Карри побил рекорд Уилта, MVP – даже не в топ-30
Считаем деньги.
В НБА побили очередной рекорд по зарплате.
Ничего удивительного, правда? Контракты игроков растут ежегодно вместе с выручкой лиги – потолок зарплат напрямую привязан к доходам НБА. С этого сезона вступило в силу новое соглашение с телевидением, которое принесет лиге 76 млрд долларов за 11 лет. Половина этих денег пойдет баскетболистам – так что рекорды по самой большой зарплате, по самому большому контракту, по карьерным заработкам будут регулярно обновляться и дальше.
Но в этом сезоне был обновлен рекорд, державшийся больше полувека.
Стефен Карри в 9-й раз стал самым высокооплачиваемым игроком НБА.
Так защитник «Голден Стэйт» оторвался от другой легенды «Уорриорз» (но также «Сиксерс» и «Лейкерс») Уилта Чемберлена. В 1959-м Уилт перешел из «Гарлем Глобтроттерс» в НБА – между прочим, с понижением зарплаты с 50 до 30 тысяч. Это все равно сделало новичка Уилта самым богатым баскетболистом лиги, а уже через год он, угрожая завершением карьеры, добился от «Уорриорз» повышения до 65 тысяч. С таким контрактом он играл до сезона-1964/65, продавил обмен в «Сиксерс», где владелец предложил Чемберлену первый в истории контракт на 100 тысяч в год. Билл Расселл из «Бостона» узнал об этом и попросил зарплату на 1 доллар больше. Так серия Уилта прервалась на 6 сезонах, но в 1968-м – новое требование обмена, переход в «Лейкерс», новый контракт на 250 тысяч в год и еще два сезона лидерства в НБА.
До Уилта рекорд (7 сезонов, все подряд) держал центровой «Миннеаполис Лейкерс» Джордж Майкан в 1947-1954; между ними самым высокооплачиваемым баскетболистом мира был разыгрывающий «Бостона» Боб Кузи. После Чемберлена 7 раз лидерство было у Карима Абдул-Джаббара (но редко – единоличное, в том числе в сезоне-1969/70 оно было разделено с Уилтом), у Кевина Гарнетта в 2000-2004 и 2006-2009 и у Кобе Брайанта, который повторил самую длинную непрерывную серию: семь сезонов с 2009-го по 2016-й.
После того как Кобе завершил карьеру, самым дорогим стал Леброн – первый, кто преодолел отметку в 30 млн за сезон в XXI веке. Но лидерство форварда «Кливленда» продержалось всего один год. Уже в 2017-м Стефен Карри заключил первое в истории лиги соглашение общей стоимостью в 200 млн, после чего постоянно подписывал все более и более выгодные продления контракта. С тех пор Стеф удерживает статус самого высокооплачиваемого баскетболиста.
Но несмотря на то, что у Карри – №1 контракт в лиге, у него далеко не единственный максимальный контракт. В лиге сейчас 35 действующих «максималок», и еще парочка вступит в силу в следующем году.
И если разбирать нюансы терминологии, у Стефа даже не супермакс, а обычный максимум. Просто размер максимального контракта зависит, в первую очередь, от стажа игрока. Карри попадает в высшую категорию: 10+ сезонов, 35% от потолка в первый сезон соглашения. А поскольку он не менял команды (то есть получал самые большие прибавки по правам Берда) и заключил свое соглашение раньше остальных, то уверенно оторвался от других ветеранских 35-процентных максималок.
Леброн Джеймс мог сравняться с Яннисом-Батлером-Дэвисом, если бы летом вышел на рынок свободных агентов и подписал новый максимальный контракт, но он решил включить опцию игрока по прежнему соглашению – тоже максимальному, но заключенному несколько лет назад, когда потолок зарплат был ниже. Поэтому Джеймс не входит даже в десятку самых дорогих.
Леброн все равно остается самым богатым по доходу с учетом рекламных контрактов – около 130 млн по оценкам Sportico, и этот рейтинг он возглавляет уже в 12-й раз. Компанию в «клубе 100+» ему составляют Карри и Дюрэнт (у Янниса – 99); по данным того же Sportico Стефен и Кевин стали в этом году 8-м и 9-м спортсменами в истории, преодолевшими 1 млрд заработка за карьеру – после Тайгера Вудса, Флойда Мэйвезера, Леброна, Роналду, Месси, Федерера и еще одного гольфиста Фила Микелсона.
(Майкл Джордан достиг состояния в миллиард уже после игровой карьеры и в этих расчетах идет уже как «бизнесмен», а не «спортсмен»)
Вернемся к НБА. «Супермаксом» называют те же 35%, только получают их не за выслугу лет, а за достижения. MVP, символические пятерки сезона, звание лучшего оборонительного игрока. Такой супермакс и сам Карри подписывал в 2017-м, а сейчас в лиге 6 игроков с подобной «ранней ветеранской максималкой». Два из них – в «Бостоне»:
Если же звезда не попадает в символическую сборную НБА в нужный сезон перед продлением-переподписанием, или меняет клуб, то максимум – 30% от потолка.
Вывод из таблицы выше: чтобы получить максимум, можно даже ни разу не играть на Матче звезд (привет, Джамал Мюррэй), в финале конференции (привет, Донован Митчелл) или вообще в плей-офф (привет, Лаури Маркканен). Обычно это приводит к тому, что такой контракт становится неподъемным – «Чикаго» уже прочувствовал это с Лавином. «Сакраменто» пока не успел.
Аналогичные суммы – в контрактах более молодых, но при этом и более успешных игроков. Первую максималку звезда получает, когда переходит с контракта новичка. И те, кто успел до этого продления попасть в сборную сезона, получают прибавку.
А вот те, кому это не удалось, остаются на стандартном уровне 25% от потолка. И да, на нем пока что и Шэй Гилджес-Александер.
Как такое возможно? Канадец заключил контракт еще в 2021-м. В 2025-м он – действующий MVP и MVP финала – играет за те же деньги, что и Майкл Портер. По деньгам от рекламы ШГА уступает только Леброну, Карри, Дюрэнту, а также Яннису (эта четверка оторвалась от всех в 2-3 раза), но он даже не в десятке самых богатых игроков по сумме заработанного на паркете и вне его. Как, кстати, и Лука Дончич (словенец – 11-й, канадец – 12-й).
Но не все гигантские контракты – это максимумы. Помните знаменитый контракт Кобе Брайанта «48 на 2»? Сейчас эти суммы кажутся смешными – столько получает Де’Андре Хантер – но 10 лет назад это был самый большой контракт в лиге. И при этом Кобе «сделал скидку», ведь его персональный максимум составлял более 65 млн на 2 года.
Возьмем, к примеру, поклонника зеленых насаждений Кавая Ленарда. Когда он продлился с «Клипперс» на 100 млн за 2 года, он тоже получил меньше того, на что мог бы в теории претендовать, ведь его максимум – как у Янниса/Батлера/Дэвиса с 4-й строчки рейтинга.
У Кавая 14-я зарплата во всей НБА, но при этом не максимальная, в то время как Бэм Адебайо едва пролез в топ-40 со своей максималкой. Такой вот терминологический парадокс.
Необычный контракт у Десмонда Бэйна. В его соглашении есть бонусы, при достижении которых он встанет вровень с Боллом и Макси, тем не менее, он пока к этому и близко не подобрался.
И, конечно же, лидер «Никс» Джейлен Брансон на 46-м месте и восходящая звезда «Хьюстона» Алперен Шенгюн на 48-м – яркие примеры, почему зарплаты в НБА никогда не отражают текущую расстановку сил и статус игроков. Но зарплаты в действующих контрактах НБА не пересматриваются, они фиксированные и почти всегда гарантированные.
Кстати, а почему пропущено 47-е место, кто на нем?
Что ж…
Это игроки, подписанные на «исключение среднего уровня» – такой инструмент, помогающий командам даже при превышении потолка добавить в состав одного-двух хороших свободных агентов для глубины. Но не всегда эти свободные агенты – совсем уж «безработные».
Дэмиан Лиллард в этом году вернулся в «Портленд» за лечением и любовью болельщиков, и бонусом к этому идут 14 млн долларов. Но при этом он получает и зарплату от «Милуоки» после отчисления – по 20 с лишним миллионов в год еще до 2030-го. В сумме ему на счет в этом году «капнет» более 34 млн!
По схожей схеме зарабатывает в двух компаниях и Брэдли Бил, с парочкой отличий: «Клипперс» не «Портленд», их платежка за чертой налога на роскошь, а потому и «мидлевел» не 14 млн, а всего 5; а еще «Финикс» не просто отчислил Била (потому что не мог), а выкупил его контракт.
Но не всегда игроки, согласившиеся на выкуп контракта, потом получают хорошие предложения на рынке. Иногда это минимум.
Как и максималка, минималка зависит от стажа. При 10+ сезонах за плечами самая маленькая зарплата, которую может получить игрок – это 3,63 млн (в сезоне-2025/26). Таких игроков в лиге 13, включая Пола, Уэстбрука, Кайла Лаури, Джеффа Грина. Это в районе 300-го места в НБА. А также это выше, чем средняя зарплата в НХЛ.
Нюанс: все ветеранские минималки на год учитываются в платежках в одной и той же сумме – 2,3 млн; остальное игрокам доплачивается из казны самой НБА. Поэтому «Сакраменто» платит Уэстбруку и Дрю Юбэнксу одинаково, но в итоге они зарабатывают разные суммы.
Как и Танасис Адетокумбо и Коул Энтони в «Милуоки». Но здесь разница не в стаже – просто Коул еще получает по 3,7 млн в год от уволившего его «Мемфиса». А Кларксону полагается не только минималка от «Никс», но и доплата от «Юты». И уж совсем внезапно в список попал 22-летний Блэйк Уэсли – защитник договорился о выкупе контракта с «Вашингтоном», от которого получит по 1,1 млн в год в течение трех лет, но тут же получил гарантированный минимум еще и от «Портленда». Оказаться лишним в вялых «Уизардс», но нужным – крепкому середняку «Портленду», это надо еще постараться.
Почему Деандре Джордан не на одной строчке с Крисом Полом и остальными «старичками»? Центровой подписал контракт с «Новым Орлеаном» уже после старта сезона, а минимум «тает» с каждым днем на 1/174 – поэтому Деандре «недополучил» 41 тысячу 772 доллара.
С бывшими суперзвездами разобрались, что насчет будущих?
Впрочем, это будущее, которое уже наступило. Виктор Вембаньяма – в десятке лучших игроков планеты прямо сейчас (вероятно, даже выше), но получает только 136-ю по размеру зарплату. Он даже в «Сан-Антонио» лишь пятый, зарабатывает меньше одноклубника Келли Олиника!
Первые 4 года молодые баскетболисты играют «за еду». Зарплата зависит от номера, под которым игрока взяли на драфте, и даже №1 получает меньше «мидлевела». Систему ввели в середине 90-х, когда ребята вроде Гленна Робинсона и Джима Джексона сразу после церемонии драфта требовали контракты, как у Джордана, Баркли и Оладжувона.
Уже слышу: «что ты тут нам втираешь про минималки, мидлевелы и зарплаты новичков – все же видели новости о рекордных контрактах Шэя Гилджес-Александера, Девина Букера и так далее! Где это все?»
Вот тут:
(указана зарплата в первый год контракта)
С каждым годом в НБА все меньше и меньше свободных агентов. Звезды и ролевые игроки продлевают контракт заранее. Иногда – сильно заранее, как в случае с Букером. По плану защитник «Финикса» (если по этому же самому плану еще будет в «Финиксе» к 2028-му) должен стать первым игроком в истории, преодолевшим отметку в 70 млн за сезон. Но это – если потолок зарплат будет установлен на отметке в 200 млн в сезоне-28/29. А разброс может быть от 170 до 205 млн.
По той же причине нельзя гарантировать, что именно Шэй перехватит у Карри лидерство в 2027-м: его новый контракт уже подписан, заверен и ламинирован, но точные цифры в нем зависят от того, каким будет потолок зарплат через два года (и не подпишет ли сам Стеф еще одно гигантское соглашение с ГСВ).
У Луки Дончича тоже скоро будет новый контракт – но не такой же гигантский, как у Гилджес-Александера. Свой контракт на 300-400 млн словенец получит через три года, когда будет выходить на рынок как свободный агент.
P.S. А где там наши? У Егора Дёмина в «Бруклине» новичковая зарплата в 6,9 млн – вне топ-200 на данный момент. У Владислава Голдина в «Майами» негарантированный двусторонний контракт на 636 тысяч долларов – 400-450 игроков НБА в этом сезоне заработают больше.