5 мин.

Вот что бывает, когда футбол идет в прямом эфире по ТВ шесть дней в неделю

Подобно многим поклонникам творчества Вагнера, для которых становилась невыносимой бесконечно длинная опера "Кольцо нибелунга", даже самые преданные любители Английской Премьер-Лиги едва ли могли поддерживать к интерес к футболу на протяжении шести дней подряд. 

&quout;Эмирейтс&quout; во время матча с &quout;Вест Бромвичем&quout;

Ряды свободных мест на "Эмирейтс", где даже в день игры можно было приобрести билет на матч, что большая редкость для матчей Премьер-Лиги, являются первым тревожным звонком. Можно подумать, что все это является следствием недовольства фанатов клуба тем, что команда 11 лет подряд заканчивает сезон на четвертый строчке. Однако при более детальном рассмотрении проблемы напрашивается вывод о том, что количество матчей достигло максимальной отметки в последние дни. Матч между "Тоттенхэмом" "Вест Бромвичем" в следующий понедельник означает, что встречи Премьер-Лиги пройдут почти каждый день из последних десяти, кроме пятницы, но и так будет недолго.

Согласно условиям крупномасштабных сделок клубов по продаже телевизионных прав, начиная со следующего сезона не менее 10 матчей АПЛ будет проводиться по пятницам в течение одной кампании. Однако дело в том, что мы никогда не чувствовали потребности в столь чрезмерном количестве игр. Возможно, брат Лоренцо [персонаж произведения Уильяма Шекспира "Ромео и Джульетта" - прим. пер.] был прав, когда говорил Ромео: "Так сладок мед, что, наконец, и гадок: избыток вкуса отбивает вкус". Впрочем, Шекспир говорил не об этом. 

На стадионе &quout;канониров&quout; в день матча явно чего-то не хватало

Вспомним лучше слова Жозе Моуринью, который, однажды прибегнув к метафоре, сравнил футболистов своей команды с товарами в супермаркете, которые «должны быть высшего сорта, как в "Уэйтроуз"». Ранее в этом году он выразил обеспокоенность по поводу тех шагов, которые приедпринимает руководство Английской Премьер-Лиги. «Вы бы не стали ежедневно есть ростбиф, так зачем вам каждый день футбол? - сказал он. - Это слишком». В качестве примера Моуринью привел Португалию, где статистика посещаемости стадионов дает пищу для размышлений.

Если матч между «Бенфикой» и «Сетубалом» (2-1) собрал 55000 зрителей, то цифры других стадионов куда скромнее: взять, к примеру, 6762 зрителя на поединке «Браги» с «Тонделой» (3:0), что составляет всего 22 процента от общей вместимости арены клуба (30000). Этот матч состоялся в понедельник вечером и транслировался по телевидению. Собственно, это и является главной причиной того, что большинство людей решило наблюдать за ним дома - зачем платить за незапоминающийся матч, если его можно посмотреть, даже не вставая с дивана?

Похожего мнения придерживаются и болельщики «Манчестер Юнайтед», хотя и не в таких масштабах. Официально явка на матч «Юнайтед» против «Кристал Пэлас» составила 75277 человек – информация, которая кажется абсурдной на фоне количества пустых мест на стадионе. Один журналист написал, что не видел такой плохой явки на "Олд Траффорд" на игру Премьер-Лиги с 1990 года, когда сэр Алекс Фергюсон был еще далек от тех успехов, что он достиг с командой в последующие годы. Луи Ван Гал, разумеется, отказался это признавать. «Пустых мест было немного, - с недовольством ответил он. – Вы увидели только то, что хотели увидеть». 

Однако это не так. Все гораздо сложнее, чем, к примеру, недовольство болельщиков бесформенной, вялой игрой команды под руководством голландца. Это именно то, что происходит, когда матчи Премьер-Лиги транслируются в прямом эфире в течение шести дней подряд, и каждый имеет возможность следить за ними в комфортных домашних условиях.

Больше нет времени на традиционные анонсы матчей, детальный разбор поединков – это напоминает белку, крутящуюся в колесе. Sky транслирует рекордные 116 матчей текущего сезона, а в следующем их количество возрастет до 126. Данная тенденция продолжится и в дальнейшем, и трансляции в прямом эфире станут более привлекательными, чем футбол вживую на стадионе. Еще в 2004 году Дэвид Дейн впервые выдвинул предположение о том, что однажды футбол станет жертвой собственного изобилия.

Этот прогноз, который кажется столь точным сегодня на фоне низкой посещаемости «Эмирейтс» и «Олд Траффорд», Дейн, впоследствии ставший вице-президентом «Арсенала», дал во время конференции Soccerfex 12 лет назад: «Мы достигли переизбытка трансляций, и это нужно учитывать. Необходимо усилить контроль качества продукции и соблюдать баланс между телетрансляциями и футболом вживую. Мы не должны допустить падения посещаемости. Возможно, сейчас мы находимся на той стадии, когда меньше означает лучше». 

Любопытно, что данная политика везде находит свое применение. Взять, к примеру, турнир Мастерс [турнир по гольфу – прим.пер.], билеты на который достать труднее, чем на любой другой вид спорта. Ежегодно в Огасте есть любители спорта, которые посещают Супер Боул [в американском футболе название финальной игры за звание чемпиона Национальной футбольной лиги], Мировую серию [решающая серия игр в сезоне Главной лиги бейсбола] и другие важные спортивные события в Америке, но не имеют возможности посетить Мастерс и тем самым заполняют Вашингтон Роуд, держа в руках таблички с надписью «Нам нужны билеты». 

Sky транслирует рекордные 116 матчей в сезоне

Все дело в том образе эксклюзивности турнира, который создан в Огасте. Во-первых, они строго ограничивают количество гольфа, транслируемого по телеканалу CBS. В выходные трансляция начинается только спустя шесть часов после составления пар для соревнования. Интересно, что данный вариант не приносит большей выгоды ни одной из сторон. В основе лежит следующий принцип: Национальный гольф-клуб в Огасте покрывает стоимость домашних трансляций, что он делает в течение уже 61 года, - а взамен приобретает полный контроль над тем, какой образ создается у турнира и принимает любые меры для того, чтобы сделать его более привлекательным и поддержать его легендарный статус. 

В футболе же все наоборот. Небольшое число свободных мест на лучших стадионах нашей игры не может не быть поводом для беспокойства. Это должно стать предупреждением для Sky, который на неделе объявил о достижении 700000 часов трансляций за 25 лет, что иногда хорошего бывает слишком много.

Оливер Браун, The Telegraph