Больше всех за место в «Ф-1» платит не Мазепин. Китайские спонсоры – щедрее, у рентачей из Канады почти личные команды

Разбираем главных мажоров.

Никита Мазепин провел первый год в «Формуле-1» на бумаге совершенно неудачно: последние места, редкие обгоны напарника, частые проигрыши ему по полкруга и среднее отставание в 0,8 секунды в квалификации. Однако во многом отсутствие шансов связано со слабостью болида «Хааса»: его нормально не обновляли, наверное, с середины 2019-го, все инвестиции ушли на машину 2022-го, и американская команда не скрывала: проигрыш всем подряд вполне ожидался.

Но даже за место в такой команде Никите и его отцу (владельцу «Уралхима» и «Уралкалия» Дмитрию) приходится платить – причем немало. Бизнесмен публично подтвердил серьезный объем вложений в «Хаас» – и это еще не считая полной оплаты нового шасси для сына или программы бонусов для сотрудников команды, инициированной под конец сезона:

Загружаю...

«Есть коммерческая тайна, раскрывать цифры я не могу. Отмечу только, что в прессе обсуждались суммы, и они плюс-минус близки к истине (итальянская газета Corriere dello Sport писала о 20 миллионах евро в год – Sports.ru)», – заявил Дмитрий в интервью «Матч-ТВ».

Спонсор Никиты Мазепина полностью заложен «Сберу» за кредит в $6,5 млрд. Но платит миллионы за болид-триколор в «Ф-1»

Что мы знаем о миллиардере Мазепине – отце нового русского гонщика «Ф-1»? Разбогател на скупке химзаводов, предлагал за другую команду $140 млн

Но №9 из Москвы все-таки далеко до титула «главного рентача» чемпионата – как минимум трое в новом году заплатят еще больше.

Николас Латифи («Уильямс») – поддержка от семейных компаний на $30-50 млн

Казалось, финансово легендарная английская команда в порядке: после продажи инвестиционному фонду Dorlington Capital год назад в бюджет вкачали $100 млн, и необходимость в максимуме спонсорских взносов сильно снизилась. Однако «Уильямс» все равно сохранил Николаса еще на год – по слухам, он очень полюбился персоналу, да и должен помочь новичку Алексу Албону с улучшением машины.

«Если бы вы увидели данные – там совсем другое, чем видно публике, – объяснил продление контракта с Латифи шеф англичан Йос Капито. – Ему не везло в этом сезоне, сваливались технические неполадки, и потому он не блистал в квалификациях как мог бы – так что результат мог быть намного лучше. Мы должны поддержать его, чтобы раскрыть реальный талант».

Николасу – 26 лет, он завершил второй сезон, провел 39 Гран-при и набрал 7 очков. (два финиша в топ-10). Лучший результат – седьмая позиция в хаотичном Гран-при Венгрии этого года, а в прошлом он занял последнее место в общем зачете среди постоянных пилотов.

Загружаю...

Главный момент карьеры – вице-чемпионство в «Формуле-2» в 2019-м (хоть и в слабейшем сезоне в ее истории), всего в главной молодежной серии выиграл 7 гонок. Начал занятия картингом в 12 лет, за те же 12 лет дошел до Гран-при, и до «Формулы-2» вообще никогда не побеждал в серьезных молодежных сериях. Нет, правда: до 2016-го на его счету были лишь восемь подиумов. Но вообще он приятный парень: болеет за «Рапторс», любит «Нутеллу», встречается с бывшей подружкой Шченсного.

А отец Николаса – канадский миллиардер Майкл – владеет крупнейшей в стране компанией по производству и дистрибуции пищевых продуктов Sofina Foods (к примеру, распространяет по миру кофе Lavazza, консервы Rio Mare и минералку San Benedetto).

Активы семьи оцениваются в размере $8 млрд, и Латифи правда привел в «Уильямс» спонсоров на $40 млн в год. Через сезон после ухода главного спонсора ROKiT поддержка расширилась до $50 млн – вдвое больше, чем отец Никиты Мазепина платит за болид-триколор!

Более того, до продажи команды американским инвесторам канадский миллиардер даже выдал организации кредит в размере $50 млн под залог контракта в «Ф-1»: предполагалось, что Николас не потеряет место вплоть до момента полного погашения долга. Но с тех пор Dorlington Capital вроде бы закрыл все обязательства, потому, возможно, канадца продлили за опыт и талант – тем не менее, огромную спонсорскую поддержку это не отменяет. Хотя еще до 2021-го уровень «Уильямса» виделся не сильно выше качества машины «Хааса».

Загружаю...

Ланс Стролл («Астон Мартин») – и миллиардные инвестиции отца в личную команду и концерн

Ланс Стролл – 23-летний канадский пилот «Астон Мартин» и напарник Себастьяна Феттеля, провел в «Формуле-1» уже пять сезонов. Трижды поднимался на подиум (первый раз – вообще в дебютный год за «Уильямс»), в прошлом году занял 11-е место в общем зачете. Пришел в Гран-при после побед в итальянской «Ф-4» и европейской «Ф-3» – его взлет вышел моментальным.

И Ланс вряд ли смог пробуриться так быстро без помощи отца Лоренса. По инсайду grandprix247, Лоренс потратил 20 миллионов долларов в 2016 году на прокат сына по частным тестам в различных болидах «Уильямса» по трекам из календаря «Ф-1». В дебютный сезон канадец 15 миллионов долларов спонсорской поддержки и добавил еще 15 миллионов уже в середине года.

Также Лоренс потратил еще 40 миллионов на карьеру Ланса в картинге и молодежных сериях: на членство в молодежной Академии «Феррари», участие во Florida Winter Series (гоночные соревнования Скудерии на машинах для «Формулы-3», проведены лишь раз в 2014 году – по совпадению во время дебюта Ланса в открытых колесах), сезон в итальянской «Ф-4» за лучшую команду «Према», сезон в Toyota Racing Series (фактически новозеландская «Ф-3») и два сезона в «Формуле-3» за «Према». К концу последнего сезона Ланса за итальянскую команду выяснилось: Лоренс просто купил ее целиком перед переходом сына в «открытые колеса».

Загружаю...

Лоренс Стролл потратил огромную сумму на карьеру сына в «Формуле-1». Сотни миллионов долларов

Откуда у канадца столько денег? Он сделал состояние на брендах модной одежды: начал с продаж вещей Pierre Cardin и Ralph Lauren, затем совместно с гонконгским бизнесменом Сайласом Чоу основал компанию Sportswear Holdings, а в 1989-м купил малоизвестную фирму Tommy Hilfiger. Стролл сделал ее одной из самых успешных компаний в индустрии моды и в 2006-м продал ее за 1,6 миллиарда долларов. Сейчас его активы оцениваются в 3,2 млрд – неплохо, да?

В 2018-м он ради сына выкупил банкротившуюся «Форс-Индию» за $142 млн (с долгами) и переименовал ее в «Рейсинг Пойнт». А через два года прибавил к портфолио бренд и завод «Астон Мартин»: заплатил около $238 млн за 16 процентов акций автокомпании, а позже увеличил пакет до 20 процентов. Дополнительные $650 млн вложил консорциум, состоящий из друзей миллиардера: председателя JCB (производитель строительного оборудования и спонсор бывшей «Рейсинг Пойнт») Энтони Бэмфорда, экс-босса Power Corp Canade (международная холдинговая компания) Андре Десмаре, Сайласа Чоу и прочих.

С автопромом пошло туго: в «Астон Мартин» пришлось влить еще $1,3 млрд ($250 млн пошли на постройку новой базы для команды «Ф-1»), и, по слухам, у канадца появился долг размером в $1 млрд – причем под огромную кредитную ставку в 16 процентов. Пришлось распродавать яхты и элитный автопарк.

Загружаю...

Ради «Астон Мартин» миллиардер сбыл яхту, пентхаус, коллекцию спорткаров и гоночный трек. Выручил $450 млн, а долг – еще $1 млрд

И все – ради успеха сына: по прикидкам Лоренса, дорога к титулу займет еще от двух до четырех лет.

Чжоу Гуаньюй («Альфа Ромео») – и китайские спонсоры на $35 млн

В 2022-м «Формула-1» увидит только одного новичка – швейцарцы после подписания опытного Валттери Боттаса решили рискнуть и взяли с рынка парня из топ-3 «Формулы-2» с мощным пулом спонсоров: по инсайду Radio Monte-Carlo Motori, поддержка Чжоу принесет «Альфа Ромео» $35 млн. Ходят слухи, будто часть денег вложена госкомпаниями ради улучшения образа Китая среди гоночных фанатов – поскольку репутации у местных пилотов нет вообще никакой (в отличии от финнов, например).

Тем не менее, нельзя сказать, будто Чжоу взяли только из-за денег. Специальное издание Formula Scout о молодежных сериях рассчитало самых быстрых пилотов «Ф-2» в 2021-м – и китаец оказался №3 по квалификационной скорости и №2 – по темпу на длинной дистанции (по последнему пункту опередил даже чемпиона). Выходит, именно Гуаньюй в минувшем сезоне был самым сбалансированным в главной «молодежке» планеты – и шаг на самый верх потому весьма логичен.

А вообще Чжоу – первый в истории «Ф-1» пилот из Китая, но к 10 годам он выиграл все 8 национальных чемпионатов и в 11 переехал в английский Шеффилд для продолжения карьеры – примерно так же поступают в России, Польше и любом другом регионе без развитой системы подготовки.В 2014-м после побед в нескольких уже британских чемпионатах юного гонщика заприметила «Феррари» – и подписала контракт еще до перехода в открытые колеса. Затем парень дебютировал в итальянской «Ф-4» против Роберта Шварцмана и накатывавшего на отдельные этапы Ландо Норриса. Их результаты в том сезоне выглядели сравнимыми, китаец даже взял серебро в общем зачете и обошел коллегу из Питера.

Загружаю...

Переход в европейскую «Формулу-3» не задался, хоть Гуаньюй и гонялся в сильных командах «Мотопарк» и «Према». Три сезона, 13 подиумов, всего 2 победы (и все – на третий год) и два восьмых места в общих зачетах – вряд ли все это можно назвать успехом. В 2018-м Чжоу отчислили за отсутствие прогресса, но поддержка спонсоров подарила второй шанс в программе «Альпин». С ее помощью шанхайца устроили в «Ф-2» – причем сразу в топовую «УНИ-Витуози» (бывшую «Русское время» – одну из сильнейших команд серии) – и в 2019-м он всех по-настоящему удивил четырьмя подиумами (включая Монако), шестью финишами в топ-5, седьмым местом в общем зачете, потрясающей стабильностью и титулом лучшего новичка (для сравнения: Шумахер оказался только 12-м). На третий сезон в 2021-м он наконец-то добрался до третьего места в общем зачете (после Пиастри и Шварцмана).

Из сильных сторон – Чжоу явно готов, стабилен на треке и крайне трудолюбив. Из слабых – даже шеф программы «Альпин» не скрывает его психологических проблем из-за огромного давления от представления самой большой нации на планете. Мажорства в нем точно нет.

В «Ф-1» – первый китайский пилот: притащил $35 млн, обогнал русского юниора и других талантов из «Феррари» и «Альпин»

Многие гонщики платили больше Мазепина: например, Серхио Перес или Роберт Кубица

Загружаю...

В последние годы все больше говорят о расцвете явления рента-драйверства, но на самом деле ситуация находится примерно на той же стадии последние несколько десятилетий – еще со времен Ники Лауды. Просто раньше бюджеты команд были меньше, и потому порог вхождения в «Ф-1» оказывался ниже – и с точки зрения количества команд, и по их требованиям от гонщиков. Чего там, даже Михаэль Шумахер получил шанс на дебют в первом Гран-при только потому, что владельцу «Джордана» позарез требовались деньги – и совместная программа «Заубера» и «Мерседеса» заплатила за гонку будущего семикратного 150 тысяч фунтов!

«Формуле-1» не нужны талантливые гонщики. Только с деньгами

Даже в нынешнем пелотоне платят (или платили) те, кому, казалось бы, и не нужно: например, мексиканские спонсоры Серхио Переса раньше финансировали «Форс-Индию» чуть ли не на четверть бюджета (около 25 миллионов долларов), или 24 миллиона выложил польский «Орлен» за продвижение Роберта Кубицы в «Уильямс» на место боевого пилота. Переход победителя Гран-при Канады 2008-го в резервисты тоже обошелся не даром: национальный нефтегигант до сих пор платит «Альфа Ромео» по 5 миллионов в год.

К слову, даже трансфер Валттери Боттаса в «Мерседес» изначально не случился бы без финансовой поддержки финской Wihuri на 7-9 миллионов долларов.

Но, конечно, лучшая история о «Формуле-1» и деньгах – трансфер Фернандо Алонсо в «Феррари»: личный партнер двукратного чемпиона испанский банк Santander взял на себя полные гонорары и №14, и отправленного в ралли Кими Райкконена (с двухлетним контрактом), и еще добавил сверху за место на машине – суммарно около 60 миллионов в год.

Загружаю...

А сделка Мазепиных – вполне обычная для Гран-при.

Главная гоночная система России – проект Ротенберга, но за нее платит «Газпром». Миллиард – на юниоров, продвижение в «Ф-1» и свои машины

Cоставы в «Формуле-1» на 2022-й: Мазепин в деле, замена в лучшей команде и появление гонщика из Китая

Ох, Мазепин не знает даже трех команд из РПЛ. От безысходности назвал сборную и проиграл игру на интеллект Шумахеру

Фото: f1.com; globallookpress.com/Hasan Bratic, Rodolfo Buhrer/ZUMAPRESS.com, HOCH ZWEI, sportfotodienst; instagram.com/nicholaslatifi; Gettyimages.ru/Michael Regan, Mark Thompson

Популярные комментарии
Mohnatiy
А на более сильной машине Мазепин сразу перестанет отставать от напарника "в среднем на 0,8 секунды"?
MAX 33
Так или иначе эти пилоты хоть что-то из себя представляют. Даже Латифи не так позорится, как Никитка. Да и почти всех перечисленных пилотов полным днищем не назовёшь, а Мазепина назовёшь.
Mohnatiy
Два человека гоняют на одинаковых плохих машинах - разница 0,8. Если они сядут на хорошие машины, разница скорее возрастёт, чем сократится, мне кажется.
Ответ на комментарий Ivan Igorevich
шансы есть на самом деле
Еще 49 комментариев
52 комментария Написать комментарий