Найджел Мэнселл и Williams FW14B

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Фестиваль скорости в Гудвуде, воскресенье. Во второй половине дня публика ждет машины Формулы 1 на трассе. Здесь каких только нет: Benetton Ford B192, Toleman Hart TG 183B Айртона Сенны, McLaren MP4/1, Renault RS10 Рене Арну и даже Mercedes W10 Джорджа Расселла. В уголке под деревьями притаилась машина с красной цифрой 5 на носу – это Williams FW14B Найджела Мэнселла – одна из самых сложных в техническом плане машин в истории. Мэнселл не спешит на трассу и вальяжно ходит рядом. Затем раздается объявление, британец начинает готовиться, одеваться, садится в машину и выезжает.

Те, кто выезжали в этот день в Гудвуде до него, делали это неспешно и плавно. Мэнселл же буквально врывается на трассу, его появление шумное и резкое. Как только машина на трассе и едет в нужном направлении, Найджел резко поднимает обороты и дает движку громогласно заявить о себе, допуская пробуксовку и выпуская облако дыма из-под колес. Трибуны ликуют, сомнений ни у кого нет: это Мэнселл, и его типичный стиль – работать на зрителей.

Загружаю...

Этого момента ждали долго. До Гудвуда Мэнселл сидел последний раз в этой машине в Аделаиде в ноябре 1992, в последней гонке сезона. Это шасси №11, которое было запасным в Монако, а затем стало основным, начиная с Хоккенхайма, где Найджел выиграл поул и затем гонку. Большой Найдж использовал это шасси до конца года. В кокпите наклеены звездочки за каждый успех на трассе: пять красных за поулы и две золотых за победы. Да, основная часть побед принадлежит шасси №8. Но именно за рулем этой машины Мэгнселл осуществил свою мечту и выиграл чемпионат в Венгрии 16 августа 1992.

 

Британец был близок к тому, чтобы выиграть титул в 1991, он и команда чувствовали, что FW14 способна на это. Это была первая машина построенная совместно техническим директором Патриком Хэдом и Эдрианом Ньюи, который был главным по аэродинамике в команде. Хэд был сконцентрирован на полуавтоматической трансмиссии и трэкшн-контроле, а Ньюи оттачивал дизайн машины и аэродинамику. Из-за сложности машины и малого времени на разработку вкупе с ограниченными предсезонными тестами понадобилось время, чтобы раскрыть потенциал и набрать скорость, сравнимую с McLaren MP4/6. Но, когда все сошлось, Мэнселл смог одержать в середине сезона три победы и заставил Сенну и McLaren понервничать. FW14 считалась хорошей машиной, способной побеждать, но ее последовательница была на совершенно другом уровне, в основном благодаря активной подвеске.

Загружаю...

Мэнселл вспоминал: «Я думаю, справедливо сказать, что я бы выиграл титул в 1991, если бы в начале сезона не возникли проблемы с коробкой передач. Я видел, что у машины Эдриана большой потенциал, но у меня были опасения перед 1992, когда добавилась активная подвеска. Мне надо было выигрывать гонки, а активная подвеска на машинах Williams была мне знакома раньше».

 

Мэнселл имеет в виду неприятный опыт с FW12, которая тоже была оснащена активной подвеской, но от нее отказались посреди сезона 1988. Система была очень нестабильной, и Найджел даже привез в Мексику свои аксессуары для гольфа – настолько время с клюшкой было приятнее времени на трассе. Но ему не стоило переживать о FW14B. Ньюи успешно реализовал идею контроля клиренса при помощи активной подвески, что помогло оптимизировать аэродинамику и увеличить прижимную силу. Простыми словами FW14B была быстрее и стабильнее. При этом машина считалась лишь промежуточным звеном перед появлением FW15 в середине сезона. Как потом выяснилось, доминирование FW14B было настолько мощным, что она осталась на службе команды до конца сезона 1992.

Мэнселл выиграл пять первых гонок с поула и выиграл бы шествую в Монако, если бы не соскочившее колесо, что привело к пит-стопу и второму месту после безуспешных попыток обогнать Сенну, который «сделал» свою McLaren Honda в тот момент «очень широкой». Затем были победы с поула в Маньи-Куре и Сильверстоуне. Любопытным зрелищем было то, как Найджел подвез Айртона после гонки до боксов. Это была символичная картина, и это был последний раз, когда шасси №8 было на трассе – Большой Найдж перешел на машину №11 со следующей гонки. Титул он выиграл спустя месяц в Венгрии.

Загружаю...

 

Можно сказать, что у Мэнселла была лучшая машина. Но так можно сказать обо всех чемпионах мира. Ключом было то, что Найджел реализовал ее потенциал, как мог только он. Ньюи видел это своими глазами: «Машина с активной подвеской была идеальна для Найджела. У нас еще не было усилителя руля, и, поскольку машина имела много прижимной силы, нагрузки были очень велики. Найджел имел очень крепкое тело и мускулатуру, так что он мог справляться. Система подвески была довольно простой и в какой-то степени грубоватой, машина могла менять поведение и посылать гонщику противоречивые сигналы. На входе в поворот, если задняя часть машины начинала скользить, объяснимая реакция Рикардо Патрезе была поднять ногу с педали газа, а Найджел настолько верил в себя и в свою способность контролировать машину, что он держал ногу на педали. Поддерживая скорость, он сохранял прижимную силу в повороте».

Патрик Хэд тоже не сомневался во вкладе Найджела: «FW14B была большим шагом вперед для нас, но ей было сложно управлять. Судя по телеметрии, поведение машины постоянно менялось, так что обратная связь от нее гонщику могла быть странной».

Загружаю...

 

Мэнселл: «Патрик все отлично описал. Честно говоря, так верить в машину иногда было неприемлемо, ведь ты рисковал своей жизнью при входе в очень быстрый поворот, надеясь, что машина вытянет тебя. В то время трассы все еще были весьма опасны. Если ты не мог быстро отловить машину, ты бы попал в большую аварию. Это выматывало, FW14B сильно отличалась от машины с обычной подвеской. Обычную машину ты чувствуешь все время, она не делает ничего странного. С машиной с активной подвеской ты чувствовал, что она что-то там делает, подстраивается, и в этот момент ты просто ждешь, когда она сама с собой разберется. Ты не можешь быть на шаг впереди нее, как это бывает с машиной без активной подвески. Я просто верил Патрику и Эдриану и тому, что они говорили. Слепая вера, скажете вы. Но это работало!»

В Гудвуде нет быстрых поворотов, где Мэнселл мог бы все это продемонстрировать. Но ему все равно нужно было привыкнуть к кокпиту, который был его рабочим местом в 1992. Учитывая важность момента, он и команда готовились с вечера четверга. Весть эта быстро распространилась, так что успела собраться толпа, чтобы понаблюдать за воссоединением. Мэнселл: «Я также управлял Ferrari 640. Сев в Ferrari, я понял, насколько узким был кокпит FW14B. Я и забыл, как Эдриан умел работать с аэродинамикой. Если он мог отщипнуть полсантиметра от кокпита, он делал это. А мое тело сейчас, скажем так, увеличилось! Я был там как будто заперт, но это лишь подчеркивало особое отношения меня с машиной. На меня накатили воспоминания сезона 1992. Этот проезд на моей чемпионской машине был невероятным. И не только для меня. У людей вокруг это вызвало много эмоций, и у меня были слезы в глазах. Когда завели двигатель, я сразу вспомнил этот звук V10. Те двигатели были легендарными, совсем другими по сравнению с современными».

Загружаю...

 

Мэнселл включил первую передачу, нажал на газ и умчался вперед. Найджел вспомнил не без удовольствия: «Кто-то из тех, кто наблюдал за этим, сказал: «Я думал, Найджел говорил, что поедет потихоньку». Один из инженеров ему ответил: «Для Найджела это было потихоньку!» Я поначалу беспокоился. Я забыл о том, какой в Гудвуде крутой подъем и какая жесткая подвеска у машины. Сначала я в легком режиме проходил повороты, а потом уже прибавил».

Во время второго проката в воскресенье, когда это воссоединение уже подходило к концу, Мэнселл был более осмотрительным, регулярно делая остановки, чтобы помахать толпе, прежде чем умчаться дальше. Он смаковал моменты, как и болельщики. Эта история пробуждала теплые воспоминания у фанатов в возрасте и производила впечатление на молодых, которые в свой выходной выбрались на фестиваль с семьей.

Перед тем, как Мэнселл выехал на трассу, он присоединился к своему внуку Джаю в симуляторе Gran Turismo 7, чтобы отточить свои рефлексы. А после зона гонщиков была окружена большой толпой. Среди них был Эндрю Вулноу из Кента со своим сыном Оливером. История Эндрю типична для фанатов Гудвуда: он родился в 1974 и его героем Формулы 1 был Найджел Мэнселл. Он хотел показать Оливеру важность для него Найджела и FW14B и каково было, когда эти две субстанции вступали в химическую реакцию и творили чудеса на трассе. И Мэнселл его не подвел.

Загружаю...

Это перевод статьи Мориса Хэмилтона из журнала GP Racing UK за август 2022.

Фото: GP Racing UK, motorsportimages.com

История Williams в семи частях: тут 1, тут 2, тут 3, тут 4, тут 5, тут 6, тут 7.

 

Этот блог в соцсетях:

Твиттер

Телеграм-канал

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
На максимальной скорости