Вселенная Дацика, Коваленко и Емельяненко. Бои на «Рен ТВ» – что это вообще было
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Меня зовут Виталий Тарасов, и мы со своей командой занимаемся менеджментом бойцов и маркетингом в индустрии единоборств внутри нашей компании Principium. Здесь я рассказываю о том, что часто остается за кадром.
Около четырех лет я сотрудничал с телеканалом «Рен ТВ» в проекте «Бойцовский клуб».
Вы совершенно точно что-то слышали про эти бои: Емельяненко против Коваленко, Тарасов против Кокляева, Исмаилов против Дуродолы, Папин против Харди… ну и так далее. Уверен, чаще всего вы или читали, или даже писали комментарии под видео с тех турниров: «цирк», «для кого это делают!?», «трэш» и все в таком духе. Возможно, их даже смотрели ваши взрослые родственники. Возможно, и вы их смотрели, но никому не говорили.
Не хочу никого смешить словами «обидно, что люди называли это цирком», но предлагаю посмотреть на этот проект с расстояния в несколько лет и чуть-чуть расскажу, что это было и как появилось.
Если вы сейчас зайдете на ютуб-канал «Ушатайка», принадлежащий «Спорт-Экспрессу», который, в свою очередь, состоит в одном холдинге с телеканалом «Рен ТВ», и отсортируете видео по популярности, то обнаружите, что в топ-10 по числу просмотров за все время входит аж четыре видео с боями «Бойцовского клуба».
2. Исмаилов vs Дуродола – 4,1 миллиона просмотров
4. Емельяненко vs Коваленко – 2,7 млн.
7. Коваленко vs Саша Стоун – 2 млн.
9. Дацик vs Кевин Джонсон – 1,9 млн.
Хотя на канале есть десятки часов интервью с достойными, уважаемыми спортсменами, с борцами, с элитными бойцами ММА и боксерами. И я могу поручиться, что просмотры на эти бои не накручивались. Хотя бы потому что в данном случае рекламодателя интересовал телеканал, а ютуб вообще был вторичным рынком сбыта.
Очень интересно, что на все том же ютуб-канале между боями Емельяненко vs Коваленко и Коваленко vs Саша Стоун разместился бой Тайсон Фьюри vs Деонтей Уайлдер. И примерно с такого же сопоставления как раз стартовал проект. В ноябре 2019-го состоялся поединок Александра Емельяненко с Михаилом Кокляевым. По всем рейтингам успех был оглушительный. Говорили, что цифры были близки к просмотрам обращения президента в новогоднюю ночь. Где-то в то же время канал активно транслировал бои, «произведенные» большими промоушенами: трансляции UFC, высококачественный бокс из Англии и Штатов. И как раз бой Кокляев vs Емельяненко показал, что за те же деньги, которые нужно платить за трансляцию, можно провести самостоятельное шоу, которое даст лучшие рейтинги. Да, это будет спорт принципиально более низкого качества, но «Рен ТВ» глобально смотрел на это с другого угла. Для них это было шоу, которое либо смотрят, либо нет. И эти шоу смотрели.
Чем можно было компенсировать потери в качестве спортсменов?
1. Собственным производством. Никаких переговоров ни с UFC, ни с Top Rank или DAZN.
2. Удобным временем трансляции. Это вообще пока главная проблема популярности мирового бокса и ММА. Трансляции из Европы идут поздно ночью, из Америки – рано утром. На «Бойцовском клубе» все начиналось около 23:00, когда основная аудитория бокса еще не спала. Плюс, важно знать, что на неспортивных каналах рекламировать букмекеров можно было только после 23 часов.
3. Более понятными героями, которые говорят на русском языке. Не хочется доходить до идиотизма, сравнивая боксерский уровень Теренса Кроуфорда и, например, Артема Тарасова, но зайдите в любой торговый центр, подойдите к группе школьников и покажите им два фото, а потом спросите, кого они узнают. Или подойдите к взрослому мужику и покажите ему Олега Тактарова, Славу Дацика, Александра Емельяненко, а потом Тони Белью или Дастина Порье. Простой пример: Михаил Кокляев vs Артем Тарасов. Это второгодник против учителя физкультуры и ютуб против телевизора в одном. Шесть миллионов просмотров на двух каналах. Когда говорят «зачем вы это проводите?», я смотрю, что в этот день сделали, например, в UFC. Кертис Блэйдс против Деррика Льюиса. Отличный бой, все, кто хочет большого спорта, могут посмотреть его.
4. Стало возможным играть с форматом. Владимир Хрюнов и люди с телеканала быстро поняли, что обычного телезрителя нельзя удерживать одной картинкой 12 раундов (47 минут с перерывами). Бои сократили до 4 раундов, выходы сделали быстрыми, но эффектными. Все шоу целиком укладывалось в два часа.
Бонусом – в 2020-м началась пандемия, и тут оказалось, что снимать все происходящее вполне можно без большого количества зрителей.
Какое-то время мы работали вместе с Владимиром Хрюновым. Знаю, что многие в России к нему относятся с недоверием, но, по сути, Владимир, был именно тем, кого правильно называть промоутером. Человеком, который продвигал продукт. Продукт, который у него был в условиях «здесь и сейчас». Просто у Дона Кинга был Майк Тайсон и канал НВО, а у Владимира – Тайсон Дижон и «Рен ТВ». Он очень грамотно давил на болевые точки, которые притягивали людей к телевизору: говорил, что Вячеслав Дацик поднимает рождаемость, сделал российский паспорт боксеру Кевину Джонсону, привлекал гостями Александра Поветкина и Дениса Лебедева, пытался реанимировать карьеру Виталия Минакова, не стеснялся работать с новыми героями: у него дрались Пулеметчик, Топор, Святослав Коваленко и все, кто мог создать шум в интернете. У Владимира было главное качество промоутера – огромный слой брони перед общественным мнением.
В России чуть-чуть переоценивают значимость спорта в социуме и поэтому ждут от спорта выполнения некой важной миссии. В 2013 году потратили 23 миллиона долларов на проведение поединка Владимир Кличко vs Александр Поветкин. Я сам был рад этому бою, но помню, что тогда часто тогда говорили, мол это привлечет детей в секции. Идет 2025-й, я общаюсь с огромным количеством боксеров, которым от 20 до 30 лет, но пока ни от кого не слышал, чтобы он пошел в секцию, потому что увидел этот бой. Так что пока я вижу, что спорт по большей степени выполняет развлекательную функцию.
Когда я работал для «Бойцовского клуба», от меня требовалось находить бойцов, которые могут интересно подраться, вести с ними переговоры и делать так, чтобы новости, которые появляются до турнира, звучали чуть громче. Одно шоу стоило несколько миллионов рублей, это небольшие деньги для федерального канала. Как следствие некоторые бойцы дрались за гонорары от ста до пятисот тысяч. Когда человек дерется за сто тысяч рублей, не стоит от него ждать строжайшей дисциплины и фанатичной преданности режиму. Участник одного из выездных турниров закадрил сотрудницу медицинского центра, где сдавал обязательный анализ крови. Естественно, ночевал у нее перед боем, попутно просил другую свою спутницу прислать ему деньги на кроссовки. Когда ты слышишь все эти детали, то держишь в голове только время, когда человек должен приехать на арену. И понимаешь, что привезти его твоя ответственность.
Лучшей работой внутри этого проекта считаю три боя:
Топор против тренера. Уверен, что Альберта Кармазяна 99% зрителей помнит именно, как тренера Топора. Эффект от живого естественного конфликта такой же, как если вы решите сравнить оригинальную вещь и подделку. Здесь конфликт укладывался в одно предложение и был понятен даже тому человеку, кто смотрит футбол или хоккей: «Тренер наорал и толкнул ученика за то, что тот слил бой. И они решили подраться». Нам нужно было только срастить их бой, потому что зрителю никакого другого бэкграунда уже было не нужно.
Еще один поединок, который было сложно срастить, но мы это сделали: Александр Емельяненко против Святослава Коваленко. Считаю, что мы организовали последний легитимный бой Александру Емельяненко. Очень надеюсь, что не последний в его карьере, но к настоящему времени реально последний. Мне кажется, было честным дать Александру подраться все-таки не с профессиональным бойцом, а с блогером. Рад, что убедили Свята, что Свят так себя проявил и что, возможно, мы уберегли Александра от боев с кем-то более мастеровитым.
И последнее: Алексей Папин против Грега Харди. Этот бой вообще важен, чтобы объяснить, мироустройство индустрии и появление «Бойцовского клуба». Алексей Папин – это мой близкий друг, очень хороший боксер и безупречных принципов человек. Я был бы очень счастлив, если бы его бои смотрели так же, как посмотрели бой Магомеда Исмаилова против Оланреваджу Дуродолы. Но ни я, ни кто-либо еще в России не можем прямо сейчас сделать бой Папин vs Усик или Папин vs Бетербиев. Для примера 28 ноября Леха подерется в Вологде, и я понимаю, что на миллион просмотров замахнуться будет тяжело. Если вы знаете, как раскрутить этот бой, напишите в комментариях. А год назад Папину сделали бой против экс-бойца UFC… против огромного американца…против 150-килограммового бойца и каждая из этих строчек привлекала больше, чем любой титул. И бой набрал под миллион. Считаю Леша заслужил этот миллион просмотров всей карьерой.
«Бойцовский клуб» свернулся по двум причинам. Главный спонсор, букмекерская контора, законно посчитала, что бренд вычерпал для себя весь ресурс аудитории. Второе – упало качество шоу. Канал поставил их на поток, и сам с ним не справился. Героев не успевали раскрывать, качество кардов упало, появился кикбоксинг, люди начали обращать внимание, что бои по смешанным единоборствам де-юре не являются ММА и не заносятся в официальную статистику. Из боев, которые мы хотели сделать, но сделали, наверное, лучшим мог стать Эдвард Билл против Святослава Коваленко, но чуть-чуть не получилось.
На мой взгляд, немного наивно измерять спорт категориями «хорошо» и «плохо». Мы все это делаем, чтобы люди после работы, могли немного переключиться и забыть самые тяжелые из восьми часов рабочего дня. «Бойцовский клуб» можно критиковать точно так же, как кондитерский или алкогольный отдел в магазине, но я считаю, от этих боев было чуть больше пользы. Когда восемь или десять человек, не имея званий мастеров спорта, но, имея лишний вес и долги, вдруг взрывают рейтинги, это оживляет индустрию! Серьезные ММА-промоушены начинают включаться в конкуренцию, на чемпионате России по боксу растут призовые, а заслуженные спортсмены чуть реже говорят «все увидите в бою». Шоу-бои не претендовали на то, чтобы называться большим спортом, но они определенно сделали большой спорт интереснее.