9 мин.

Рождественские звезды: О некоторых хореографических впечатлениях нового сезона

Увертюра

Несмотря на все беды пандемии и локдаунов, отмены соревнований и болезни спортсменов, сезон в фигурном катании все-таки смог стартовать, а фигуристы смогли презентовать публике свои новые программы. И среди этих программ есть немало по-настоящему качественных, талантливых работ, о которых хочется сегодня написать.

Сегодняшний пост, как и сама рубрика "Рождественские звезды" -- которая, хочется верить, станет ежегодной -- отличается от моих предыдущих постов сразу в нескольких отношениях. Во-первых, выборкой программ, которая не привязана строго к одному фигуристу или хореографу. Во-вторых, значительно более юным "средним возрастом" героев -- здесь хочется рассказать о программах тех спортсменов, чей путь в большом спорте только начинается, чьи звезды только загораются. Ну и последнее -- сам стиль изложения. Здесь не будет подробных анализов и длинных поэтических отклонений: только факты, четко разложенные по "рубрикам", краткие ремарки, пара хайлайтов и... быть может, чуть-чуть критики (где это уместно). Другими словами, речь здесь пойдет о программах юниоров и юных взрослых, о которых, скорее всего, у меня не получится написать подробно и "со вкусом" в течение сезона, но которые и не хочется оставлять совсем без внимания. Потому что они тронули душу своей красотой.

Давайте посмотрим их вместе.

Акт I. Василиса Кагановская -- Валерий Ангелопол, ПП

Прокат на 2ом этапе Кубка России

Что звучит: саундтрек к фильму "Romeo & Juliet" (2013) от Абеля Корженевски

Кто ставил: Анжелика Крылова (+Максим Ставиский)

Жанр: лирика, лирика, лирика...

Что сказали сами спортсмены: [Валерий Ангелопол:] Наверное, помните программу Софьи Полищук и Александра Вахнова «Ромео и Джульетта»? Так вот, когда я увидел эту программу, я влюбился в неё, но особенно влюбился в музыку, и тогда у меня появилась мечта, тоже катать программу «Ромео и Джульетта» (источник)

Чем запоминается: цельностью композиции, плавностью катания, красивыми линиями, музыкальностью. Чтобы катать чистую лирику убедительно, нужно обладать незаурядным скольжением и хорошей хореографической подготовкой. Ну а чтобы катать убедительно Ромео и Джульетту, нужна еще и та молодость, в которой все чувства остры и искренни: как в знаменитой постановке Франко Дзефирелли. Как мне кажется, в данном случае все совпало -- как результат, получилась чудесная программа, которую хочется пересматривать не один раз.

Хайлайт: поддержка по дуге, переходящая во вращательную (CuLi+RoLi) на музыкальную кульминацию всего номера. Радует, что поддержка не слишком "заковыристая" (как нередко бывает в наших танцах) и исполняется достаточно легко. Ну а подъем партнерши в поддержку на мелодическом взлете -- это в принципе беспроигрышный вариант.

Что можно улучшить: пожалуй, из всего номера наименее убедительной представляется драматическая концовка (примерно последние 35-40 секунд). С одной стороны, понятно желание прибавить в темпе и эмоциональности к концу программы, с другой -- иногда очень хочется "дослушать" лирику до конца без того обязательного "нагнетания" эмоций, которым очень славится наш мир танцев на льду. Хочется остаться в том состоянии, в которое погружает большая часть программы: в состоянии любви и юности. Умирать юным героям пока рано -- у них все еще впереди.

Акт II. Андрей Кутовой, КП

Прокат на 5ом этапе Кубка России

Что звучит: Timbaland -- Apologize (feat. One republic)

Кто ставил: Никита Михайлов (+помогал и вычищал Николай Морошкин)

Жанр: танцевальная музыка, модерн

Что сказал сам спортсмен: «Программа у меня… про любовь» (источник)

Чем запоминается: Андрей Кутовой запомнился многим болельщикам еще прошлогодней произвольной программой под "Les Misérables". В этом году к "Отверженным" присоединилась новая короткая программа под песню Apologize: модерновая, танцевальная, яркая постановка Никиты Михайлова. И в ней Андрей тоже очень хорош. В этом фигуристе прежде всего поражает отдача: его стопроцентная погруженность в хореографический материал. У него не бывает недодержанных позиций, невычищенных линий, вообще какой-то неряшливости и халтуры. А еще поражает эмоциональная искренность и интеллигентность. Это тот случай, когда через катание просвечивает образование и воспитание человека, его внутренний мир. Что бы Андрей ни катал. И смотреть за этим -- одно удовольствие.

Хайлайт: в этой программе невозможно выделить какой-то один кульминационный момент: она хороша именно в движении и развитии, от начала до конца. Ну а тонкостей много в каждой фразе. Возьмем, скажем, тройной лутц.

Одна музыкальная фраза, в которой хорошо подчеркнуто и начало (разворот в самом начале захода), и акцент в середине (работа рук и шеи на фоне короткого бауэра), и концовка (выезд с лутца -- полностью дотянутый, красивый, с четко оформленной и додержанной позицией рук и ног).

Работа с акцентами чуть-чуть напомнила мне программу Джошуа Фарриса, поставленную Джеффри Баттлом:

Ну и выезд с прыжка, конечно, никак нельзя не привести в пример отдельно, настолько впечатляет дотянутость линий и продуманность самой позировки (заранее прошу прощения за качество принтскрина).

Этот маленький пример очень многое говорит о том, насколько тщательно велась работа над фразировкой.

Что можно улучшить: при первых просмотрах программы очень бросалась в уши музыкальная склейка на 1:56-1:57, в которой все-таки ощущается некоторая ритмическая неровность. Потом, правда, уши привыкли. В "Отверженных", к слову, тоже имелась одна подобная музыкальная небрежность именно в склейке. Это, разумеется, мелочь, но для такого исполнителя хочется всего самого лучшего, поэтому любая мелочь обидна.

Акт III. Анастасия Мишина -- Александр Галлямов, КП

Прокат на 5ом этапе Кубка России

Что звучит: официально в музыку к программе записаны фрагменты балета "Эсмеральда" пера итальянского композитора Чезаре Пуньи (в обработке отечественного композитора и аранжировщика Александра Гольдштейна), но на деле все не так просто. Пуньи тут и вовсе, как выясняется, не при чем. В программе два фрагмента:

1) Музыка, звучащая в начале и конце, взята из "вариации Эсмеральды" (женская вариация из "Большого па-де-де"), которая часто исполняется в качестве "показательного" номера и на конкурсах, хотя в самом балете вы ее, скорее всего, не найдете. А все потому, что па-де-де было собрано из кусочков музыки Пуньи специально для постановки Николая Березова в 1954ом году, которая быстро сошла со сцены. Из музыки Пуньи -- все, кроме той самой женской вариации, музыка к которой позаимствована из мало кому нынче известного балета Ромуальдо Маренко "Зиеба или меч Водана" (1778).

2) В середине программы (1:17-2:03) звучит фрагмент известного Pas de six (или Pas de Jalousie), которое сочинил другой итальянский композитор того времени, Риккардо Дриго, специально для возобновления балета Мариусом Петипа в 1886ом году. Этот фрагмент присутствует тоже далеко не во всякой современной интерпретации "Эсмеральды", но если кто-то все-таки желает его послушать, можно обратиться к современной постановке Большого театра (секундомер уже установлен на нужный фрагмент).

Итого: 2 разных трека и ни одного Пуньи.

Кто ставил: наша легендарная пара хореографов Наталья Бестемьянова и Игорь Бобрин

Жанр: легкая и развлекательная классика

Что сказали сами спортсмены: [Анастасия Мишина]: "Мы надеемся, что зрители смогут увидеть нашу пару с новой стороны" (источник)

Чем запоминается: яркой образностью, искрометностью, энергичностью. И великолепными прокатами программы на этапах Кубка России. Программа действительно позволила увидеть пару с новой стороны после перехода в клуб Тамары Николаевны Москвиной.

Хайлайт: в программе очень много интересного как в техническом, так и в хореографическом отношениях. Буквально каждый элемент сделан со вкусом, ярко, музыкально. Но лично для меня любимый момень всей программы -- это параллельное вращение под переборы арфы. Арпеджио, трели, барабанный бой -- это все абсолютно беспроигрышные варианты для вращений. Здесь как раз один из таких случаев.

Что можно улучшить: в самой программе улучшать, на мой вкус, нечего. Разве что синхронность того самого вращения? Или тройной сальхов в прокате на чемпионате России? Но это уже технические моменты. Хореографически и музыкально придраться здесь совершенно не к чему -- хочется только крикнуть "браво!" постановщикам и исполнителям.

(Бравурный и оптимистичный) финал

Этими криками "браво!" пост и хочется закончить. Несмотря на все проблемы и неурядицы нового сезона, спортсмены уже показали нам много интересного, талантливого, красивого. Данный пост осветил только малую часть результатов этого большого и никогда не прырвающегося творческого процесса. Сколько красивых программ было показано более взрослыми фигуристами? Сколько -- зарубежными? А сколько программ еще вовсе не было показано?

О некоторых из них, уверен, мы еще поговорим в наступающем году.

А пока хочется закончить простым пожеланием: с наступающим Новым годом, дорогие читатели и фигуристы! Пусть этот год будет таким же чистым и искренним, как "Ромео и Джульетта" Василисы Кагановской и Валерия Ангелопола; таким же легким и танцевальным, как "Apologize" Андрея Кутового; и таким же энергичным и ярким, как "Эсмеральда" Анастасии Мишиной и Александра Галлямова.

Пусть он порадует нас новыми шедеврами и новыми юными звездами!