«Макларен» не умеет работать с молодежью. Но приведет в «Формулу-1» нового проспекта

Команда из Уокинга объявила состав на 2019 год.

Вторая по количеству чемпионских титулов команда в истории «Формулы-1» объявила состав гонщиков на 2019 год. Он ожидаемо изменился: двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо отпустили по его собственному желанию, а со Стоффелем Вандорном попрощались из-за отсутствия прогресса. Страдальцев в неудачно выступающем коллективе сменили Карлос Сайнс и один из главных молодых английских талантов Ландо Норрис.

Норрис впечатлил в молодежных сериях

Гонщик из системы «Макларена» на виду у хардкорных болельщиков уже не первый год, и прославился быстрым продвижением по младшим классам. С перехода в соревнования на открытых колесах в 2015-м парень из Бристоля каждый сезон непременно что-то выигрывает: сперва оказался сильнейшим в англо-шотландской «Формуле-4», затем за 12 месяцев стал чемпионом европейского и североевропейского кубков «Формулы-Рено 2.0», а также новозеландской Toyota Racing Series. В 2017-м выиграл уже полноценный европейский чемпионат «Формулы-3», попробовал себя в «Ф-2» и даже за рулем «Макларена» на летних тестах в Венгрии — хотя на тот момент ему исполнилось всего 17 лет. Подобную успешную серию не так давно продемонстрировал Шарль Леклер, сходу удививший отличными результатами в не самом сильном «Заубере».

Загружаю...

Сейчас Ландо практически на равных бьется с 20-летним Джорджем Расселлом за титул в главной молодежной серии. Причем Норрис удивляет стабильностью результатов против более опытных и старших товарищей: несмотря на всего одну победу в сезоне, он опережает по очкам 22-летнего Александра Албона, 23-летнего вице-чемпиона «Ф-2» прошлого года Артема Маркелова и 23-летнего соперника по системе «Макларена» Ника де Вриза — у каждого из них по три выигранных гонки. Еще по одной у Антонио Фуоко (22 года), Николя Латифи (23 года), Джека Эйткена (22 года), Тадасукэ Макино и Максимилиана Гюнтера (по 21 год) — но все они проигрывают как минимум вдвое новобранцу «оранжевых». Кстати, если Норрис все-таки сумеет вырвать титул у Расселла с пятью победами (пока уступает 22 очка за четыре этапа до финиша), то побьет рекорд Леклера и станет самым молодым чемпионом в истории «Формулы-2».

Загружаю...

Норрис заслужил место в «Ф-1»

На трассе Ландо и правда очень хорош — больше всего по стилю он напоминает чемпиона «Ф-1» 2016 года Нико Росберга. Англичанин по примеру немца отличается невероятной стабильностью темпа на чистой трассе и лишь дважды выпал из топ-6 в квалификациях. Недаром в последней совместной тренировке со Стоффелем Вандорном они показали практически одинаковое время — точно такая же картина наблюдалась и на всех остальных тестах в составе «Макларена» даже год назад.

Единственным слабым местом пока остается смелость при обгонах: Норрис все-таки далеко не Льюис Хэмилтон (в юные годы) и не Макс Ферстаппен — он не стремится действовать импульсивно и прибегать к непродуманным маневрам. Ландо не склонен к неоправданному риску и атакует только в случае стопроцентной уверенности в успехе — и если у него все получается, в объективы телекамер нередко попадают маленькие шедевры.

В «Макларене» тоже это отмечают.

«Он очень быстр и уступает Фернандо Алонсо всего пару десятых. У него определенно есть скорость и при этом он абсолютно спокоен и расслаблен, – описал своего проспекта исполнительный директор «Макларена» Зак Браун буквально перед Гран-при Италии. – Мы хотим дать ему возможность получить опыт. Мы ставим его участвовать в практиках, чтобы увидеть, как он с этим справится. Он готов к «Формуле-1».

Загружаю...

Видимо, последние выступления в Монце окончательно убедили руководство «оранжевых» в состоятельности пилота – но Ландо запомнился не только победами, обгонами и титулами, но и с человеческой точки зрения. Норрис производит впечатление умного и вдумчивого парня с шикарным английским чувством юмора, а его подиумные празднования вовсе заслуживают отдельного упоминания.

Помимо отжигов в паддоке и соцсетях англичанин ведет видеоблог, регулярно общается и соревнуется со своими подписчиками в гоночных симуляторах вроде iRacing. Иными словами, старается быть как можно ближе к болельщикам — и подобный образ создает неплохую коммерческую привлекательность. При должной раскрутке у парня есть потенциал Даниэля Риккардо — и «Макларен» точно принимал в расчет характер пилота при выборе кандидата на роль боевого гонщика. Все-таки уход Фернандо Алонсо нужно будет кем-то компенсировать в глазах спонсоров и рекламодателей.

Вандорн не справился

Стоффелю в этом году исполнилось 26 лет — равный темп с 20-летним Норрисом в подобном возрасте звучит как приговор. Пусть бельгиец и начал карьеру боевого пилота сенсационным десятым местом на Гран-при Бахрейна 2016 года, но с тех пор перестал прогрессировать. В 2017-м он еще демонстрировал потенциал попаданим в третий сегмент квалификации в Монако и Венгриии и седьмыми местами в Малайзии и Сингапуре — но те гонки на «Хонде» стали его лучшими достижениями. В 2018-м он проигрывает Алонсо уже без шансов — особенно разгромно выглядит квалификационный счет 14-0 (в прошлом сезоне было 16-3).

Загружаю...

Однако в 2017-м Стоффель планомерно улучшал выступления по ходу сезона, догонял и перегонял титулованного напарника и в итоге в среднем проиграл ему всего 0,3 секунды с круга. Теперь же все изменилось: бельгиец проехал все 14 Гран-при примерно на одном уровне и лишь в Венгрии выглядел не хуже Алонсо, а квалификационный отрыв не уменьшался, а увеличивался (с 0,2-0,3 секунды до 0,4-0,5 секунды). Никаких оснований для надежд на дальнейший прогресс Вандорн не продемонстрировал, и потому в Уокинге приняли закономерное решение не продлевать с ним контракт — хотя при переходе в «Ф-1» уничтоживший GP2 Стоффель (семь побед и почти двойной отрыв от конкурентов) тоже позиционировался молодым гением.

«Макларен» не умеет работать с молодежью

Вандорн стал не первым молодым «неудачником», прошедшим через некогда великую команду: кроме него, за последние 10 лет ребята из Уокинга нанимали еще четырех пилотов моложе 25 лет. И отличных результатов практически сразу же англичане добились лишь от одного проспекта — Льюиса Хэмилтона. Только он с первых гонок сразился на равных с двухкратным чемпионом мира Фернандо Алонсо и постоянно демонстрировал блестящую скорость.

После успеха с Льюисом «Макларен» не раз пытался повторить тот же фокус — но безуспешно. Первым «подопытным» стал Серхио Перес в 2013 году — молодой мексиканец после трех подиумов за «Заубер» ни раз не попал в топ-3 в серебряном болиде и отправился в «Форс-Индию». За ним последовал чемпион «Формулы-Рено 3.5» Кевин Магнуссен — датчанин занял второе место в первой же гонке, но затем все-таки без шансов уступил Дженсону Баттону (опередил англичанина всего в двух совместных финишах). После подобного сезона «Макларен» с негласным позором вернул Кевина на должность тест-пилота и заполнил кокпит вернувшимся Алонсо, как бы подчеркнув провальную стратегию доверия молодым пилотам. Однако после завершения карьеры Баттона уокингцы снова рискнули с проспектом — им как раз и стал Вандорн. И его история практически ничем не отличается от произошедшего с Пересом и Магнуссеном.

Загружаю...

Однако и Чеко, и Кевин в итоге сумели-таки самостоятельно перезапустить свои карьеры — и оба «внезапно» оказались достойными пилотами. Датчанин в данный момент является лидером «Хааса» и явно задержится в «Ф-1» еще на несколько сезонов, а Перес успел завоевать еще пять подиумов с коллективом из Сильверстоуна и заново разжечь в «Макларене» интерес к своей персоне. Вероятно, если Вандорн найдет себе место в любой конюшне, с ним может случиться очень похожее преображение.

Почему же у молодежи ничего не получается в Уокинге? Просто нынешние «оранжевые» постоянно декларируют огромные амбиции и ждут от своих парней соответствия поставленным задачам. К тому же, уровень требований сильно задран успешными историями подписаний юных Кими Райкконена и Льюиса Хэмилтона (перешли в «Макларен» в 22 года) — ведь не каждый чемпион молодежной серии является будущим Шумахером. Большое давление же мешает раскрыться вчерашним дебютантам — так Зак Браун не раз рассказывал еще в 2017-м, как Вандорн на брифингах не решался возражать замечаниям Алонсо по настройками и пути развития машины. Причем чемпионы-напарники давят не только морально: когда они в хорошей форме, то ожидаемо рвут практически любых дебютантов.

Загружаю...

Эффективным лекарством против надламывания карьеры в таких случаях может служить только время — но «Макларен» никогда не отличался особой терпеливостью. Альтернативный вариант еще продемонстрировал «Ред Булл» с младшей командой «Торо Россо», но стоит он очень внушительно.

У Норриса есть шанс

Нынешний «Макларен» находится в состоянии глубокой перестройки и совсем не похож на себя даже четырехлетней давности. Сейчас из команды ушли все чемпионы, а на должность первого пилота ребята из Уокинга подписали далеко не самого опытного 24-летнего Карлоса Сайнса. Испанец же является хорошим гонщиком уровня того же Серхио Переса, а потому его выступления никак не должны задавить талант Ландо — особенно если он равен дару Шарля Леклера или Льюиса Хэмилтона. Также у Норриса не будет жестких временных рамок по достижению определенного успеха: Браун сам не знает, сколько займет разворот «Макларена» к победам (в разных интервью мелькали цифры от пяти до десяти лет), а потому требовать от 18-летнего юноши каких-то подвигов моментально никто не будет.

Загружаю...

Серьезным препятствием станет возраст: все-таки пример Ланса Стролла доказывает вред ранних переходов в «Формулу-1». Ландо определенно стоило бы еще годик поездить в «Ф-2» или «Супер-Формуле» ради исправления единственной слабости — смелости при обгонах. Но для современного «Макларена» этот навык очень нескоро станет ключевым — возможно, потому руководство «оранжевых» и решило не откладывать повышение и сдавать свою восходящую звезду в аренду «Торо Россо».

В любом случае Норрис на данный момент видится одним из сильнейших талантов своего года рождения. Наблюдать за ним будет интересно.

Фото: globallookpress.com/Crash Media Group/imago, James Gasperotti, Hoch Zwei, Hoch Zwei/picture alliance (4,6), Theo Karanikos, Xavier Bonilla

Популярные комментарии
King_Stah
"ну и закончить позором на фоне Камары..." Юноша вы по ходу курите "Беломор" с дюже интересной начинкой... Иначе объяснить вещание такой чуши весьма затруднительно... Какой позор на фоне Камары? ))) Боже, что за бред ))) После 3/4 чемпионата Камарра со 142 очками находится на 6 позиции личного зачета без особых шансов подняться выше и уж тем паче на вход топ-3. Норрис же со 197 очками идет на уверенном втором месте и еще вполне себе имеет шансы навязать борьбу Расселу. В среднем Камара набирал по 7,89 очков за гонку. Норрис же за гонку в среднем набирает по 9,85 очка -- то есть стабильность заметно выше. Особенно с учетом того что Норрис в Ф-2 проводит первый сезон, а Камара - второй... Кстати о птичках: если сравнить показатели опыта с соперниками по ЛЗ то тоже ВНЕЗАПНО получается чудесное: два дебютанта Рассел и Норрис разыгрывают между собой титул, опережая Элбона, де Вриса, Камару, Латифи, Гиотто и Фуоко, проводящих в Ф-2 свои вторые сезоны, не говоря уже о Маркелове, у которого этот сезон вообще пятый... Итого что имеем в контексте вашего "перла" в сухом остатке: дебютант Норрис второй в ЛЗ уверенно опережая более опытного Камару, и выступает куда стабильнее. В каком месте тут позор на фоне? ))) Не ну позор конечно есть -- только вопрос в том кто на фоне кого позорится ;-) Так что ваши претензии на адекватность весьма сомнительны. Равно как и то что вы смотрели эти гонки младших серий... Сравнить Норриса в дебюте уверенно берущего "серебро" ЛЗ как минимум с Эрикссоном, который за 4 года в GP2 не смог подняться выше 6 места... Ну это просто нулевой уровень понимания гонок в целом и младших серий в частности)))
Ответ на комментарий Ferz on P1
адекватный текст про скилл Норриса был бы другим... но для этого надо смотреть эти гонки младших серий... хотя бы из этого сезона.. понять что такое Карлин и почему она с Норрисом... ну и закончить позором на фоне Камары... у Стролла и Эриксона появится конкурент.
Mcloud
Что мертво, умереть не может)
Ответ на комментарий V3ttel
Вандорн лох, Алонсо его просто сожрал. Феррнандо только убивал Макларен
King_Stah
Ну так смотри ногомяч и не воняй тут
Ответ на комментарий наводил слепых на столбы
Формула 1 - самый неинтересный вид спорта. Даже хуже керлинга и прыжков на лыжах с трамплина. Да это вообще не спорт...
Еще 31 комментарий
34 комментария Написать комментарий