8 мин.

Уличный скейтбординг: история и проблематика

Отрывок из книги Фредрика Ангнера «Скейтбординг в условиях городской среды».

Предыстория

Непосредственное участие скейтбординга в приручении городских и пригородных ландшафтов и превращение их в полноценные площадки происходит ещё с тех пор, как в 1950-х годах он оформился в самостоятельное течение, выросшее из калифорнийской сёрф-культуры.

С тех пор скейтбординг успел претерпеть немало изменений на своём пути развития: в одни времена его популярность была выше, в другие ниже, но в рамках уличной культуры он оставался живым всегда. За прошедшие же десятилетия скейтбординг успел увековечить себя как явление с миллионами последователей по всему миру.

Если поначалу скейтбордисты приспосабливали для катания такие места, как школьные дворы и пустые бассейны, расположенные на задних дворах коттеджей, то немногим позже, а именно в начале 1970-х годов, скейтбординг переместился в специально созданное и сконструированное для него место — в скейтпарк. В этих условиях скейтбордисты могли уже спокойно прогрессировать в своем катании, не думая о том, что их снова прогонит охрана или разъярённые владельцы тех самых коттеджей.

Только в 1980-е, когда скейтбордисты снова стали использовать городские условия в качестве площадок для тренировок,  происходит расцвет уличного катания или «стрита». С этого момента скейтбординг вырос в деятельность, расположившуюся одновременно на территории двух, абсолютно разных по своему характеру пространств – с одной стороны, это были специально оборудованные скейтпарки, а с другой – общественные места города.

Взаимоотношения со средой

Если катание в скейтпарках зачастую не несёт в себе особой проблематики, поскольку происходит в рамках специально под это сконструированных сооружений, то катание в общественных местах, таких как улицы и площади, напротив, имеет ряд моментов, препятствующих этому. Скейтбордисты, предпочитающие последнее, часто оказываются в условиях конфликта с городской средой, а их присутствие в общественных местах, как правило, не приветствуется. Вообще, по всему миру встречается одна похожая практика, согласно которой центр города сконструирован не для, а вопреки скейтбордингу.

Препятствием для уличного катания обычно служат скейт-стопперы, а противодействие катанию происходит чтобы не только решить проблему повреждения городских поверхностей, но и избавиться от шума, исходящего при катании, обеспечить безопасность граждан и соблюсти порядок. Впрочем, исключение скейтбординга из зоны общественных пространств представляется в конечном счете неразумной и малоэффективной мерой по ряду причин, изложенных в данной работе.

В отличии от описанной выше весьма авторитарной позиции относительно скейтбординга, историк архитектуры Иэн Борден полагает, что скейтбординг едва ли можно определить как действительно незаконный вид деятельности.

Более того, он убежден, что запрет на катание в городских условиях не только не остановит скейтбордистов, но лишь подогреет уже имеющийся в скейтбординге анархистский дух и укрепит его, поскольку «это будет ещё одним препятствием, которое данное течение сможет преодолеть».

В противовес тому, чтобы рассматривать катающихся в городе как проблему, а скейтбординг как нечто такое, что должно существовать только в рамках скейтпарков, в последнее время появляются иные тенденции, согласно которым в ряде городов к скейтбордистам относятся всё больше как к неотъемлемой части городской культуры. Эта тенденция, получившая название «урбанизация скейтбординга» и известная новым прочтением города как спота, считается одной из самых важных тем в обсуждениях, посвящённых скейтбордингу. 

Такие города как Мальмё, Копенгаген и Мельбурн становятся всё более открытыми к тому, чтобы интегрировать скейтбординг в общественное пространство и сделать этот вопрос частью муниципальной политики: они уже признали скейтбордистов как одну из групп, являющейся частью городской жизни, и в целом рассматривают скейтбординг как позитивную движущую силу, которая позволяет оживить незадействованные и опасные пространства города и придать особый динамизм общественным местам. Таким образом, такой подход к городскому пространству представляется более целостным и многофункциональным, поскольку охватывает довольно широкий спектр вопросов, включая в рассмотрение не только скейтбординг, но и ряд других занятий, форсирующих процесс достижения устойчивого развития городов. 

Конфликт мнений и интересов

Если для скейтбордистов стрит является отрадой, то у других участников городской жизни он запросто может вызвать непонимание. Самыми частыми причинами для подобных разночтений могут стать:

- Громкие звуки; соприкосновение колёс скейтборда с керамическими деталями и шероховатыми поверхностями зачастую становится причиной шума

- Материальный ущерб; обтёсывание и вощение граней той или иной городской инфраструктуры

- Социально-демографический момент; в основном, скейтбордисты — это молодые активные парни, которые могут рассматриваться пожилыми людьми и другими социальными группами как триггер, нарушающий их покой

Дизайн не для, а вопреки

Ситуация с тем, что вышеперечисленные проявления скейтбординга стали трактоваться как нечто нарушающее общественный порядок привела к тому, что скейтбордистов стали прогонять с улиц города. По сути, тема изгнания для скейтбординга уже стара как мир и отсчитывает своё начало ещё с 1970-х годов, когда скейтбордистов стали штрафовать за катание в осушенных бассейнах и других местах. Где-то к 2000 году использование так называемого негативного дизайна, самым известном примером которого являются скейт-стопперы, стало универсальной практикой сначала в центральной части городов, а затем и во всём мире.

Согласно Бордену, применение подобных воспрепятственных мер по отношению к скейтбордистам, использующих пространство не по своему прямому назначению, аналогично с тем, как относятся в общественных местах к бездомным людям.

Практика негативного дизайна неизменно создаёт неблагоприятную ситуацию, в которой творческим и деятельным единицам (большинство из которых молодого возраста) то и дело заявляют, что им нельзя использовать пространство в своих целях просто по причине того, что, что эти ребята энергичны и хотят кататься. Это происходит вне зависимости от того, имеется ли факт нарушения порядка и порчи материального имущества скейтбордистами или нет (что, к слову, происходит крайне редко). Большинство подобных инцидентов можно решить по-другому: например, пересмотреть существующий дизайн городских пространств в пользу катания.

Катарина Штернер, секретарь Шведской скейтбордической ассоциации, поддерживает негативную коннотацию, которую несут в себе такие сооружения как скейт-стопперы:

«Очень досадно видеть новые объекты городской среды идеально подходящие для катания, которые через неделю-другую снабжаются скейт-стопперами. Я считаю, что такой подход создаёт крайне отрицательный заряд; это провал». 

Размышления и идеи

1. Скейтбордисты, в отличие от тех, кто не катается, видят пространство совершенно иным образом и используют город для катания по причине его чрезвычайной фактурности

Городские скейтбордисты пересматривают значения общественных пространств и дают новое толкование различных объектов в городе, таких, например, как лавки, поручни и перила. Если же говорить о проектировании среды которая будет предназначаться в дальнейшем для катания в городе, то здесь важно понимать, что городской скейтбординг – это не что-то существующее отдельно, а огромная составляющая скейтбординга в целом. Если рассматривать проектирование более детально, то стоит отметить, что в рамках общественных пространств следует избегать чересчур буквальных дизайнерских решений в виде скейт-рамп. Суть в том, чтобы сохранить естественность взаимодействия скейтбордистов с городской средой, где тот или иной объект, будь то клумба или сиденье, как бы приглашал катающегося к диалогу, в процессе которого раскрывались бы иные, ранее неизвестные свойства объекта.

2. Найти применение особому взгляду скейтбордистов

Так как скейтбордисты умеют видеть дополнительные возможности пространства, имеет смысл попытаться понять то, как для них выглядят общественные места потенциальные для катания, и дать им возможность нарисовать ассоциативную карту тех городов, где они катаются. Это могло бы послужить отличным инструментом на пути к лучшему пониманию того, как скейтбордисты видят тот или иной город в контексте катания. 

3. Городской скейтбординг – это приключение

Большинство скейтбордистов приравнивают удовольствие от катания между спотами непосредственно к самому процессу катания. Промежуточные точки маршрута являются важными компонентами в создании благоприятных условий для катания в городе.

4. Существующий конфликт может быть решен путём грамотного проектирования и дизайна

Тот факт, что скейтбордисты по-своему видят и используют пространство, зачастую не нарочно приводит к столкновению интересов с не катающимися группами населения. Большинство из того, что служит причиной конфликта (шум и материальный ущерб) может стать примером того, что не следует использовать в дизайне и при выборе материалов для мест с предполагаемыми объектами для катания. 

Фото и рисунки: Fredrik Angner