Главные инновации в истории «Ф-1»: болид с шестью колесами и еще 9 гениальных решений

В «Формуле-1» отмечают 75-летие и фиксируют главное в истории: людей (не только пилотов), команды, явления, даже технические решения.

В первой части экскурса мы показали, кого серия назвала лучшими пилотами за все эти годы, во второй – лучшие болиды. На очереди лучшие инновации, часть из которых используется до сих пор, а некоторые быстро ушли в прошлое. Правда, все равно остались в истории.

Граунд-эффект

Аэродинамический феномен граунд-эффекта вернулся в «Формулу-1» в 2022 году с появлением болидов текущего поколения.

Хотя это произошло в несколько иной форме, чем в предыдущую эпоху его расцвета в 70-х годах.

В основном граунд-эффект помогает машине удерживаться на трассе за счет прижимной силы под днищем. Болиды с полным граунд-эффектом запретили в конце 1982 года, но возвращение было направлено на то, чтобы увеличить плотность пелотона.

Двойной диффузор на «Браун» BGP001

Изобретение, основанное на лазейке в правилах, появилось в болиде «Браун» – так команда выиграла Кубок конструкторов и личный зачет 2009 года.

Загружаю...

Двойной диффузор, который помогал обеспечить дополнительный прижим, признали легальным (несмотря на сомнения соперников). Некоторые члены команды «Браун» преуменьшали значение этой детали, но она все же остается одной из величайших инноваций в этом спорте.

Болид с шестью колесами – «Тиррелл» P34

Когда речь заходит о самых визуально запоминающихся инновациях в «Формуле-1», трудно превзойти «Тиррелл» P34 – знаменитый шестиколесный болид. Его разработали после того, как во время сезона 1976 года команда воспользовалась лазейкой в правилах.

При дебюте на Гран-при Испании 1976 года P34 показал себя многообещающе, но это было еще не все: уже в четвертой гонке болид под управлением Джоди Шектера взял поул в Швеции, а затем выиграл заезд. Хотя в конце 1977-го «Тиррелл» сняли с производства, его место в истории «Ф-1» абсолютно заслуженно.

Загружаю...

Активная подвеска

Активная подвеска появилась в «Формуле-1» в 1980-х, а достигла пика популярности в начале 90-х. Она позволяла автоматически регулировать высоту просвета болида в каждом повороте, обеспечивая тем самым большую аэродинамическую стабильность.

Активную подвеску запретили в 1994 году, наряду с другими вспомогательными функциями для пилотов, включая систему контроля тяги. Как пояснили? Слишком высокие затраты на сложную технологию.

Полуавтоматическая коробка передач – «Феррари» 640

В 1989 году бывший конструктор «Феррари» Джон Барнард внедрил в «Ф-1» полуавтоматическую коробку передач. Цель – снизить нагрузку на этот агрегат, который сильнее остальных страдал из-за растущей ненадежности.

Одновременно новинка позволяла гонщику сохранять концентрацию, не отрывая рук от руля.

Загружаю...

Изобретение быстро окупилось, когда Найджел Мэнселл на болиде «Феррари» 640 победил на открывающем сезон Гран-при Бразилии. Хотя в ходе кампании британец столкнулся с некоторыми проблемами, к середине 90-х полуавтоматическая коробка передач стала основной для всех команд «Ф-1».

Турбокомпрессоры на «Рено» RS01

Турбокомпрессор – воздушный компрессор, который использует отработанную энергию выхлопных газов для питания двигателя, направляя воздух через цилиндр. Эта деталь дебютировала в «Формуле-1» в 1977 году во время Гран-при Великобритании на «Рено» RS01.

Хотя изначально болид испытывал проблемы, «Рено» продолжала использовать турбокомпрессор, и по мере совершенствования технологии производительность улучшилась. В современной «Формуле-1» турбокомпрессор стал ключевой особенностью гибридного силового агрегата.

Передние и задние антикрылья на «Лотусе» 49B

Сегодня трудно представить болид «Формулы-1» без передних и задних антикрыльев.

Эта технология дебютировала на Гран-при Монако 1968 года на «Лотусе» 49B, а другие команды быстро последовали примеру.

Загружаю...

Антикрылья, которые помогают создавать прижимную силу, за прошедшие годы претерпели интересные изменения. Команды активно экспериментируют, чтобы найти новые способы максимально увеличить их аэродинамические преимущества.

Шасси из углеродного волокна – «Макларен» MP4/1

«Макларен» MP4/1, представленный в 1981 году, известен как первый болид «Ф-1» с шасси из углеродного волокна. Его разработали совместно с американской компанией Hercules Aerospace, которая создавала детали для ракет NASA.

Некоторые сомневались, что шасси из углеродного волокна выдержит столкновение, но эти опасения развеялись, когда Джон Уотсон на Гран-при Италии попал в аварию и вышел из нее невредимым.

Новый монокок-шасси оказался прочнее алюминиевого предшественника. Болид из подобного материала побеждал в гонках, что побудило другие команды также перейти на использование углеродного волокна.

Болид с вентилятором – «Брэбэм» BT46B

Как и «Тиррелл» P34, «Брэбэм» BT46B вошел в историю «Ф-1» запоминающейся разработкой. Также это один из примеров того, как команда оригинально воспользовалась лазейкой в правилах, чтобы добиться эффекта.

Загружаю...

Болид, оснащенный большим вентилятором сзади для создания прижимной силы, участвовал всего в одной гонке – Гран-при Швеции 1978 года, где Ники Лауда привел его к победе. И хотя его время в «Ф-1» было недолгим, эта машина точно в истории.

Ключевые инновации в области безопасности

«Ф-1» разработала несколько передовых инноваций в области безопасности, и с точки зрения их значимости система гало, безусловно, занимает одно из первых мест. Введенная в 2018 году, она представляет собой изогнутую титановую дугу, которая располагается в кокпите над головой гонщика, чтобы защитить его от любого потенциального удара.

Halo рассчитана на вес лондонского двухэтажного автобуса и не раз доказала эффективность, помогая спасти жизни. В том числе во время пожара в болиде «Хааса» Ромена Грожана в Бахрейне в 2020 году, когда его машина пробила барьер и кокпит разломился пополам.

Среди других важных нововведений в области безопасности можно отметить устройство HANS – фиксатор головы и шеи, обязательный к использованию с 2003 года, а также огнестойкие гоночные комбинезоны, которые тоже помогли защитить Грожана.

Загружаю...

Что еще почитать про историю «Формулы-1»:

Оригинал: официальный сайт «Ф-1»

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, Grand Prix Photo