«Ф-1» убирает в ротацию трек-монумент для новых Гран-при. А почему шейхоэтапы неприкасаемы?

Дело в деньгах?

В «Ф-1» началась давно анонсированная ревизия календаря. Ее обещали много лет, вся Европа наперегонки реновировала автодромы и переподписывала контракты как можно раньше и на долгие сроки, но… час настал.

В конце 2024-го промоутер Гран-при Нидерландов (между прочим, частная компания – даже несмотря на звучное название Chapman Andretti Partners и наследника Оранской династии и двоюродного брата короля Нидерландов Виллема-Александра принца Бернхарда в основателях) подтвердил непродление контракта после истечения сделки в 2026-м – даже несмотря на победы местного героя Макса Ферстаппена. Требования «Ф-1» растут, а гонка оставалась одной из немногих вообще без господдержки – и промоутер решил «завершить все на пике, пока энтузиазм не спал».

Следующей «жертвой» отчасти стал соседний Гран-при Бельгии на легендарном, красивом, монументальном и ужасном «Спа-Франкоршаме» – одном из самых известных, исторических и любимых автодромов в «Формуле-1».

Загружаю...

Контракт на его проведение поддерживается как раз правительством: из бюджетов страны, региона Валлония и соседнего города Льеж. В стране принято отчитываться по расходам каждый год, потому все затраты регулярно проходили публичные ревизии и обсуждения – серьезный рост стоимости взносов вместе с повышением цен за билеты постоянно подталкивал активное недовольство местных год за годом возвращал обсуждение формата «мы не можем столько платить». Убеждения промоутеров и властей в серьезном экономическом эффекте срабатывали только отчасти – все равно Бельгии приходилось придерживаться прижимистой переговорной позиции и подключать высших политиков вплоть до уровня премьер-министра. В результате заключались кратковременные сделки, и уже с 2022-го ходили слухи о потенциальной замене этапа на Гран-при вроде гонки в ЮАР, то на ротацию с другим треком.

В самом начале 2025-го свершилось: «Ф-1» объявила об официальном продлении сделки со «Спа» на 6 лет. Но на 4 гонки – в 2026-м, 2027-м, 2029-м и 2031-м. Можно считать эру ротации европейских этапов официально открытой.

«Я очень доволен, – порадовался президент Гран-при Бельгии Мельхиор Вателе. – Потому что переговоры были очень трудными. «Формула-1» хочет видеть в календаре максимум восемь европейских Гран-при. Таким образом сейчас подписать долгосрочный контракт на проведение гонки становится очень непросто. И контракт совсем не означает, что гонок в 2028-м и 2030-м у нас не будет. Он предписывает минимум 4 заезда в эти 6 лет – может, все слоты займет Бельгия, может, и нет. Речь шла о ежегодном повышении взноса на 3-4 процента. Удвоение нынешней суммы в чуть более 20 млн? Нет и нет. Пока инвестиция выглядит разумной – экономический эффект для региона Валлония и страны только растет».

Загружаю...

Также в 2025-2026 годах истекают контракты «Ф-1» с Барселоной и Имолой, а еще с Баку. Из Азербайджана приходят противоречивые слухи – то ли хотят продлеваться, то ли решили не сражаться на прежних условиях – вероятно, именно ротация может заинтересовать закавказскую страну (например, чередование с Турцией, неистово рвущейся обратно в календарь). Барселона и Имола, с другой стороны, высказывали желание остаться и запуск соответствующих переговоров, но Гран-при Испании уже законтрактован для Мадрида (с 2026-го по 2035-й), а Италия как раз недавно продлила «Монцу» (до 2034-го, как и «Сильверстоун»). Монако переподписался до 2031-го, венгерский «Хунгароринг» – до 2032-го, «Ред Булл Ринг» оформил сделку до 2030-го.

И знаете, что объединяет все эти европейские треки? Мощная реновация последних лет: перестройка паддока и трибун, активная перекладка и улучшение асфальта, работа над улучшением фан- и вип-зон (с которых «Ф-1» в последние годы как раз получает все больше выручки).

Их запустили в 2022-м и 2023-м после вылета из календаря Франции и первых трудностей Бельгии с продлением – оказалось, что даже легендарный автодром вроде «Спа» вполне считается кандидатом на исключение без улучшения инфраструктуры. Гонка за сохранение места началась.

Загружаю...

Бельгия в ней тоже участвовала – запустила обновление трека стоимостью 80 млн евро, множество дополнительных дорогих развлечений для ВИП-посетителей вроде ресторана на подъемном кране над треком, расширила трибуны на 10000 мест и приняла 380 тысяч фанатов.

Все эти достижения подчеркнули и в пресс-релизе «Ф-1» о продлении сделки – видимо, они и помогли вообще оставить этап на ротационных условиях (особенно с учетом истечения сделки с соседними Нидерландами). Ведь даже с такой хорошей посещаемостью затраты на выплаты за проведение Гран-при и реновацию оказываются слишком велики: гонка второй год подряд генерирует убытки (3,5 млн евро в 2024-м против 2,3 млн евро в 2023-м).

Однако остальные с продленными контрактами перестраивались и вкладывались даже более рьяно. Прочие же – вроде Барселоны с Имолой – до сих пор увязли на стадии планов и переговоров. Их перспективы все сомнительнее: в календаре на 2025-й 11 европейских этапов (считая Баку), на 2026-й законтрактованы 10 штук (тоже считая Баку). Если отнести Азербайджан к другому региону, их становится 9, с учетом вылета Нидерландов – как раз 8. Места для продления обоих просто нет – Бельгия, выходит, заскочила последней по более-менее удачной схеме.

Фанатам сочетания факторов историчности, огромных вложений и общей ситуации с календарем хватило, чтобы вознегодовать: как вообще посмели двигать священный «Спа-Франкоршам»? На Ближнем Востоке у каждой арабской страны по гонке – почему их не трогают?

А ведь и правда, почему?

Ротация – на самом деле благо и даже не новация

Казалось бы, и правда: достаточно быстрого взгляда на расписание этапов, чтобы удивиться немалому количеству ближневосточных и американских гонок. Например, одних только аравийских: Бахрейн недавно продлился до 2036-го, Саудовская Аравия подписалась до 2031-го (и, по слухам, хочет второй этап вдобавок к Джидде – для ультравизионерской Кидии), Катар – до 2032-го, Абу-Даби – до 2030-го…

Загружаю...

В Северной Америке – похожая история: Канада с контрактом до 2031-го, Мексика – с истекающим в 2025-м (но, по слухам, один из самых красочных этапов года продлят), и набор заездов в США: Майами – до 2031-го, Техас – до 2026-го и Вегас – формально до 2025-го. Однако Гран-при в Остине постоянно собирает практически рекордные толпы – сомнений в его продлении нет, а гонку в Вегасе вообще промоутирует и организует сама «Ф-1» с инвестициями в паддок и трассу – первоначальное соглашение с городом предусматривало 10-летний срок, так что можно виртуально считать его закрепленным до 2032-го.

На этом фоне недавнее продление австралийского Мельбурна аж до 2037-го выглядит просто потрясающе – куда более впечатляюще, чем недавние контракты с Японией до 2029-го, и Китаем с Сан-Паулу до 2030-го. Практически все из них подписаны в последние год-два – из прежних в этом кластере осталась только длительная и очень дорогая (одна из самых прибыльных – свыше 60 млн за год) сделка с Сингапуром до 2028-го.

Какие из них вообще сравнимы по значимости, историчности и важности со «Спа»? С точки зрения общего вклада в образ чемпионата – разве что «Сузука» и «Интерлагос», остальные – либо относительно новые этапы, либо уже важные, но еще не слишком «вросшие» автодромы. Потому на первый взгляд претензии и правда выглядят справедливыми.

Загружаю...

Но это только на первый взгляд – если не углубляться в детали, не осмыслять ценности и свойства каждого этапа и не осматривать подробности сделок.

Сперва нужно просто принять: рост интереса к «Ф-1» по всему миру и необходимость сделать серию и команды финансово устойчивыми просто неизбежно ведет к расширению числа рынков и локаций. «Чемпионат мира» нельзя десятилетиями катать по тем же местам в двух-трех уголках планеты – и не зря же даже великие велогонки «Тур де Франс», «Вуэльта Испании» и «Джиро» чередуют регионы, города, монументальные горы и даже заглядывают в самые разные страны (как вам тур по Италии, стартующий в Албании?).

Также нельзя и растягивать календарь до бесконечности. Команды, гонщики и персонал сошлись во мнении: 24 Гран-при – абсолютный предел, за которым следует и пресыщение заездами (для зрителей), и истощение (для участников). Будет ли вам интересно смотреть на 36-й этап в конце декабря с уже определенным чемпионом, где едва ползают уставшие пилоты на болидах-франкенштейнах из клея и изоленты (из-за ограничения бюджетов)? Стоит ли того сохранение всех европейских этапов? Все-таки каждый Гран-при должен оставаться событием.

Урезать все обратно до 15-16 Гран-при – тоже больше не выход, к сожалению. Останутся только самые щедрые – и вряд ли это будет «Спа». А ваять чемпионат из одних исторических автодромов – уже анахронизм.

Ротация неизбежна – часть треков попадет в блендер. Вы их увидите, просто не каждый год.

К тому же это не новация: вообще-то ровно на таких условиях десятилетие проводили Гран-при Германии, чередуя «Нюрбургринг» и «Хоккенхаймринг». А еще десятилетия ранее Гран-при Великобритании постоянно прыгал между «Сильверстоуном», «Брэндс-Хэтч» и «Эйнтри». Разве кто-то выступал против?

Загружаю...

Много жарких стран в календаре – не только ради денег

Если исключить «исторические» этапы из других частей мира и посмотреть на оставшиеся, их можно разделить на несколько сегментов:

• гонки на крупных и активных рынках;

• гонки в очень «щедрых» локациях на государственных взносах;

• основная часть – Южное полушарие, близость к экватору или в принципе стабильная теплая погода.

Да, ближневосточные и азиатские этапы вместе с новыми американскими служат важной цели: растягиванию периода гонок на весь год.

Ведь в мире не везде стоит одинаковая и подходящая для заездов погода круглый год: в Бельгии и в середине лета бывает трудно ездить из-за проливных дождей, а осенью или весной станет совсем невозможно. Та же история бывает с Великобританией, Монако, Италией и набором других исторических и очень важных для «Ф-1» локаций: на них можно приехать только в ограниченные таймслоты. Все просто не запихаешь – иначе «чемпионат мира» превратится в основном в летний тур по Европе с короткими выездами.

В месяцы с мая по октябрь тоже не впихнешь все 24 этапа – персонал просто взвоет, зрители перестанут ходить на гонки в близких локациях, а вещатели тут же придут с вопросами: вроде «что тогда показывать в оставшиеся полгода»?

Тесты и начало сезона нужно проводить в начале весны, финиш – в начале зимы. Тут-то на помощь и приходит Ближний Восток с более стабильной погодой или этапы в Южном Полушарии (Австралия) или другие заезды близ экватора (Сингапур, Бразилия, Мексика, китайский Шанхай…) По той же причине уникального расположения у африканских претендентов вроде ЮАР или Руанды есть шансы – как и у Колумбии, Кореи, Таиланда…)

Загружаю...

Также у большинства таких ближневосточных или южных локаций как раз самые давние или длительные контракты. Причем половина – с особыми условиями по приему тестов, старта или финиша сезона. Такие особенно не подвигаешь по календарю или годам.

Еще можно придумать много причин, почему чередование знакомых десятилетия мест ради открытия новых – хорошо.

Например, с чисто капиталистической точки зрения: большая ценность для каждого Гран-при, больше конкуренция за право проведения, лучше финансовое состояние серии – больше денег у команд – больше конкуренции в чемпионате.

А еще есть чисто зрелищная: напряженные и яркие гонки с огромным объемом событий даже в доминирующие годы нередко случаются именно на незнакомых трассах или треках с измененными условиями – переделанной конфигурацией, асфальтом и так далее. Команды не могут заранее просчитать стратегию на симах и вынуждены экспериментировать и рисковать – кто-то ошибается, кто-то прорывается, кто-то удивляет, а в гонках всегда что-то происходит. 2024-й стал идеальным примером – в нем почти на каждом этапе были то новый формат, то новый асфальт, то новые правила или покрышки.

К сожалению, да, в таких условиях самые старые и самые любимые трассы – которые при этом не могут себе позволить новые финансовые требования – обречены на уступки либо уход. Спросите себя, чего бы хотели больше: десять паровозиков по Монако или один триллер а-ля почти любой Баку?

Не говоря уже о большем количестве возможностей побывать-таки на гонке: чем больше локаций – тем выше шансы, что новая окажется еще ближе к вашему дому.

Загружаю...

А как насчет варианта познакомиться с новой экзотической локацией или культурой? Например, тема «Ф-1» в стиле локальных мексиканских музыкантов марьячи просто порвала мир – и кто бы ее услышал и написал вообще, если бы Гран-при не вернулся в Центральную Америку? Или колорит и традиции боления: в Мексике и Бразилии этап – настоящий карнавал, в Японии и Китае – костюмированное шоу, а в аравийских странах – множество знаменитостей с королевскими семьями. Достаточно включить трансляцию за 20-30 минут до старта, чтобы вобрать в себя полностью разнообразие мира.

Представляете, как это помогает развивать и регион? Неудивительно, что государства столько инвестируют в проведение этапов: такое красочное представление страны или города через гонку может действительно вызвать туристический бум. Например, министр спорта ЮАР при обсуждении желания своего Гран-при приводил показатели Венгрии: из 380 тысяч посетителей 200 тысяч – иностранцы!

Также есть вариант вернуть старую локацию – например, Германию.

Или сохранить обе любимые локации в календаре – например, и «Спа», и «Барселону».

Также при любом урезании или переформатировании всегда будут недовольные. Всегда. Однако при ротационной схеме (в отличие от стабильной!) очередность всегда можно поменять и поправить.

«Формула-1» обречена на эволюцию. Стоит воспринимать потерю «Спа» в некоторые года как гамбит-обмен: теряем на время небольшое, чтобы в перспективе получить больше и лучше. Или хотя бы надежду на дальнейшие улучшения.

Загружаю...

Что еще почитать о развитии «Ф-1»?

Фото: Jay Hirano/AFLO, IMAGO/Xavi Bonilla/Global Look Press/Global Look Press; Gettyimages.ru/Rudy Carezzevoli, Alex Bierens de Haan, Bryn Lennon

Популярные комментарии
Citadellia
Всю статью можно было бы вместить в "бабки, бабки, сука, бабки". Довод ЮАР, что типа вот в Венгрии половина забивается иностранцами тоже довольно забавен. Во первых там расстояния поменьше, а во вторых какие никакие, но все таки европейские страны, чёт я сомневаюсь что из условно Эфиопии или Зимбабве народ ломается в ЮАР гоночки посмотреть
drow elf
Чушь слоновья. Можно сколь угодно приводить любые аргументы, но ответ прост - бабки и ничего кроме бабок.
Mixalblch
Если хотите чередовать европейские этапы, то устраивайте такую же ротацию на Ближнем Востоке. Или каждый шейх должен иметь свою трассу?
Еще 25 комментариев
28 комментариев Написать комментарий