Был пионером казахстанского рэпа, а теперь перезапускает «Астану»: интервью с Самсоном Аракеляном

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Летом 2022 года баскетбольный клуб «Астана» сменил генерального директора. На место Валерия Тихоненко, который занимал этот пост 11 лет, пришел Самсон Аракелян. В Казахстане он более известен под псевдонимом Big Som — это культовый рэпер страны начала 2000-х, основатель группы Som Clan, а позже — популярного бренда DomaDoma.

Вместе с Аракеляном в «Астану» приходит другая философия, которую новый генменеджер уже опробовал на собственном баскетбольном клубе «Каспий» из Актау. В интервью «Перехвату» Самсон рассказывает, как полюбил баскетбол, что меняется в «Астане» и — неожиданно — как мобилизация в России поставила новые таланты в клубную структуру.

«Стресса достаточно, но это именно то, чего я ожидал»

— Самсон, вы недавно стали гендиректором «Астаны». Как вам эти несколько месяцев в такой должности?

— Чувствую себя отлично. В последние два года я находился в зоне максимального комфорта. То есть, я, конечно, руководил как собственник баскетбольным клубом «Каспий», у меня были поездки в качестве технического делегата ФИБА… Но все же в основном я занимался творчеством, у меня были какие-то проекты, я жил в Актау и все было максимально комфортно. Но я понимал, что захожу в какой-то тупик. Все же я привык работать в больших проектах, например, Кубок мира по баскетболу или большие фестивали по баскетболу 3х3. А тут у меня вдруг как будто пенсия началась.

Загружаю...

А «Астана» — это самый высокий уровень в Казахстане. И по бюджету, и по задачам. Для меня это предложение было в радость, это большой вызов. Я тут делаю вещи, которые я люблю, и уже показываю какие-то результаты.

— Вы как-то сказали, что в Актау достигли потолка, и «Астана» — это такой стресс, который вам был нужен. Много стресса на работе?

— Стресса достаточно, но это именно то, чего я ожидал. Особенно это было заметно в первый месяц. Нам нужно было полностью менять стратегию клуба — от организационной структуры до маркетинговой политики. И в этот же момент у тебя идет трансферная кампания, ты должен собирать команду, искать тренера, думать о будущем. Казахстанским игрокам, которые сейчас в основе, уже около 30 или даже больше 30, и никто не знает, сколько еще сезонов они сыграют. Обо всем этом нужно было думать.

А еще нашей федерации потребовалась помощь с организацией «окон» ФИБА. Так как я был в Астане, я не мог им отказать. Плюс, я же брал главного тренера с расчетом на то, что это будет главный тренер и сборной, ведь «Астана» — это базовый клуб для национальной команды. И вот так вышло, что я летом занимался еще и делами сборной.

Так что стресса было достаточно. Естественно, я заплатил за все это: если раньше я мог как-то отвлекаться на творчество, на проекты, связанные с уличным баскетболом или массовым спортом, то сейчас у меня было несколько концертов летом, а о новом материале я даже думать не мог. У меня в голове просто нет столько места. Все мысли заняты «Астаной».

Загружаю...

«Смена бренда — это моя маленькая победа летом»

— Правильно ли я понимаю, что вместе с вашим назначением у клуба появился новый вектор развития? В чем он заключается? Вы вот сказали, что клуб при вас уже показывает какие-то результаты…

— Я думаю, так всегда происходит с приходом нового руководителя. Особенно в случаях, когда предыдущий руководитель был на этом месте больше 10 лет.

Одно из моих первых решений — создание фарм-команды. Потому что у нас раньше была команда академии, которая выступала в Высшей лиге (второй по значимости турнир в Казахстане — прим. «Перехват»), заняла там последнее место. Результат не соответствовал статусу клуба. И я, как хэд-хантер, стал искать лучших, тех, кто завтра придет на смену основе. Времени не так много, у меня даже нет 5 лет. Нужно, чтобы через 1-2 года кто-то уже был на смене. Поэтому я с тем же бюджетом создал вторую команду, куда привез, по моему мнению, лучших молодых игроков со всей страны. Под них мы открыли новый шикарный зал, который работает на нас 24 часа в сутки.

Плюс, я привлек новый тренерский штаб именно под работу с молодежью, и принял решение, что молодежь должна играть не во второй лиге, а в первой. Этим я четыре года занимался в «Каспии», и да, я где-то жертвовал результатом, но зато у меня появились три игрока — Сарсенгалиев, Оразбеков и Симонов, — которые не разочаровывают и, по мнению главного тренера, попадают в сборную. Оразбеков дебютировал с УНИКСом и смотрелся нормально. Думаю, это наше будущее, и если молодежи дать возможность играть в национальном чемпионате, то развитие придет быстрее, чем если бы это было во второй лиге.

— А кроме этого в клубе что-то изменилось?

— Да, конечно. Клуб должен зарабатывать, и тех денег, которые мы получаем от нашего основного спонсора, не хватает на выполнение стоящих перед нами целей. Поэтому был создан и собран отдел PR и маркетинга — если раньше это был один человек, то сейчас это пять человек. Их основная задача — это продавать и привлекать спонсоров. В этом году мы привлекли компанию 1xBet, и бюджет там в 10 раз больше, чем тот, который был в прошлом году от этой же компании. И он может быть еще больше, если мы реализуем все запланированное.

Загружаю...

К примеру, раньше вообще не продавались билеты на национальный чемпионат. Был свободный вход, но посещаемость была — 20 человек. Сейчас мы продаем по 800 билетов, примерно на 1,5 млн тенге (примерно 200 тысяч рублей — прим. «Перехват») — и это на национальный чемпионат, который никому не был интересен. Здесь, опять же, было неинтересно смотреть матчи, где «Астана» каждого соперника выносит по 50 очков. А вот разбавив «Астану» молодежью, мы получили уже как минимум две сумасшедших игры — с «Атырау» и «Ирбисом». И там, и там это на 70% была та самая фарм-команда. По отзывам зрителей, эти матчи были намного интереснее, чем даже матчи Лиги ВТБ, потому что ты видишь борьбу, видишь, как закаляется молодежь.

— А брендинг же тоже у вас поменялся. Я думал, вы его самым первым и основным изменением назовете.

— Да, брендинг поменялся. Чтобы продавать, нужен бренд. Я не новичок в этом, я сам создавал бренды и продавал их, я щепетильно отношусь к дизайну, шрифтам. Логотип команды может быть даже больше, чем сама команда — как New York Yankees, например. Поэтому была идея убрать все возможные отсылки к баскетболу или к спорту и сделать что-то уникальное. Сделать такой ребрендинг, чтобы он был не просто отсылкой к команде из Астаны, а чем-то большим, ассоциироваться с городом.

— Вот эти пять человек из офиса, о которых вы говорили, это их работа? Или вы делали новый брендинг на аутсорсе?

Загружаю...

— Это я работал с дизайнером, который раньше уже помогал мне с DomaDoma (бренд Самсона Аракеляна — прим. «Перехват»). Это опытный казахстанский дизайнер. Мы с ним вдвоем все сделали, перебрали миллионы разных вариантов. Думали пойти в сторону НБА, потом склонялись к более простым. В итоге все сложилось вот так, как сложилось.

В этом логотипе очень много символов, много посыла. Кто-то даже видит в нем какие-то свои новые вещи — кто-то видит восьмерку, кто-то стрелу, кто-то птицу. В Казахстане люди делятся на роды – это называется жузы, и ру – это племена. У всех племен есть свои древние знаки, руны. И вот некоторые племена — аргыны, например, или адайцы — увидели в этом знаке свой знак. А мы это не вкладывали! Это очень круто, когда ты в чем-то можешь увидеть что-то свое, даже если этого там не было изначально.

Считаю, что смена бренда — это моя маленькая победа летом. Как и подписание игроков, тренера. Я все же давно не работал в корпоративной среде, я сам был хозяином бизнеса, предпринимателем, руководителем. А сейчас пришел как наемный менеджер и боялся, что согласование каких-то принципиальных для меня моментов может привести к тому, что у меня пойдет какая-то обратная реакция. Но мне очень повезло — мне доверяют, в меня верят, идеи поддерживают. Наши взгляды с генеральным спонсором совпадают.

Загружаю...

— Единая лига раскрывает бюджеты только российских команд-участниц турнира. Если без цифр, то на уровне какого клуба была бы «Астана»?

Мы были бы на последнем месте, у нас бюджет меньше, чем у «Автодора» (230 млн рублей в сезоне-2021/22 — прим. «Перехват»). Я не знаю, какой бюджет у «Минска», но, думаю, на таком же уровне, как у нас.

«Еще год назад у меня бы не было возможности пригласить столько специалистов из России»

— У вас в этом году три россиянина в составе, российский главный тренер и ассистент тоже из России. Но я слышал, что несколько российских ребят, которые переехали в Казахстан после начала мобилизации, также сейчас развивают баскетбол в Астане под вашим руководством. Расскажете?

— Конечно, мне как руководителю это выгодно, но очень бы не хотелось, чтобы это происходило так. Хочется, чтобы это было как с подписанием тренеров, например.

А так мы пока раскрываем потенциал ребят. Они предложили безвозмездно помочь и прокомментировать матчи национальной лиги. Это то, с чего мы начали. Мне в соцсети написал Аветис «9 грамм» (Аветис Мирзаянц, известный под псевдонимами МС Avetis и «9 грамм» — прим. «Перехват»), сказал, что вот такие-то ребята из России едут, попросил уделить им 5 минут. Мы встретились перед игрой национального чемпионата, и так как там кое-какие проблемы есть у федерации, эфир делали мы. Дикторов не было, естественно, мы не предусматривали это. И я просто буквально «на слабо» предложил ребятам прокомментировать.

У них был челлендж: они впервые видели игроков, для них это абсолютно новая команда, все новое. Но они сели и провели. Делали все те же ошибки, что делают россияне, — Байтерэк (правильно — Байтерек), тэнге (правильно — тенге). Но, в любом случае, это было намного лучше, чем даже те дикторы, которые у нас были до этого.

Загружаю...

И все, потом мы встретились, я им сказал, что у нас в процессе всякие предматчевые активности. Они в принципе есть, но не было людей, грубо говоря, баскетбольных аниматоров. Они помогли нам организовать активности с детьми в холле, активности в середине матча, показали фристайл-шоу. Ребята непростые, у них у всех есть большой багаж проведения ивентов, управления баскетбольной академией. Сейчас они меня очень хорошо консультируют, и я надеюсь, что они смогут остаться и быть полезными казахстанскому баскетболу.

Честно говоря, еще год назад у меня бы не было возможности пригласить столько специалистов из России и на тех условиях, на которых они сейчас готовы работать. Они вообще готовы работать просто потому, что любят баскетбол, а финансовый вопрос для них сейчас на втором плане. У меня тоже всегда было так, поэтому, я думаю, мы сделаем с ними не только активности вокруг «Астаны», но и какие-то проекты, связанные с массовым и любительским баскетболом.

— Придя в «Астану», вы перестали быть гендиректором баскетбольного клуба «Каспий»?

— Да, я полностью вышел и передал все дела тому руководству, которое раньше работало на меня. Мы не взяли никого нового туда, оставили ту команду управленцев, которая была. Но, честно сказать, баскетбольный клуб в собственности — это больше игрушка, чем бизнес. Ну как яхта — ты должен ее содержать, а денег она тебе не приносит. Для меня это был актив, который мне сейчас было бы тяжело вести, не находясь там, ну и плюс это был бы конфликт интересов. Я знаю, что люди в этом клубе росли, они не должны его убить.

Я остаюсь там президентом региональной баскетбольной федерации, но все равно хочу найти какого-то молодого и перспективного на свое место. Просто нужно быть там, чтобы работать на этой должности. А все проекты, связанные с DomaDoma Streetcourt, работают, ребята там продолжают это дело, все отлично.

Загружаю...

— Получается, в Актау вы все еще возглавляете областную федерацию баскетбола. Не планировали попытаться возглавить национальную?

— У меня было такое предложение, но я не вижу себя на этом посту. Здесь нужен человек с административным или — а лучше «и» — большим финансовым ресурсом. Это политическая должность, для которой у меня недостаточно ресурсов — ни административного, ни финансового. Потому что ты приходишь в организацию проблем, ну то есть в организацию, где существуют только проблемы. Эти проблемы можно решать только теми ресурсами, которые я обозначил.

Может, у меня где-то есть общественная поддержка, но на данном этапе мне более интересно управлять клубом, чем федерацией. Я вижу себя максимум генеральным секретарем федерации баскетбола Казахстана по международным вопросам. Эту помощь я федерации всегда оказываю, потому что облетал всю Азию и со всеми поработал, в хороших отношениях с офисом ФИБА-Азия. Поэтому многие вопросы могу решать телефонным звонком. Но, думаю, я был бы более полезен не в качестве президента.

— Вы же ездили в 2019 году от ФИБА в Китай на Кубок мира. Чем занимались?

— У меня было две должности, я отвечал за подготовку двух городов к Кубку мира. Я начал работать еще в мае. За мной был город Ухань, откуда все началось (речь про коронавирус — прим. «Перехват») и где, кстати, выступала сборная России, и Пекин. Я был менеджер по подготовке, а с начала чемпионата моя должность менялась на venue manager. Менеджер арены, наверное, так можно перевести. Все, что касалось арены — от секьюрити, телевизионщиков, маркетинга, — до тренировок решалось через меня. Грубо говоря, Скариоло мог устроить скандал, если в корзине с мячами один не был обтертым.

Загружаю...

Я на Кубке мира увидел разницу между тренерами топ-команд и, например, сборной Анголы или Польши. Очень интересный опыт, очень сильно я прокачался тогда.

«Я уже взрослый человек, все знают, кто я и что я. Если я сейчас буду из себя изображать строгого джи-эма, от этого ничего не изменится»

— Я читал ваше интервью, и вы говорили, что так сильно любите баскетбол, что готовы развивать его бесплатно. Это потому, что ваш лейбл приносит достаточно денег? Как у него вообще сейчас дела?

— DomaDoma был лейблом — сначала это была песня, потом это стало студией звукозаписи. Затем я понял, что из этого можно было сделать что-то большее, и я постарался сделать DomaDoma главной ассоциацией с Актау. Это получилось. Следующий шаг — возможно, выход за рамки города. Но сейчас это уже не лейбл, а производство и продажа одежды, организация мероприятий, коммерческие секции по баскетболу, эксплуатация площадки.

А так мой достаток от работы в баскетболе и от деятельности DomaDoma сравнялся, ну плюс-минус. Но даже если бы баскетбол приносил меньше, то я бы отказывал себе в чем-то, но продолжал заниматься баскетболом. Сейчас у меня вообще тот уровень ответственности и загруженности, когда я вообще полностью отказываюсь от всех своих увлечений.

А то интервью, о котором вы говорите, я, скорее всего, давал именно в тот момент, когда был в Актау. Проводил в шортах 9 месяцев в году и мог в любой момент пойти записать какой-нибудь трек. Это та самая зона комфорта, в которой я находился, я довольствовался малым. Но дети подросли, и я решил, что им нужно чуть-чуть поменять уровень жизни, образование и так далее. Поэтому сейчас, чем старше я становлюсь, тем острее встает вопрос финансов.

Но баскетбол всегда со мной, так или иначе. Я в течение 12 лет занимался развитием баскетбола бесплатно — работал в нефтяной отрасли, а в 30 лет стал директором федерации баскетбола региона и бесплатно там работал. Все проекты в баскетболе я делаю бесплатно.

Загружаю...

— Вы все еще выступаете с концертами, как я слышал.

— Да, я был очень удивлен. Я не думал, что в 44 года я еще буду кому-то нужен. Кто-то называет меня одним из пионеров казахстанского хип-хопа, не знаю. Но моя группа, Som Clan, стала первой казахстанской группой, которая заключила контракт с лейблом из России и издавались там. Так что кто-то еще помнит, приходят на концерты.

Когда мне пришло предложение на должность генерального директора, там еще был такой момент… Я просто смотрю, какие они — гендиректоры. Среди них нет артистов или кого-то такого. Я думал, что, скорее всего, мне тоже придется ограничивать себя в этом. А потом я понял, что я уже взрослый человек, все знают, кто я и что я. Если я сейчас буду из себя изображать строгого джи-эма, от этого ничего не изменится.

Более того, я вижу в музыке и в своей востребованности как артиста огромный потенциал в промо клуба и промо всего баскетбола. Общественность хорошо восприняла мое назначение потому, что у людей все же со мной связано больше положительных эмоций, чем отрицательных, — это музыка, это Aktau Open Fest, это вообще Актау. Поэтому думаю, что я не буду приостанавливать свою музыкальную деятельность. Единственное, да, теперь я занимаюсь этим в свои выходные и сил на создание чего-то нового уже не хватает. Но я не закрываю для себя эту дверь. Для меня это тот же самый баскет. Хотя баскетбол я больше люблю, чем музыку.

Фото: БК «Астана», БК «Каспий», FIBA, соцсети Самсона Аракеляна

Подписывайтесь на «Перехват» в Telegram, если хотите больше читать о баскетболе по эту сторону океана

🎰 Сразись за главный приз! Выиграй один из девяти Lexus 🚘

Даниил Аксенов из «Астаны» – о начале карьеры, любимых баскетболистах и планах на сезон

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Перехват
Популярные комментарии
Max Bochkov
Логотип шикарный получился. А вообще - отлично, когда в управление спортом приходят люди творческие, люди из сферы энтертеймента. Ведь современный спорт - это уже, во многом, тоже энтертеймент...
Sergi Barjuan
Сколько денег уаау я хочу их все истратить, ту ту ру, ту ту руу
Сергей Ольхов
Рад за таких руководителей, рад за родной Казахстан, мы ветераны советского и казахстанского баскетбола, гордимся, что в республике живут и работают такие энтузиасты и настоящие любители баскетбола.. дальнейшего вам процветания и успехов дорогие земляки🤝🤝👍👍🙏🙏
3 комментария Написать комментарий