Доминирование Ферстаппена – машина или все же личный вклад? В «Ф-1» сравнили: год решил не болид

Версия гонщиков и экспертов.

Глядя на 19 побед Макса Ферстаппена и 21 победу всего «Ред Булл» в 2023-м после уничтожающего финала 2022-го и двух победных и подиумных рекордов подряд, легко представить картину «команда построила такой болид, что пилот хоть одним пальцем может затащить титул».

Ведь пилоты нередко подчеркивают суперконкурентность нынешнего пелотона – например, пилот «Феррари» Карлос Сайнс оценивал разницу между всеми соперниками на одинаковых машинах максимум в 0,5 секунды «если у первого будет очень хороший день, а у последнего – очень плохой». Потому настолько впечатляющее и сокрушающее доминирование влет списывается на мастерство конструкторов – особенно соперниками, не желающими признавать, что кто-то может быть быстрее их (а в «Ф-1» такие почти все).

Загружаю...

Вот и Льюис Хэмилтон – сокрушенный Ферстаппеном в 2021-м – прежде всего отметил качество болида «Ред Булл» и связал эффективный и безошибочный пилотаж новоявленного трехкратного именно с ним.

«Машина Ферстаппена все делает хорошо, – комментировал семикратный чемпион. – По характеристикам очень похожа на наш болид 2020 года (самый доминирующий в истории «Мероседеса»: Хэмилтон выиграл 11 гонок из 17 в сезоне, еще 2 Гран-при взял Боттас, только два поула ушли конкурентам – Sports.ru) – Cуперстабильная. По ощущениям, их машина всегда находится в оптимальном окне рабочих настроек. А для гонщика это просто мечта – позволяет на максимуме использовать свои собственные возможности.

В Остине мы были к ним ближе всех, но я думаю, что у них всегда оставался запас по скорости – и они всегда могли прибавить на 0,1 – 0,2 секунды, как минимум.

Вы можете посмотреть на данные телеметрии, на времена прохождения кругов – большую часть времени Макс впереди просто прохлаждался. Не думаю, что за весь сезон он хоть раз серьезно вспотел. Даже когда мы вплотную преследовали его в Остине. Думаю, он постоянно контролировал ситуацию.

С таким запасом по скорости вы можете позволить себе немного сбавить обороты, не нервничать и не напрягаться, а машина станет только быстрее. Шины будут работать дольше, машина будет находиться в окне оптимальных настроек. И это действительно потрясающее чувство. В «Ред Булл» действительно здорово поработали и заслужили этот успех».

Загружаю...

Шеф «Феррари» Фредерик Вассер тоже обратил внимание на безошибочность Ферстаппена, связанную с отсутствием ощутимого внешнего давления (о чем мы писали еще в середине сезона!)

«Ферстаппен провел потрясающий сезон, – согласился босс Скудерии. – В двух-трех гонках на старте еще была борьба с Серхио Пересом, а потом Макс просто улетел на другую планету. Он почти не ошибался. Даже трудности в квалификации к Гран-при Саудовской Аравии были связаны с неполадками.

Макс всегда был на высоте, всегда очень чисто проводил старты, без контактов. Единственным исключением стал этап в Вегасе, но я думаю, что мы просто близко подобрались к нему. При этом я не хочу сказать, что нам удалось оказать на Макса давление, потому что это не так.

В Абу-Даби никакого давления на Ферстаппена не оказывалось. Хотя, возможно, в гонке в Абу-Даби он оказался под чуть большим давлением, чем в том же Зандворте под дождем.

Нет никаких сомнений в доминировании Ферстаппена в этом сезоне. Дело лишь в том, что как и любой другой, под сильным давлением Макс начнет чаще ошибаться.

В этом сезоне никто не смог оказать на него достаточно сильного давления, за исключением двух-трех последних гонок или за исключением Карлоса Сайнса на Гран-при Сингапура. Именно тут Макс начинает допускать ошибки, или команда «Ред Булл» начинает ошибаться с настройками».

Загружаю...

Безусловно, RB19 – грозное и мощное оружие, однако, кажется, личный вклад пилотов все же часто недооценивают. Ведь реальное сражение напарников на равных почти в каждой гонке – большая редкость, особенно когда речь идет о титуле. В 2000-х таких было только трое: Алонсо-Хэмилтон в 2007-м, Феттель-Уэббер в 2010-м и Росберг-Хэмилтон в 2014 -2016-м. Из равных по уровню напарников сейчас в пелотоне сейчас есть Расселл и Хэмилтон и Гасли с Оконом – даже у формально равной пары Сайнса и Леклера есть перекос в чистой скорости в пользу Шарля и преимущество в стабильном наборе очков у Карлоса.

Перес на такой же машине заработал медианную квалификационную позицию 9,0 (при 1,0 у Ферстаппена), едва удержал второе место общего зачета и чаще проваливался, чем претендовал на подиумы и победы. Причем безо всяких конспирологических теорий – сам признал и равенство болидов, и неспособность совладать с ним.

Так нежели все действительно по большей части в болиде?

Ферстаппен – уже среди величайших, а его выступления – нечеловеческие

Наблюдатели со стороны за пределами схватки, но опытные в вопросах «Формулы-1» восхищаются именно личным вкладом новоявленного трехкратного чемпиона.

«Макс – лучший в истории. Без сомнений, – безапелляционно согласился бывший супремо «Ф-1» Берни Экклстоун, видевший в деле всех великих чемпионов. – Раньше я называл Алена Проста, теперь – Макса. Он величайший. Он лучше всех выжимает все из машины и не валяет дурака. Он действует по программе. В моем списке он выше Льюиса Хэмилтона.

Конечно, Льюис невероятно хорош, невероятно талантлив. Льюис понимает людей и способен выжимать из них все, а Макс выжимает все из болида. [Льюис] сильно отличается от Макса. Когда Льюис закончит гоняться, то может найти свое место в другом мире – в индустрии развлечений или чем угодно. Но Макс так не поступит. Могу сказать, что Макс – один из нас».

Загружаю...

А как же котируют успехи трехкратного чемпиона в Нидерландах? Наверное, уже привыкли к победам и реагируют на гимн примерно как сам Макс на одном из стримов?

Похоже, все движется именно в сторону пресыщения – бывший пилот «Ф-1» и эксперт национального Viasport Гидо ван дер Гарде даже особенно отметил несоответствие реальности и ее восприятия:

«Выступления становятся обычными, но это не так. Люди говорят: «А, Макс опять выиграл». И все привыкают, но, ребята, это нечто беспрецедентное для Нидерландов.

Я в каком-то смысле понимаю [такое отношение], но как аналитик и гонщик знаю, насколько тяжело зарабатывать очки и побеждать. 19 побед и третий титул – это вовсе не обычные выступления, а нечеловеческие.

Некоторые гонки получились немного скучными – они могли бы быть и более захватывающими. Но выделялся лишь один пилот, и это Ферстаппен. Он вместе с «Ред Булл», своим инженером и всей командой выступал беспрецедентным образом.

Загружаю...

Если посмотреть на остальных, то иногда впереди оказывался «Астон Мартин» или Серхио Перес, порой «Феррари». Все было по-разному. Если убрать Ферстаппена, сезон-2023 вышел довольно захватывающим. Судьба титула решилась бы лишь в предпоследней гонке».

На плотность за спиной Макса обратил внимание и главный правдоруб «Ф-1» чемпион 1997-го Жак Вильнев:

«Ред Булл» не так уж далеко. Когда команда выигрывала все свои поулы, то с отрывом в десятую, половину десятой – суперплотно. Так что это не доминирование. Это не годы «Мерседеса», который был на секунду впереди всех, и всем было нормально».

Параллели с «Мерседесом» провел и бывший босс «Рено» Сириль Абитебуль – его команда и клиенты как раз страдали параллельно с доминировавшим Хэмилтоном и серебряными болидами. И новь дело не только в технике!

«У доминирования «Мерседеса» был всего один элемент – двигатель. И да, у них был просто выдающийся двигатель.

Сейчас же можно сказать, что у всех бывают взлеты и падения, моменты величия и неудачи. Но только одна команда, которая просто творит чудеса – эффект такой, будто «Ред Булл» идет по воде. И это просто поразительно, потому что кажется, что «Ред Булл» все нипочем – ветер, температурные условия или граунд-эффект. Делает их доминирование поистине впечатляющим.

И это жестоко. Ферстаппен настолько силен, что способен уничтожить даже такого гонщика, как Серхио Перес, который через очень многое прошел. Может бросить его на землю и просто растоптать. В «Ред Булл» и Максе чувствуется зрелость. У меня создалось впечатление, что Макс стал намного спокойнее в сравнении с тем, что было раньше».

Секрет Ферстаппена для наблюдателей со стороны – не машина, а полная отдача гонкам

Загружаю...

Трехкратный чемпион постоянно повторяет в интервью: его любовь в «Ф-1» – именно пилотаж. Он забирает все возможные симуляторные сессии на базе, постоянно пропадает за виртуальными заездами в свободное время и даже на отпуске едет тестировать машины категории GT3 и гоняться на картах.

Может, Макс просто создает отличный образ «настоящего гонщика» ради исправления старого имиджа чрезмерно наглого и безрассудного юниора? Эксперты не согласны!

«Макс вносит решающий вклад, потому что он включен 24 часа в сутки, – верит Ферстаппену Вильнев. – Он никогда не устает. Он вылезает из болида и все равно думает о гонках. Это все, что для него существует – симулятор, картинг, что угодно.

Мне не кажется, что другие пилоты это делают. Может, Алонсо в какой-то степени, а все остальные заняты другими делами. Они вылезают из машин, и у них куча посторонних занятий.

Если бы они все были сосредоточены как Макс, то, может, показывали бы уровень Макса. Вот в чем большая разница между ним и Пересом, а также остальным пелотоном. Макс всегда выкладывается по полной – нет разницы, это последняя гонка, свободная практика, старт сезона, борьба за титул».

Бывший пилот Кристиан Даннер отметил главную фишку Макса относительно пелотона – работу с покрышками.

«Макс Ферстаппен открыл новое измерение. Поразительно, что он каждый раз выжимает из машины абсолютный максимум.

Всегда существовали пилоты, которые определяли эпоху. В этом сезоне для него все сошлось: его понимание болида, агрессивный пилотаж. Многие способны атаковать, но при этом уничтожают шины. Макс понимал, как пилотировать быстро, но не портить покрышки – такого я никогда ранее не видел в исполнении гонщика «Формулы-1».

Загружаю...

Его доминирование деморализовало соперников. Но это также показывает, что все остальные сработали плохо – отставание слишком большое. Меня удивило, что молодой человек способен настолько рано достичь подобных высот».

На мастерство обращения Ферстаппена с шинами обратил внимание и шеф конкурирующего «Мерседеса» Тото Вольфф – только уважение и осмысление:

«Перес не медленнее Макса на секунду. Так в чем же дело? Мы видели, как маятник качается в разные стороны.

С фундаментальной точки зрения все вращается вокруг сцепления шин с асфальтом. Если удается найти идеальные настройки, стабильную основу, с которой можно работать с начала уик-энда, то получается показывать скорость. В противном случае темпа просто нет. Ты в буквальном смысле срываешься с обрыва, и у меня нет объяснения.

Считаю, что в этом году единственным гонщиком, кто понял, как работать с покрышками, стал Макс».

А что же думает сам Серхио Перес? Он – 33-летний отец троих детей, живет между базой «Ред Булл», европейским перевалочным пунктом в Мадриде и родной мексиканской Гвадалахаре и параллельно пытается выполнять множество спонсорских и коммерческих обязанностей.

Кажется, и для №11 приходит осознание причин доминирования Ферстаппена:

«Прежде всего, он очень талантлив. Макс живет «Формулой-1», живет гонками. Это его страсть, и это лишь укрепляет его решимость.

Загружаю...

Во-вторых, он очень многое понимает: за счет чего он добивается успеха, и почему порой что-то не работает. Это и делает его особенным. И наконец – я бы сказал, что он настоящий трудяга.

Также Макса главным образом выделяет его способность сразу же показывать свой максимум. И как только он проворачивает этот трюк, то сразу чувствует себя оптимально. Он с самого начала уик-энда работает на сто процентов своих возможностей и не допускает ошибок».

Что же думает сам Ферстаппен? Болид – конечно, основа, но снимать время – все же работа пилота:

«Конечно, нужна машина, которая бережет покрышки. Иначе ты обречен. «Хаас» – хороший пример. Не считаю, что Нико [Хюлькенберг] и Кевин [Магнуссен] – идиоты. Если болид перегружает шины, ты мало что можешь сделать. Машина – это основа. Гонщик может снять одну или две десятые за счет работы с шинами.

Безусловно, новая резина маскирует многие недостатки. Можно настроить болид под квалификацию, совершенно по-другому. Может, это одна причин, почему мы так хорошо себя проявляем на длинных отрезках. Особенно это касается начала гонки, когда баки полные – рабочее окно, картография аэродинамики сильно отличаются от квалификационных. Некоторые выбирают очень агрессивный подход. Наш болид, с другой стороны, весьма универсальный».

Кажется, просто в современной «Ф-1» лучшие и самые быстрые машины стали настолько сложными, что для их понимания, вскрытия всего потенциала настроек и возможностей и стабильного выполнения плана нужно вкалывать над техникой днями, буквально сжигая каждую свободную секунду. Все – ради успеха.

Загружаю...

«Эти болиды существенно труднее понять – обратная связь от гонщика уже не такая ясная, – пояснял двукратный чемпион мира и самый опытный пилот в истории «Ф-1» Фернандо Алонсо. – Иногда баланс неправильный, и ты финишируешь третьим. А потом тебе комфортно в машине, и ты становишься 14-м.

Стало куда сложнее выделить вклад конкретных факторов в определенное поведение болида. Раньше можно было гораздо точнее сказать, что вызвало проблему – аэродинамика, подвеска или шины».

Так чей же вклад в доминирование тогда выше?

Следующий сезон в «Ф-1» станет кошмаром с одним победителем? «Ред Булл» и все его соперники так не думают!

Cколько же претензий летит Ферстаппену! Разобрали все по пунктам

Ферстаппен побил рекорд «Ф-1» по победам за сезон – 19! Четыре раза прорывался, сшибал стены, гонял с дохлой птицей

Фото: Gettyimages/Clive Rose / Staff, Mark Thompson / Staff

Популярные комментарии
alex1382
так вот почему Алонсо разгромил Стролла...машина другая была, спецом батя сынку тачку плохую подкинул, чтобы порадовать деда
Ответ на комментарий Михаил Пивненко
"Я больше не проиграю Пересу" - это было сказано после Баку и совершенно случайно на одинаковых машинах в Майами Чеко поехал на секунду медленнее, расходуя покрышки на 5-10 кругов быстрее. Наверно, у него другая машина? Хотя, что за чушь - такого не бывает!
Nothern Lord
Ожидание - анализ, реальность - поток дифирамбов от околоформульных фанатов Ферстаппена. Помню, лет 5 назад такой же поток патоки в сторону Хэмилтона (что он величайший гонщик всех времен, самый совершенный за всю историю Ф1 и все в таком духе). Где сейчас все эти фанаты темного рыцаря? Вот и фанаты Макса резко приумолкнут, когда не будет доминирующей машины.
arspurs9
Тоже открыт с мыслью, что сейчас тут будет разбор данных телеметрии, анализы и цифры, а не деле просто автор отполировал Максу одно место, которое и так отполировано Марко и Хорнером.
Ответ на комментарий Nothern Lord
Ожидание - анализ, реальность - поток дифирамбов от околоформульных фанатов Ферстаппена. Помню, лет 5 назад такой же поток патоки в сторону Хэмилтона (что он величайший гонщик всех времен, самый совершенный за всю историю Ф1 и все в таком духе). Где сейчас все эти фанаты темного рыцаря? Вот и фанаты Макса резко приумолкнут, когда не будет доминирующей машины.
Еще 20 комментариев
23 комментария Написать комментарий