Марк Маркес восстал из пепла: как он лучше всех справляется с проблемами в MotoGP
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
От редакции: Привет! Вы в блоге «F1 – королева автоспорта!», здесь автор переводит интересные тексты о «Ф-1» и автоспорте. Сегодня вашему вниманию невероятный камбэк Марка Маркеса на вершины MotoGP. Его списали – а он творит историю. Такой текст точно заслуживает лайка или комментария.
Ему говорили, что он должен уйти на пенсию после роковой аварии 5 лет назад! Его время прошло, а он взял и установил следующие рекорды:
- 101-я поул-позиция, в том числе 73-я в категории MotoGP, что является абсолютным рекордом в обоих случаях.
- 95-й выигранный Гран-при, 69-й в MotoGP и 200-й в этой категории. Он обогнал Джакомо Агостини (68) и теперь отстает всего на 20 побед от рекордсмена Валентино Росси (89).
- Четвертая победа подряд и первая с 2019 года.
- 9-й успех на Заксенринге, что сделало его вторым гонщиком по количеству побед на данной трассе. Больше добился только Джакомо Агостини, одержавший 10 побед в Иматре.
- Седьмой дубль в спринт-GP в сезоне и первый гонщик, одержавший 4 дубля в спринт-GP подряд.
- На 83 очка опережает своего брата Алекса Маркеса, занявшего второе место в чемпионате.
Ему нелегко
Марк Маркес добился успеха на Заксенринге благодаря своему обычному приему – справляться с проблемами, на этот раз с невероятно сложным циклом «сцепление, скольжение, сцепление, скольжение», вызванным вибрацией шин.
Всегда прислушивайтесь к знающим людям. Когда трехкратный победитель MotoGP Кэл Кратчлоу и главный механик-победитель Фрэнки Карчеди сказали нам пару лет назад, что никто не увидит, куда двинется Марк Маркес, если сядет на «Дукати», они знали, о чем говорили.
Текущая форма 32-летнего заводского гонщика «Дукати» просто невероятна: четыре победы в Гран-при и четыре победы в спринте за последние четыре этапа (уже по пять побед после этапа в Чехии). Это позволяет ему опережать своего брата Алекса на 83 очка в середине чемпионата, и у него на 75% больше очков, чем у его напарника по команде Пекко Баньяи. В этом году он лидировал 222 круга, что на 154 круга больше, чем следующий гонщик, Алекс. И воскресная победа в его 200-м старте в премьер-классе.
Никто не был удивлен полным доминированием Маркеса на супер-против-часовой стрелки «Заксенринге», где он одержал свою 12-ю победу на Гран-при Германии. Эти двенадцать побед распределяются так: 2010 (125cc), 2011 и 2012 («Мото2»), 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2021 и 2025 (MotoGP).
Его субботняя и воскресная победы были противоположны: после залитого дождем спринта он признался, что «слишком рисковал», чтобы отыграться после ошибки в первом повороте и преследовать Марко Беццекки («Априлия»). После той гонки он сказал: «В этом году я стараюсь много работать над своими инстинктами», при этом признав, что полностью провалил это, чтобы получить едва стоящие того три дополнительных очка. Дьявол внутри все еще управляет его дроссельной рукой. В воскресенье он легко одержал победу с преимуществом в 6,4 секунды, даже не выходя на свой «предел», дав дьяволу внутри выходной.
Текущее доминирование Маркеса, возможно, не так захватывает, как его упорные успехи на «Хонде», но мы являемся свидетелями истории, потому что то, что он делает – доминирует в самой сложной гоночной серии мира после трех лет в аду травм – никогда не делалось раньше.
Маркес, возможно, наконец-то имеет под собой лучший мотоцикл в пелотоне – или почти лучший мотоцикл, потому что прошлогодняя GP-24 все еще более управляема – но это не значит, что ему слишком легко. Маркес справляется с такими проблемами, которые беспокоят других гонщиков GP-25, таких как Баньяя и Фабио Ди Джанантонио, и большинство остальных гонщиков пелотона.
Причина успехов «Дукати»
Суперцепкая задняя сликовая шина «Мишлен», представленная в начале прошлого года, может вызывать вибрацию и биение, что вызвано гармоническим несоответствием между шиной и мотоциклом. Фотография Харфорда показывает Маркеса во время воскресного Гран-при. Явная «азбука Морзе», оставленная его задней шиной, показывает, что шина проходит цикл «сцепление, скольжение, сцепление, скольжение», когда она вибрирует, буквально подпрыгивая и скача на несколько миллиметров над гоночной трассой. Вибрация появляется и исчезает, как вши на школьной площадке.
Это трудноизлечимое техническое заболевание, которое резко снижает сцепление, потому что шина находится лишь в прерывистом контакте с асфальтом. И это может быть так трудно вылечить, что гонщики и инженеры рвут на себе волосы. «Мы называем это «отбойным молотком» в США», – сказал мне много лет назад двукратный чемпион мира по супербайку Колин Эдвардс. «Иметь вибрацию – это как иметь сифилис, вы думаете об этом весь день!».
Вибрация – это запутанное инженерное явление, которое проявляется с одними составами шин, но не с другими, на одних трассах, но не на других, в одних условиях, но не в других, в одних поворотах, но не в других, при одних углах наклона, но не при других, на одних передачах, но не на других, иногда с новыми шинами, иногда с изношенными шинами. Это кошмар – гонщик должен замедлиться, рисковать аварией или использовать свои навыки, чтобы справиться с вибрацией.
«Дукати» справилась лучше своих соперников с устранением этой задней вибрации и извлечением максимального сцепления из текущей задней шины, что является одной из причин ее доминирования с начала 2024 года. Болонский бренд, как и другие производители, разработал специальные настройки подвески в попытке устранить вибрацию, но они обычно решают проблему, снижая сцепление, так что гонщику становится легче, но за счет времени круга. Маркес пробовал эти настройки в различных случаях, и каждый раз он давал своим инженерам один и тот же ответ: пожалуйста, вернитесь к моим обычным настройкам – дайте мне сцепление, и я справлюсь с вибрацией.
Как он справляется с вибрацией? Мы не знаем, но это будет некая комбинация газа, тормозов, положения тела и так далее, чтобы постоянно регулировать нагрузку на переднюю и заднюю оси, чтобы он мог поддерживать свою обычную скорость без падения. Так что, хотя может показаться, что ему легко, это не так.
Никто не может с ним сравниться
Единственный гонщик, который – ненадолго – выглядел так, будто мог бы ехать в темпе Маркеса на «Заксенринге», был Ди Джанантонио, который также преследовал шестикратного чемпиона MotoGP на обеих пятничных сессиях, чтобы поучиться у короля «Ринга». «Всегда трудно понять, что он делает руками и ногами», – сказал итальянец в пятницу днем. «Вы можете видеть только разницу в скорости или в положении тела, поэтому вы на самом деле не знаете, что он делает. Я старался изо всех сил копировать его, пытаясь учиться у лучших. В каждой игре так – когда есть кто-то лучше тебя, ты стараешься учиться и копировать».
Ди Джанантонио финишировал третьим в спринте, затем во время воскресного Гран-при он выбыл первым из череды громких аварий в первом повороте, когда вылетел со второго места. «Марк был просто немного точнее в своих траекториях», – сказал он. «У меня была та же скорость во многих поворотах, но на кругах, когда я был там, возможно, я отъехал бы на метр или полметра, а он никогда этого не делал, так что он выигрывал десятую здесь, десятую там. Также, когда я ехал за ним, я старался быть очень плавным и точным с газом, чтобы избежать пробуксовки. У меня были небольшие моменты, небольшие подергивания заднего колеса, в то время как у него никогда не было, и у него было лучшее ускорение».
Маркес позже объяснил, что он был безупречен, потому что ехал далеко в пределах своего лимита. Того же нельзя было сказать о семи гонщиках, которые превысили свой предел, напрасно пытаясь его догнать: Ди Джанантонио, Беццекки, Педро Акоста, Йохан Зарко, Ай Огура, Мигель Оливейра и Лоренцо Савадори (который упал дважды). Джоан Мир также оказался на земле, после того как его сбил падающий Огура. К счастью, никто не пострадал.
Большинство аварий произошло в первом повороте – обманчиво сложном медленном правом повороте, где отрицательный изгиб, попутный ветер, низкие температуры, отсутствие прорезиненности трассы (после субботнего дождя) и правая сторона шин, которая не касалась дороги с 11-го поворота, в совокупности привели к тому, что на финише осталось всего десять гонщиков – наименьшее количество финишировавших с Гран-при Австралии 2011 года, где было всего 14 стартовавших (после мирового финансового кризиса). Маркес прошел через хаос, обращая внимание на желтые флаги и маршалов, которые бегали по гравийной ловушке первого поворота.
Лишь 10 пилотов финишировали, а действующий чемпион пропустил половину сезона
Тем, кто считает, что мотоциклами MotoGP слишком легко управлять, следует учесть тот факт, что три гонщика даже не вышли на старт в воскресенье из-за гоночных травм: Маверик Виньялес, который вывихнул и сломал плечо во время квалификации, Фрэнки Морбиделли, который упал на высокой скорости в спринте, и действующий чемпион Хорхе Мартин, который все еще восстанавливается после своего неприятного падения во время апрельского Гран-при Катара. Таким образом, воскресная гонка стартовала с наименьшим количеством участников с Аргентины 2023 года, первого года спринтерского формата, когда ни одна гонка не стартовала с полным и здоровым составом. И Алекс Маркес не был в полной боевой готовности на прошлых выходных, финишировав великолепным вторым, несмотря на сломанный палец, который он получил в аварии после столкновения с Акостой в Ассене.
Баньяя завершил подиум, но был чем угодно, только не счастливым. В пятницу чемпион MotoGP 2022 и 2023 годов попробовал шасси, которое он использовал во время февральских тестов в «Сепанге» и сентябрьских тестов в «Мизано», чтобы решить свои проблемы, но вскоре вернулся к своей стандартной конфигурации и, похоже, не стал ближе к возвращению своей прежней формы.
Фабио Квартараро из «Ямахи» добился своего лучшего результата в этом году, заняв четвертое место, но и он не был счастлив, потому что пересек финишную черту на 18 секунд позади победителя, что составляет огромный дефицит в шесть десятых секунды на круг по самой короткой трассе MotoGP. По крайней мере, для Квартараро есть проблеск надежды – он намерен попробовать совершенно новый мотоцикл V4 на сентябрьских тестах в Мизано.
Новичок Фермин Альдегер финишировал сразу за Квартараро и намного опередил четырех гонщиков, боровшихся за шестое место: Луку Марини, вернувшегося после серьезных травм, полученных во время тестов к «Восьми часам Сузуки», Брэда Биндера, Джека Миллера и Рауля Фернандеса. Шестое место было хорошим результатом для любого из этой группы, но ни один топ-гонщик никогда не будет доволен финишем в 25 секундах позади победителя. Как сказал Миллер: «25 секунд отставания от Марка – головная боль».
Надо лишь зажать кулачки, как в истории с Нико Хюлькенбергом. Марк заслужил его!
Топовое фото: Gettyimages.ru/Mirco Lazzari gp