13 мин.

Ода провалу (Алена Косторная)

В последнее время в ФК, в виду успешной деятельности одного женского тренера в последнюю пятилетку, могло сложится впечатление, что норма для любой нормальной спортсменки - выдавать чистые прокаты всегда и везде, будь то челенджер или Чемпионат Мира. Первой к такому нас приучила Евгения Медведева - прима стабильного катания на протяжении трех сезонов. Другие ученицы известного тренера, по мере возможности, стараются соблюдать пример Евгении и у них получается. Какое-то время. Публика же привыкла к такому настолько быстро насколько человек в принципе привыкает ко всему хорошему и рафинированному. Но, как только поступление таких шикарных прокатов от видной фигуристки начинает прекращаться, происходит шок, всегда несоизмеримо больший чем событие того заслуживает. Подобно резкому отказу от сахара, начинает казаться что это конец света.

Недавний пример - вчерашний прокат Алены Косторной:

Если, не смотря прокат, прочитать популярные комментарии, то можно подумать что Алена упала со всех 3 прыжковых элементов и каталась на уровне (при всем уважении) Харшиты Равтани:

На самом же деле Алена просто сдвоила второй прыжок в каскаде и набрала второй уровень дорожки вместо привычных 3-го или 4-го. Такой прокат провальным назвать нельзя, тем более что Алена поборолась за каскад. Алена выступила чисто в произвольной и "провал" никоим образом не продолжился просто потому что его и не было. Давайте рассмотрим почему такие прокаты и сезоны это нормальное и здоровое явление в карьере фигуристок.

Само понятие "провальности" подверглось сильной инфляции в последние годы. Граничащее с чудом идеальное катание из старта в старт стало теперь ожидаемой планкой по которой строго судят фигуристов зрители. Это нездоровая тенденция ведущая к скоропостижным и неправильным выводам.

Провальные прокаты (по настоящему провальные) случались в карьере всех абсолютно без исключения великих спортсменов. В женском катании провалы всегда сопутствуют переходному возрасту, периоду возвращения после травм и просто являются симптоматическими для долгих карьер.

Искать в провальном прокате "начало конца" или первый шаг в бездну неправильно и не нужно. И тем более провальный прокат (и даже сезон) не является свидетельством некомпетентности тренера.

Давайте же вспомним несколько ярких провалов и триумфы которые им последовали и поупражняемся в любви к провалам, ведь для чего нужен провал, как не для того чтобы триумф заблистал еще ярче.

1. Кейтлин Осмонд - Скейт Америка 2015

Путь Кейтлин Осмонд на вершину был настолько долгим и тернистым что может быть использован как аватар в любой истории о преодолении. Фигуристка несколько раз подбиралась к вершине и несколько раз проваливалась но самый яркий провал ждал ее во время возвращения после травмы в сезоне 2015-2016 в возрасте 21 года. Вот 5 из 7 прыжковых элементов которые исполнила Кейтлин:

Получив 5 баллов сбавки Кейтлин заработала 86.85 балла за произвольную и опустилась почти на самое дно таблицы. Это кстати был второй сезон русской доминации в ФК, юные Евгения Медведева и Елена Радионова прекрасно выступали, дома восходила Гебби Дейльман. Перспективы пропустившей целый предыдущий сезон Кейтлин были не радужные. Но в последующие 3 года Кейтлин выиграла серебро мира, затем личную бронзу и командное золото ОИ а затем и чемпионат мира 2018. На протяжении этих трех лет Кейтлин иногда внезапно "проваливалась" на разных соревнованиях, к счастью не на ключевых, а также умудрилась упасть на церемонии награждения ЧМ 2018. Провалы всегда сопутствовали триумфам в карьере этой прекрасной фигуристки.

2. Мао Асада

Мао Асада это одна из великих королев ФК всех времен и народов которая, по совместительству, является и королевой провалов. Иногда, грандиозный провал и грандиозное возвращение происходили во время одного и того же проката:

Это кадр с проката произвольной на чемпионате мира 2008 который Мао выиграла. Остальная часть ее программы после этого ужасного падения была исполнена настолько прекрасно что даже корейские (!) болельщики оставляют положительные комментарии отмечая психологическую выносливость основной оппонентки Юны Ким.

Другим легендарным провалом Мао можно назвать короткую программу на ОИ в Сочи 2014. Этот прокат сейчас нельзя найти на ютубе, что, бесспорно, хорошо для самой Мао. Вместо гифок придется привести протокол, чтение которого леденит кровь не хуже любой книги Стивена Кинга. Мао набрала 55 баллов за прокат, что для фигуристки и соревнования такого уровня просто "дно".

В произвольной же Мао выдала один из лучших прокатов современности и по мнению многих "украла шоу" несмотря на разборки Ким/Сотникова. Культовый прокат произвольной под музыку из второго фортепианного концерта Рахманинова был одним из лучших если не лучшим прокатом в женском одиночном разряде в тот день. В этом прокате Мао продемонстрировала набор который при чистом исполнении и сегодня может составить конкуренцию любому чемпионскому прокату: 3 аксель, каскад 3 флип - 3 риттбергер, каскад 2 аксель - 3 тулуп, каскад 3 флип - 2 тулуп - 2 риттбергер плюс сольные прыжки. На сегодняшний день только Рика Кихира и Александра Трусова могли бы попробовать исполнить произвольную Мао, ведь владение и тройным акселем и риттовым каскадом очень редкое явление в ФК по сей день. Мао, к слову, исполнила оба элемента в "почетном" возрасте 23 лет.

Мао выиграла последующий чемпионат мира 2014 но многие отмечают что прокат произвольной там был, хоть прекрасным, но менее трогательным чем тот самый олимпийский прокат.

Понимаете, легендариум ФК состоит в огромной степени из таких "героических" прокатов, когда катают уже не за победу а что-бы отстоять свою честь. Невозможно не растрогаться с финальными аккордами музыки и не расплакаться вместе с Мао. Это два примера множества неудачных прокатов Мао но она всегда поднималась и шла дальше, как настоящая легенда.

3. Юна Ким

Юна Ким, на первый взгляд, не должна быть в такой статье вообще, ведь она производит впечатление очень стабильной фигуристки и это так, но провал ей не чужд. Не такой провал как у Мао на ОИ-2014, а другой, возможно, даже более болезненный провал, когда ты был всего в сантиметре от победы и все продул. В поздний период своей карьеры Юна не "опускалась" до челленжеров и гран-при и ездила только на чемпионаты мира и ОИ. Чем меньше ты выступаешь тем меньше шансов "навалять" на каком нибудь турнире на другом конце планеты после длинного перелета на глазах у спонсоров и болельщиков. К тому времени Юна обрела чудесный талант собираться в нужную минуту но, скорее всего, это требует таких психологических затрат что нельзя их использовать на менее важные турниры. Вначале же своей карьеры Юна еще не обладала этим чудесным умением. В ее первый сезон в 16 лет она выиграла престижный финал гран при а в короткой на чемпионате мира 2007 установила новый мировой рекорд - 71.95. Казалось что ничто не остановит 16 летнюю звезду от взятия золота. В произвольной она хорошо исполнила два начальных каскада - 3 флип - 3 тулуп и 2 аксель - 3 тулуп и была необычайно хороша пока не...

Она завоевала бронзу, но была так близка к золоту, что не верится, что такой приз ее удовлетворил.

В следующем году ситуация повторилась. 17-летняя Юна выиграла все соревнования в которых принимала участие включая, снова, финал гран при, и являлась одной из основных фавориток на звание чемпионки мира. Подкачал опять лутц, на этот раз в короткой:

Опять обидная бронза когда до золота не хватало всего 2.33 балла! Но начиная со следующего года Юну ждала череда успехов о которых не знает только ленивый.

4. Елизавета Туктамышева

Елизавета прекрасно знает что такое не быть на вершине. Первые два сезона она провела не самым лучшим образом, хотя во втором отобралась на первый из (пока) двух в своей карьере чемпионатов мира, где заняла 10 место. В следующий олимпийский сезон Лиза не отобралась ни на мир ни на ОИ. После этого в сезоне 14/15 она выиграла все, в том числе чемпионат мира. А затем погрузилась в "спячку" на целых три сезона в которые ей покорились только поодинокие пьедесталы этапов гран при (без побед) и челледжеров. Ниже моменты из короткой на гран при Франции 2017, провального проката коих у Елизваеты было очень много в этот период:

После этого в сезоне 18/19 Елизавета восстанавливает тройной аксель, хорошо выступает на этапах серии и даже завоевывает бронзу в финале серии в 2018. В следующем сезоне 19/20 Елизавета исполняет два тройных акселя в произвольной и даже приземляет четверной тулуп на тренировке. Глядя на результаты Лизы в сезон 2017-2018, можно честно предположить, что скажи вы кому-то, что эта фигуристка будет исполнять два тройных акселя в одной программе и четверной на тренировке, вам в ответ бы покрутили пальцем у виска.

5. Рика Кихира

Рика Кихира в своей короткой карьере успела совершить самый большой и обидный провал в истории японского ФК.

Чемпионат мира в 2019 году проводился в Японии, стране где ФК безумно популярно. Засуха японских чемпионок началась после победы Мао Асада в далеком 2014 году. Японии по зарез нужна была новая чемпионка, новая звезда. Кихира была главной фавориткой сезона выиграв все до этого и установив мировой рекорд в короткой программе в финале гран при. Она победила в этом финале саму новоиспеченную олимпийскую чемпионку Алину Загитову, которая начала сезон "за здравие" но плавно скатывалась в бездну. Ужасный провал Загитовой на Чемпионате Росси (опять таки "провал" только по меркам того что ожидаемо от учениц Этери а не по каким-то объективным меркам) и еще худший прокат на чемпионате Европы заставили всех поверить что шансам Рики на золото мира теперь уже вообще ничто не грозит. Плакаты с ее изображением висели в аэропортах Японии и повсюду на арене в Сайтаме где проводился турнир. Японцы ждали повторения триумфального ЧМ 2014 проходившего в той же Сайтаме, когда Ханю и Мао Асада оба взяли золото. Японцы желали двух побед и в этот раз.

Но эти полсекунды разрушили все:

Рика получила 0 баллов за аксель вместо 8-10 на которые рассчитывала и опустилась на 7 место с дефицитом в 11 баллов. В произвольной она героически боролась и даже исполнила редчайший среди женщин каскад тройной аксель тройной тулуп (настолько редкий что она сама его уже не исполняет):

Но потом к сожалению слетела со второго тройного акселя и пьедестала в целом.

Рика проиграла проиграла третьему месту 0.31 (!) балла. А ее соотечественница Каори Сакамото сделав бабочку на флипе недобрала 0.93 балла для подиума. Представьте только ужас и позор спортсменок на глазах у родной публики. Японская женская одиночка осталась без единой медали!

Через год после этого провала складывается ощущение, что тройной аксель Рика может прыгать даже если ее разбудить посреди ночи.

Если раньше он всегда был лотереей то сейчас она регулярно чисто исполняет его и в короткой и в произвольной (там заходит на два), а также, недавно добавила к своему репертуару четверной сальхов:

18-летняя Рика набирает обороты и исполняет более сложный и стабильный набор сейчас чем в свой первый взрослый сезон - обычно самый благосклонный к юным фигуристкам.

Можно привести еще много примеров из карьер известных фигуристок но эти 5 (лично) мне кажутся самыми яркими. Если вспомните еще яркие провалы и возвращения, поделитесь в комментариях.

Провал и неудача всегда идут рядом с триумфом и успехом и одно невозможно без другого. Провал необходим так же как и триумф и ни одна интересная история в мире не написана о том как главного героя ждал успех за успехом. Алена Косторная как и любая спортсменка столкнулась с абсолютно нормальным явлением в своей жизни и карьере и ее будущее ни коим образом не перечеркнуто. Провал ждет каждую приму, если она настоящая прима. Желаю Алене пройти этот период спокойно и дальше радовать своих болельщиков.