Проводить автогонки придумали французские газетчики, а Гран-при главного издания Лос-Анджелеса затмевал даже «Формулу-1»

Экскурсия по истории накануне Гран-при Спортса’‘.

Автоспорт и пресса связаны гораздо больше чем может показаться на первый взгляд. СМИ не только способствовали раскрутке отдельных гонок, команд и пилотов, но также принимали непосредственное участие в организации соревнований. Собственно газетам гонки и обязаны своим «рождением», когда на заре автомобилестроения одному французскому журналисту впервые пришла мысль устроить состязания между «самодвижущимися повозками». И сегодня эта традиция по-прежнему жива, а одним из ее примеров служит Гран-при Спортса’‘ – 4-часовой марафон на подмосковном автодроме «Москоу Рейсвей», который проводится Российской серией гонок на выносливость (REC) при нашем участии.

Старт сезона Российской серии гонок на выносливость 2025 года на автодроме «Москоу Рейсвей»

Второй Гран-при Спортса’‘ пройдет уже совсем скоро 28 июня и в его преддверии мы захотели рассказать про гонки, которые в разное время устраивались популярными изданиями, а также про их влияние на мировой автоспорт.

Загружаю...

Гонка Париж-Руан, 1894 год

Автопробег, который прошел между Парижем и Руаном 22 июля 1894 года, принято считать первой официальной гонкой в мировой истории. Идея провести заезд на машинах, чей внешний вид тогда мало отличался от конных экипажей, пришла редактору крупнейшей газеты Франции Le Petit Journal Пьеру Жиффару. Тремя годами ранее по инициативе Жиффара состоялся веломарафон Париж-Брест-Париж (старейший ивент в этом виде спорта – Спортс’‘), а затем пионер спортивного промоушена решил организовать уже соревнования автомобилей, причем сразу для четырех категорий – с бензиновыми, электрическими, паровыми (на углях либо парафине) и керосиновыми двигателями.

Призовой фонд насчитывал 10 тысяч золотых франков, что сегодня в пересчете на евро составило бы около 4,5 миллионов, из которых более двух миллионов в евро уходило победителю. Впрочем сумма была подъемной для Le Petit Journal – на рубеже XIX и XX веков ежедневник с несколькими страницами новостей, отрывков новых литературных произведений и главной фишкой в виде цветных иллюстраций продавался огромными тиражами. К тому же за участие в гонке газетчики брали по 10 франков с команды.

Автогонке Париж-Руан была посвящена и одна из обложек Le Petit Journal

Всего было подано 102 заявки, включая транспортные средства на гидравлической, воздушной и даже гравитационной тяге. Правда, на квалификацию 18 июля почти никто из экзотики не приехал, а на старт вышла только 21 машина. В основной гонке, где водителям нужно было преодолеть 126 километров не более чем за 8 часов, первым пересек финиш «паровой монстр» графа Де Дьона, но судьи присудили победу пришедшему вторым Альберу Леметру на «Пежо». Результат графа был отменен, так как судьи сочли преимуществом то, что Де Дьон ехал без механика, а значит на более легком автомобиле.

Первая гонка в мире вызвала небывалый ажиотаж и собрала толпы зрителей по всей дороге от Парижа до Руана, а еще заложила многие традиции современных соревнований. Например, помимо автопробега программа включала подобие выставки, в ходе которой проводилась инспекция и оценивались различные параметры машин участников. В переосмысленном виде обычай выставлять гоночные автомобили для всеобщего обозрения и судейских процедур в центре городов сохранился до наших дней в ралли и важнейшем марафоне планеты – «24 часа Ле-Мана». К слову, именно на смену автопробегам впоследствии пришел формат «гонок надежности», который в свою очередь трансформировался в эндуранс – многочасовые заезды по кольцевым маршрутам.

Загружаю...

Гонка Chicago Times-Herald, 1895 год

Автогонка на приз газеты Chicago Times-Herald примечательна тем, что стала первым подобным событием за океаном. Спустя год после пробега Париж-Руан американцам удалось организовать свой заезд, но с гораздо меньшим размахом – из 83 заявок до старта добралось всего 6 водителей. В Штатах на тот момент автомобиль был диковинкой и в городах порой даже не знали как обращаться с новым транспортом, что приводило к забавным казусам по ходу гонки. Из-за плохого состояния дорог первоначальный маршрут из Чикаго в Милуоки пришлось поменять и сократить почти в два раза до 87 километров. А когда двое участников попыталось въехать в город их остановила полиция и потребовала запрячь автомобили лошадьми, потому что по улицам можно было двигаться только конным экипажам.

Один из трех немецких экипажей команды «Мюллер-Бенц», принявший участие в первой гонке в истории США

Из-за всех согласований и переносов старт был дан 28 ноября в День благодарения при температуре 4 градуса и по частично заснеженным дорогам. Состав участников был примечателен тем, что наравне с четырехколесными машинами в гонке ехали два мотоцикла, причем один из них с электромотором, у которого от холода разрядилась батарея. Также можно сказать, что гонка на приз газеты Chicago Times-Herald, стала в какой-то мере началом экспансии немецких марок на рынок США. Три из четырех автомобилей участников были построены Карлом Бенцом, но победу одержал местный конструктор Фрэнк Дюреа за рулем своего «мотовагона».

Загружаю...

Кубок Гордона Беннетта, 1900-1905 годы

Кубок имени газетного магната Джеймса Гордона Беннетта младшего был одним из четырех престижных турниров, которые в начала ХХ века организовывал владелец издания New York Herald. Помимо автогонок эксцентричный богач также устраивал масштабные соревнования для воздухоплавателей, летчиков и яхтсменов. На автоспорт Беннетт обратил внимание после переезда из США во Францию, где в 1900 году предложил местному автоклубу провести гонку между Парижем и Лионом на учрежденный им приз. В следующие годы Кубок также разыгрывался на дорогах современной Австрии, Ирландии и Германии.

Открытка гонки на Кубок Гордона Беннетта 1904 года, которая проходила в Кайзеровской Германии

После 1905 года права на гонку перешли французскому автоклубу, который закрепил за ней статус национального Гран-при – одного из первых в мире. Благодаря Кубку Гордона Беннетта во многом появилось понимание, как должна выглядеть гоночная команда: с профессиональными пилотами и механиками, а также специальными спортивными версиями автомобилей. Традиция с цветами болидов, которые закреплялись за каждой из стран-участниц (например, красный для Италии, зеленый для Великобритании, синий для Франции и т.д.), тоже пошла с тех времен.

Гран-при Los Angeles Times, 1957-1987

Одну из ключевых гонок американского автоспорта на трассе Риверсайд под Лос-Анджелесом на протяжении 30 лет проводило главное местное издание Los Angeles Times. К участию с самого первого Гран-при допускались исключительно спорткары, а вместо привычных «овалов» соревнование проходило на трассе «дорожного» типа, как в Европе. Значительная часть машин участников была от итальянских, британских и немецких производителей, которые тогда  активно рвались на богатый заокеанский рынок. Со временем Гран-при Los Angeles Times расширился до марафонской гонки длиною шесть часов и традиционно венчал сезон североамериканских эндуранс-серий.

Загружаю...

Гран-при, который в целях благотворительности организовывала крупнейшая газета Калифорнии, примечателен еще тем, что в свое время почти торпедировал попытку «Формулы-1» закрепиться в США. В 1960 году промоутер американского этапа «Ф-1» Алек Ульман перенес гонку с восточного побережья, где располагалась трасса «Себринг», на трек в Риверсайде, надеясь привлечь больше зрителей. Но по инициативе Los Angeles Times вся пресса штата дружно проигнорировала приезд мирового чемпионата, чтобы обвалить бизнес конкурента. Несмотря на финансовый провал американскому этапу «Формулы-1» все же удалось спастись, правда на другой трассе в Уоткинс-Глене и с другими организаторами. А Гран-при Los Angeles Times просуществовал вплоть до 1987 года, пока на месте автодрома в Риверсайде не решили построить торговый центр.

А что у нас? От советских гонок на «Невском кольце» и Бикерниеки до Гран-при Спортса’‘ сегодня

В CCCР автоспортивные соревнования на свой приз были сразу у нескольких изданий, а наиболее представительные гонки с участием «формул» проводились газетами «Смена» на «Невском кольце» в Ленинграде и еженедельником «Труд» на рижском треке Бикерниеки.

Гонки «формул» на «Невском кольце» и в Бикерниеки

В современном российском автоспорте традиция проводить большие гонки на призы изданий возродилась в прошлом году – первым Гран-при Спортса’‘, которому выпала честь стать финальным этапом сезона Российской серии гонок на выносливость (REC). Серия REC была придумана известным конструктором, создателем спорткара «Маруся» Игорем Ермилиным, чья команда стояла у истоков целого ряда топовых автоспортивных событий в нашей стране.

Гонки российской серии проходят в 4-часовом формате со стартом в светлое время суток и ночным финишем, чтобы передать романтику суточных марафонов, как в Ле-Мане, Спа и Нюрбургринге. К слову, в постоянных участниках REC есть пилоты, не только выступавшие, но и побеждавшие в этих и других престижных гонках – Алексей Несов, Михаил Алешин, Виктор Шайтар, Роман Русинов и Константин Терещенко.

Загружаю...

За победу в российской серии сражаются машины, сведенные в четыре зачета:

  • CN Pro – легкие и маневренные, но одновременно хрупкие, прототипы. По своей сути «формульные» болиды с закрытыми аэрообвесом колесами.
  •  GT Pro – наиболее мощная техника в пелотоне. Гоночные версии известных спорткаров «Мерседеса», «Ламборгини», «Феррари» и «Порше», подготовленные по регламенту ГТ3 либо монокубковых серий. Здесь же в отдельной подгруппе заявлены заряженные хот-хэтчи «Купра» и лифтбэки «Ауди» из туринговых гонок.
  • GT – в отличие от старшего класса эти машины категории ГТ4, примерно на две трети состоят из серийных узлов.
  • GT Light – самый доступный и многочисленный зачет REC, представленный малолитражками, как «Мазда» 3 и Mini Cooper, так и туринговой классикой, вроде «БМВ» в кузове Е32.

Гран-при Спортса’‘, который пройдет 28 июня на подмосковном автодроме «Москоу Рейсвей» – ближайший шанс увидеть этот пелотон ярких болидов, в том числе в непосредственной близости во время прогулки по пит-лейну или предстартовой процедуры, куда свободно пускают зрителей. Этим активности не ограничиваются и весело провести время на гонке смогут болельщики всех возрастов, как и полагается на марафонских соревнованиях, где пространство внутри и вокруг трассы превращается в один большой парк развлечений.

Приобрести билеты на наш Гран-при можно по ссылке или выиграть в розыгрыше, который скоро состоится в телеграм-канале Спортса’‘. До встречи на гонке!

Иллюстрации:Wikimedia Commons/La Vie au Grand Air et E. Ianuz, Wikimedia Commons/Vintagespotscars, сообщество Вконтакте АВТО МОТО СПОРТ В СССР, Антон Медведев для Russian Endurance Challenge

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Scaledrom