Резервистам в «Ф-1» еще сложнее, чем боевым гонщикам: катают на симе до ночи, а потом летят на Гран-при – без сна и отдыха

Их вклад в победы редко оценивают, но он огромен.

2021-й – один из самых странных сезонов в истории «Формулы-1»: изначально серия планировала переход на новые болиды, но вмешалась пандемия и общий обвал доходов. В форс-мажорных обстоятельствах команды просто не вытянули разработку и производство машин под революционный регламент, потому их перенесли на 2022-й, а в нынешнем сезоне решили погонять на старых. Без шуток: обновить разрешили лишь одну большую зону или несколько маленьких и позволили однократное внедрение новой спецификации мотора – так и предложили командам гонять весь сезон с минимумом новинок. К смене допущены лишь элементы аэрообвеса (вроде антикрыльев, понтонов и дефлекторов), но радикально нарастить скорость только ими не выйдет – максимум вынуть весь потенциал из разработанной заранее конструкции.

Загружаю...

Именно поэтому в 2021-м важность попадания в настройки выросла еще сильнее. Если раньше можно было привезти пару ноу-хау на Гран-при и несколько гонок нивелировать им огрехи с температурными окнами (благодаря скорости на прямых, например), то теперь чем удачнее свойства машины подогнаны под трассу – тем больше шансов на успех, и никак иначе.

Потому в 2021-м огромную роль играют резервисты и сим-рейсеры на базах – именно они первыми изучают всю собранную информацию по нынешнему состоянию машины, изменениям на треке (например, новом асфальте), прогнозу погоды и свойствам конкретных покрышек («Пирелли» регулярно меняет составы). Они днями изучают и пробуют любые самые безумные предположения инженеров и разрабатывают базовое направление настройки баланса, которое потом детализируется и корректируется по отзывам из практик.

Иногда именно резервисты переворачивают ход неудачного Гран-при и помогают побеждать – например, «Ред Булл» именно так оценил вклад Алекса Албона в успех на Гран-при Монако.

«В четверг команда находилась не в очень хорошей форме, Макс был не особенно доволен машиной, – рассказал босс англо-австрийцев Кристиан Хорнер. – Однако работа на кадром, работа Алекса на симуляторе помогла перевернуть ситуацию в субботу. Мы внесли ряд изменений в настройки, и Макс с Чеко [Пересом] почувствовали себя гораздо комфортнее».

Загружаю...

Временами за руль симулятора для проверки настроек садятся и боевые пилоты – к примеру, на Гран-при Великобритании «Мерседес» использовал преимущество близкого расположения базы к треку в Сильверстоуне и организовал утреннюю «разминочную» сессию для Хэмилтона перед квалификацией.

«У меня выдалось свободное утро, и я решил – давайте не сидеть сиднем и не терять время! – рассказал №44 после победы в главном пятничном заезде. – И мы откатали полноценную сессию там. Просто пытались развить машину, предоставить ребятам как можно больше информации, добыть последний грамм скорости, которого нам не хватает. Чтобы ни один камень не остался неперевернутым».

В итоге после первоначального превосходства Ферстаппена Льюис взял первое место и теоретически вез Максу еще 0,3 секунды, но ошибся и вылетел за пределы трека. «Мерседес» же сразу признал: помогло именно попадание в настройки.

«Мерседес» вернул скорость в «Ф-1»: переделал болид и считерил Хэмилтоном на симуляторе перед квалой

Однако боевые пилоты все-таки редко страдают на базах в виртуальных машинах – для такой работы у команд есть резервисты и пилоты по развитию. И они корпят над настройками буквально днями и ночами практически все в режиме нон-стоп.

«Албон проводит на симуляторе безумное количество часов, и это влияет на наши выступления на трассе в этом сезоне, – восхищался Хорнер. –«Ред Булл» впечатлен тем, как он предан работе».

Загружаю...

«Ред Булл» сделал шаг вперед, в том числе благодаря использованию симулятора наилучшим образом, – не скромничал и сам Алекс. – Мы проводим там много времени. В некоторые дни я там почти живу! Заползаю с утра, а потом продолжаю работу после ланча. Я провожу так около 20 дней в месяц.

Хочу сказать: если кто-то проедет крут по Барселоне в симе быстрее меня, то я сниму перед ним шляпу! Я накатал там, должно быть, уже миллион кругов».

Казалось бы, как можно месяцами искать настройки для машины с минимумом изменений? Просто тот же «Ред Булл» работает на симуляторе не только на изучение пределов собственного RB16B, но и прикидывает возможности соперников.

«Огромная часть моей работы – изучение других команд, – рассказал Алекс в колонке для официального сайта команды. – На симуляторе мы ищем сильные и слабые стороны – особенно для треков, где мы должны быть медленнее. А потом мы выбираем другие машины и изучаем: почему они быстрее нас в некоторых поворотах, что из их настроек может сработать у нас, что они делают, а мы – нет.

И дело не только в общем уровне сцепления: еще в траекториях, наездах на поребрики, ширины используемого трека, объема загрузки шин в поворотах. Изучение всех этих аспектов позволяет неплохо разобраться в преимуществах и слабостях всех остальных».

Как же выглядит классическая гоночная неделя резервиста? Весьма жестко.

«Дел даже больше, чем когда я гонялся в «Ф-1»! – объяснил Алекс. – Когда у тебя Гран-при в каждый уик-энд, все ощущается немного суматошно, но теперь все еще суматошнее!

Загружаю...

Я возвращаюсь в воскресенье в Великобританию после уик-энда в ДТМ, в понедельник у меня выходной, а во вторник и среду я работаю полные дни над болидом для 2022-го.

Когда план на среду выполнен, переключаюсь на уик-энд. Например, возьмем Гран-при России: в четверг мы просто проверяли корреляцию данных с реальностью. Тестировали инструменты ребят, углы атаки антикрыльев, проверяли баланс при прогнозируемых скоростях ветра.

В пятницу началось все веселье! Я провел в симуляторе все первую и вторую практики. Мы отсматривали кадры с бортовых камер в прямом эфире и старались скоррелировать данные между машиной и симулятором как можно быстрее. Нам нужно было добиться того же баланса, что и у ребят на треке, ведь всегда закрадывается небольшое несоответствие – его и нужно отловить.

Также во время сессий мы тоже вгрызались в трек и слушали отзывы Макса и Чеко, предлагая советы в ответ. Например, когда Макс залезает в машину, он обычно говорит, что хочет «это, это и это». И сперва нам нужно настроить сим так, чтобы повторить все его проблемы на реальном треке. То есть если он, к примеру, борется со срывающимся задом во втором повороте, мы настраиваем сим так, чтобы у него тоже срывало зад во втором повороте, и потом меняем установки по его предпочтениям. Передаем результат его гоночному инженеру, и он вносит изменения в настройки машины. То же самое делаем для Чеко.

Загружаю...

Пятница – очень долгий день: я никогда не заканчиваю раньше 21:00. Иногда приходится сидеть вообще до 23:00, а 3 или 4 часа утра нужно в аэропорт – на рейс до трека».

Может ли вообще пилот нормально поспать до вылета? Вряд ли – и на Гран-при тоже отдохнуть не удастся: работа продолжается!

«Как только я приезжают на трассу, продолжаю общение с пилотами и их свежайшие отзывы и пытаюсь сопоставить их со своими ощущениями на симуляторе – тогда мы обычно приходим к последним правкам настроек. Но я общаюсь не только с гонщиками: еще с инженерами, изучающими трекинг GPS по скорости в определенных местах трассы – мнение гонщика добавляет еще немного ценности. Кстати, Эдриан Ньюи (глава техштаба «Ред Булл» и самый титулованный инженер современной «Ф-1» – Sports.ru) всегда крайне заинтересован в моих отзывах».

И так – с самого первого этапа, нон-стоп.

«Я на треке каждый уик-энд все последние 7 месяцев [со старта сезона], – подчеркнул Албон. – И каждый раз это болезненный щипок – когда на трассе и не гоняешься».

Причем пилоты по развитию (без обязанностей к присутствию на треке) работают на симуляторе еще дольше. К примеру, Джейк Деннис – один из тестеров «Ред Булл» – проехал 1000 кругов во время Гран-при Японии 2018-го в попытках решить проблемы Ферстаппена с настройками (эквивалентно примерно 25 часам пилотажа – как две полноценные 12-часовые смены в четверг и пятницу и еще чуть-чуть утром субботы).

Пилот симулятора «Ред Булл» 25 часов готовил настройки перед Гран-при Японии. Из-за недовольства Ферстаппена

С другой стороны, от резервиста требуется постоянная готовность запрыгнуть в болид в случае форс-мажора с боевыми пилотами. И адский график Албона вкупе с обязательством дублирования Ферстаппена и Переса просто взрывает мозг: если с Максом или Серхио что-нибудь случится, Алексу придется гнать после примерно суток напряженной работы и тяжелого перелета без отдыха. Представляете уровень давления?

Загружаю...

А ведь такой исход вполне возможен: ведь, к примеру, на Гран-при США оба гонщика «Ред Булл» подхватили утром перед гонкой желудочные расстройства – Чеко вообще едва добрался до финиша. Если бы все случилось накануне в субботу – вероятно, именно Албону бы достался кокпит.

Да и вообще, в мире еще кипит коронавирус – только в прошлом году резервисты вступали в дело четырежды: Нико Хюлькенберг заменил как раз Переса на Гран-при Великобритании, затем Ланса Стролла – в Германии, потом Льюс Хэмилтон уступил кокпит Джорджу Расселлу (и «Уильямсу» пришлось активировать уже своего резервиста Джека Эйткена). Но и без болезней в «Ф-1» достаточно опасностей: например, резервисту «Хааса» Пьетро Фиттипальди пришлось заменять пострадавшего в аварии Ромена Грожана на двух последних Гран-при сезона. Да, врываться в Гран-при в экспресс-формате пришлось только Хюлькенбергу, но все же.

Так что резервист в «Ф-1» – не просто должность для галочки. Иногда без него просто не победить (и даже не выйти на старт).

Гонщик «Ф-1» заболел и остался без воды на всю гонку в 30 градусов. От истощения ослабли руки, но он дотерпел до подиума

Вау, Ферстаппен рулит стратегией «Ред Булл» прямо по радио из машины. Комментатор (бывший пилот «Ф-1») восхищен

Круг по самой кочковатой трассе «Ф-1» глазами гонщика: бесконечная тряска и невозможные вибрации

Фото: Gettyimages.ru/Mark Thompson, James Bearne

Популярные комментарии
Второй глаз Ватноглазого Джо
Надеюсь, они хотя бы прилично зарабатывают? P.S. Помню, МиШу, говоря об успехах команды, всегда персонально благодарил Бадоера за его вклад.
Gregory Arutyunov
Морально очень тяжелая работа. Много вкалывать для кого-то другого. И никаких личных наград, кроме похлопывания по плечу. Но это суровая реальность для гонщиков, которым не хватило щепотки таланта Удачи Албону в следующем сезоне, должен воспользоваться вторым шансом
ExcusezMoi
Вам, душнилам, не угодить. Выполнишь одно надуманное требование - высосут из пальца новое.
Ответ на комментарий hashdnaasdjhasdvv
Комментарий удален
Еще 4 комментария
7 комментариев Написать комментарий