В наших танцах на льду больше нет места оригинальности. О трансфере Хаврониной и Нарижного

Cложно представить более ожидаемое и при этом разочаровывающее событие в наших танцах на льду, чем переход Ирины Хаврониной и Девида Нарижного в группу Александра Жулина.

Эта пара появилась в безумную эпоху, когда российские дуэты соревновались между собой не в сложности элементов и изысканности программ, а в том, кто перезапустит карьеру самым нестандартным способом.

Уход Хаврониной от Дарио Чиризано, с которым она зацепила золото юношеской Олимпиады, выглядел явным претендентом на первое место в рейтинге импульсивных и бесперспективных решений. О распаде более взрослых, но менее перспективных Аннабель Морозов и Девида Нарижного сожалели, пожалуй, чуть меньше: они просуществовали вместе так мало, что разглядеть их в танцевальном калейдоскопе тех времен было сложно.

Загружаю...

В дуэт Ирины и Девида поначалу не верилось: влюбленность – хороший бонус на старте, но плохое топливо для рутинной работы. Неудачи Чиризано, который сначала не мог найти партнершу, а позже – получить релиз для смены флага, тоже не добавляли фанатов Хаврониной и Нарижному. На них косвенно возлагали ответственность за несостоявшуюся карьеру Дарио.

Первый совместный сезон редко бывает удачным для новых пар в танцах – особенно выстреливших в прошлых сочетаниях. Мало кто впечатлился дебютом Виктории Синициной и Никиты Кацалапова, сорвавших в дебютный год больше поддержек, чем во всей последующей карьере. Пару Пайпер Гиллес и Поля Пуарье в 2011-м многие тоже считали ошибкой, припоминая совершенно другой по стилю дуэт партнера с Ванессой Крон.

Хавронина и Нарижный развеяли скептицизм в первый же совместный сезон.

Оказалось, что Девид, большую часть карьеры сдерживаемый скромным скольжением бывшей партнерши Елизаветы Шанаевой, отлично двигается; а Ирина хороша на первом плане не меньше, чем Чиризано.

На дебютном чемпионате России Хавронина и Нарижный взяли бронзу и стали вторыми в произвольном танце, обыграв победителей прошлого года – Елизавету Худайбердиеву и Егора Базина.

Загружаю...

Следующий совместный сезон – снова удача как в части программ, так и результатов (опять бронза ЧР). Хавронина и Нарижный становятся опасными соперниками для всех: двое судей на чемпионате России ставят их первыми в ритм-танце, а сам Девид говорит, что не намерен толкаться в очереди за золотом, как другие пары.

И переход в группу Жулина с этой точки зрения вполне объясним: чтобы не стоять в очереди, достаточно ее обойти.

Переход Хаврониной и Нарижного – следствие печальной действительности в наших танцах, где любая попытка обособиться или выделиться стала восприниматься как добровольный отказ от лидерства.

Сам трансфер – сильный ход с отличным таймингом: место второй пары в группе Жулина было вакантным (Худайбердиева и Базин закончили), освобождение первого тоже напрямую зависит от мотивации Степановой и Букина, которая явно под вопросом.

Сложно осуждать за поиск бонуса в виде авторитетного тренера людей, которые два месяца назад увидели в олимпийской заявке федерации Василису Кагановскую и Максима Некрасова – дуэт, оказавшийся ниже их на чемпионате России. Вряд ли в ситуации с такой показной расстановкой приоритетов можно продолжать утешаться необычными программами или отсутствием конкуренции в группе.

И все же насколько рационален этот шаг для спортсменов, настолько обидный он для зрителей, которых лишили шанса наблюдать за по-настоящему редкими вещами в нашем танцевальном топе.

За формированием стиля – то, как быстро оригинальность подгоняется под видение Жулина даже у пары с десятилетним опытом в креативе, мы отлично видели на примере Степановой и Букина.

Загружаю...

За конкуренцией – группа Самохина стала неплохим антагонистом Крыловой и того же Жулина, которые теперь поделили между собой все претендующие на топ-3 пары в России.

За смелыми коллаборациями – хотя сотрудничество с Мариной Зуевой внезапно сорвалось, казалось, что именно Хавронина и Нарижный после разбана будут очевидными претендентами на интересные проекты с иностранными постановщиками. Более того, из всех россиян они выглядели самой подходящей парой для потенциальной стажировки в Монреале.

Очевидно, что переход в группу Жулина или Крыловой других околотоповых российских дуэтов – тех же Щербаковой / Гончарова или Леонтьевой / Горелкина – вопрос нескольких лет.

Запал удивлять и развлекать публику – не бесконечный ресурс, особенно когда наивысшим возможным достижением становится пятое место чемпионата России. Возвращение международных турниров обострит конкуренцию еще больше: да, полная квота вернется очень нескоро, но даже челленджеры станут желанными соревнованиями после разбана.

Можно возразить, что постепенное разделение вида между двумя ведущими тренерами – естественный процесс, который происходит и в других дисциплинах.

Группа Мозер 10 лет назад фактически монополизировала парное катание, команда Тутберидзе – женское, за рубежом танцы переполнены постановками из Монреаля. Жулин и Крылова – топовые спортсмены своего времени с гигантским тренерским опытом – странно было бы отказывать им в наличии навыков и амбиций.

Проблема не в укрупнении штабов как таковом, а в том, что судьи искусственно обособили их, сделав практически недосягаемыми для конкурентов. В случае с группой Крыловой, впрочем, речь идет даже не о тренере как таковом, а о конкретном дуэте (Кагановская и Некрасов).

Загружаю...

В этих условиях для того же Жулина нет смысла отказываться от привычных технических и музыкальных шаблонов. Кредит доверия, который выдают судьи и который притягивает к нему сильнейших спортсменов, автоматом компенсирует и некачественную постановку, и недостаточную готовность.

Жулин бравирует тем, что его осуждают даже коллеги:

«На контрольных прокатах подходят люди и говорят: «Саш, ну ты ужасающее говно поставил, смотреть невозможно». А ты вроде как старался, у тебя неплохие спортсмены типа Навки – Костомарова или Синициной – Кацалапова. К тебе подходят и прямо в лоб говорят: «Да говнище конченое, и музыка, и здесь все надо убирать, здесь разбавлено, здесь плохо, здесь то».

Первые места Синициной и Кацалапова будто бы валидировали разнесенные критиками программы и сводили их замечания к банальной зависти или неспособности разглядеть сложную идею.

Конечно, в группе Жулина тоже были дуэты-экспериментаторы: те же Натали Пешала / Фабьян Бурза, Тиффани Загорски / Джонатан Гурейро, Сара Уртадо и Кирилл Халявин не копировали других и делали ставку на небанальные образы. Но основой их самобытности всегда оставалась активная работа с разными иностранными постановщиками – доступ к этому ресурсу в последние годы сильно ограничился.

Сами Ирина и Девид от трансфера только выиграют – место в группе Жулина гарантирует не только надбавку за тренера в баллах, но и неплохой плацдарм для будущей карьеры – в шоу (как у Синициной / Кацалапова) или в федерации (как у Худайбердиевой).

Загружаю...

Первые кадры с тренировок Хаврониной и Нарижного и Жулина

Если мотивации Степановой и Букина на полноценный сезон после недопуска на Олимпиаду все же не хватит, ближайший чемпионат России с большой вероятностью разыграют между собой Хавронина / Нарижный и Кагановская / Некрасов. После травмы Девида и публикации олимпийской заявки перевес явно оказался у вторых, но трансфер снова спутал расклады.

Жаль, что зрители от этого перехода, скорее всего, проиграют.

Больше текстов о фигурном катании – в телеграм-канале автора

Фото: РИА Новости/Сергей Бобылев, Александр Вильф, Алексей Даничев; mmpa.mossport.ru

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Без недокрутов
Популярные комментарии
Утренняя Аврора
По какому праву вообще Кум и его элита включили Васю запасными на ОИ? Просто хочется разнести все это осиное гнездо. Нарижные в этом сезоне были лучше даже Букиных. Если быть объективными. Вот так и рушатся уникальные тандемы спортсменов и тренера в угоду веса тренера, позволяющий набирать лишние баллы . Ведь теперь судьи даже при большом желании с трудом задвинут эту пару. А зрителям очень печально , что эта уникальная пара может утратить свое лицо. 🤔🤔🤔
KathSD
Считаю, что распад Иры и Дарио пошёл на пользу обоим. Оба нашли хороших партнёров. Но все таки моё сердце принадлежит паре Пасечник/Чиризано. Такие они самобытные
Elena Savanuk
Девид Нарижный начинал свой спортивный путь в Харькове, причем, с младых ногтей он занимался в танцевальной группе. Именно в дуэте с Ирой в полной мере засверкали грани его природного танцевального таланта на льду . Сохранится ли самобытность и новаторство пары ХН после их перехода к , так называемому, нафталиновому тренеру - большой вопрос...
Еще 22 комментария
25 комментариев Написать комментарий