16 мин.

Дело в шляпе

В Испании не очень-то распространены поездки болельщиков на выездные матчи своих команд, но есть одно исключение – финал Кубка Короля. На завершающий матч сезона едут все, кто в состоянии передвигаться. И сумел раздобыть билет. В среду в Барселону прибыл десант из около 40 тысяч фанатов «Севильи» и около 45 тысяч болельщиков «Атлетико». Это был финал-мечта, поскольку фанаты «Севильи» и «Атлетико» заслуженно считаются лучшими в Ла Лиге по поддержке своих команд. Атмосфера на севильском стадионе «Рамон Санчес Писхуан» и мадридском «Висенте Кальдероне» мало чем напоминает остальные испанские арены. Фанаты «Севильи» и «Атлетико» поют, кричат и поддерживают свои клубы так громко, активно и слаженно, как поклонникам других испанских команд и не снилось. И вот они сошлись друг с другом. Причем в идеальном месте – на самом вместительном стадионе Европы.

Мне было очень обидно, что не получилось раздобыть билет на матч. За три часа до начала игры я ехал на «Камп Ноу» исключительно затем, чтобы повидаться со старым другом, болельщиком «Севильи» Хавьером. Тем самым, про кого был подробный рассказ в репортаже из Севильи накануне игры с ЦСКА. На сей раз Хавьер назначил встречу в баре, где собираются перед матчами «Барселоны» радикальные каталонские фанаты из группировки «Бойшос Нойс». Женщинам, детям и болельщикам «Реала» там лучше не появляться.

Я ехал по синей ветке метро, и обстановка вокруг была совсем не похожа на то, что происходит в метро перед играми «Барсы». Если каталонские болельщики ведут себя сдержанно и спокойно, то фанаты «Атлетико» просто бесновались. Прыгали, скакали, орали песни. Между вагонами в поезде не было никаких перегородок – можно было спокойно пройти из одного конца поезда до другого. И вот по всему этому расстоянию фанаты «Атлетико» а несколько сотен глоток хором орали, что они думают про Гути. Ничего хорошего, мягко говоря. Все-таки образ Гути не оставляет людей равнодушными – оскорбительные кричалки в его адрес прочно входят в пятерку самых популярных и среди инчады «Атлетико», и среди фанатов «Барселоны».

Болельщиков «Севильи» вообще не было видно. Просто потому, что все они ехали на «Камп Ноу» по другой линии метро – зеленой. В день матча вся Барселона была поделена на две части – в одной хозяйничали болельщики «Атлетико», а в другой развлекалась инчада «Севильи». В городе и на самом «Камп Ноу» были приняты все меры, чтобы фанаты разных команд пореже пересекались друг с другом. Впрочем, никакого намека на вражденость или агрессию нигде не ощущалось – фанаты из соперничающих лагерей вели себя исключительно мирно. Мирно, но ни в коем случае не спокойно.

Площадь около бара кишела сотнями фанатов «Севильи» – они невероятно громко пели гимн, написанный к столетию «Севильи». Удивительно красивая песня, которая несколько недель даже возглавляла общеиспанский хит-парад. Гимн «Севильи» пользовался огромной популярностью на радио и даже дискотеках по всей Испании. Но красивее всего она звучит все-таки на стадион, в исполнении десятков тысяч болельщиков.

–Хавьер, вы выгнали «Бойшос Нойс» из их паба?, – спрашиваю друга из Севильи.

–Не волнуйся, мы с ними друзья, несмотря на некоторые разногласия, – шутит Хавьер. Действительно, между ультра-правыми и ультра-левыми фан-группировками есть некоторые разногласия. Впрочем, радикальные политические взгляды разделяют немногие фанаты. И Хавьер не из их числа. Он приехал на финал вместе с племянницей и 8-летним сыном.

–Первый выезд в 8 лет – вот это круто!, – восторгаюсь я сыном Хавьера.

–Саша, какой первый выезд, ты что… – возмущается Хавьер. – За кого ты нас принимаешь? Мой сын совсем недавно был на выезде в Хересе! Все трое моих детей спали сегодня в футболках «Севильи», мы все правльно сделали! Но на матч я взял только Хайме. Для дочки футбол не так важен, а младшему сыну только три годика. А вот Хайме я не мог не взять с собой на матч. Во-первых, он сам очень просился. Ну а главное… Понимаешь, «Севилья» же не «большая» команда. Не «Барселона» и не «Мадрид». В последние пять лет мы выиграли много трофеев, но до этого мы по 40 лет не выходили в финал Кубка. Мало ли, что будет в будущем… Может, следующего выхода в финал придется ждать еще 40 лет. В общем, это важно, чтобы Хайме увидел матч своими глазами, на стадионе. И он здесь. А у тебя пропуска на стадион нет, не так ли?

–Нету. Ничего страшного – посмотрю матч по телевизору.

–Как это – по телевизору? Сегодня же финал Кубка с участием «Севильи»! Финал Кубка! Финал Кубка! Короче, у меня есть для тебя один вопрос. Подумай хорошо. Не ошибись с ответом. Итак, кто выиграет сегодняшний матч?

–Думаю, «Севилья»!

–Молодец, правильный ответ! И ты получаешь за него приз – билет на матч!

–Чего?

–Билет на матч твой! Будешь смотреть игру на фанатском секторе «Севильи»! Возражения не принимаются!

Суровые андалусийские ребята Хавьер и Хайме:

За два часа до матча мы отправились на «Камп Ноу», сквозь толпу фанатов «Севильи». Из столицы Андалуссии прибыло более полутора сотен автобусов с болельщиками. Билеты на поезда давно кончились, заранее раскуплены были и авиабилеты.

Хавьер постоянно встречал вокруг севильских знакомых. И незнакомых тоже. Разглядывая симпатичных девушек с шарфами «Севильи», Хавьер философски произнес: «Ты только посмотри, какие красивые девушки приехали из Севильи! Ну разве можно болеть за какую-нибудь другую команду, кроме «Севильи»!

Тем временем на горизонте нарисовался автобус с футболистами «Севильи». Ехать ему пришлось медленно, хотя полицейские и расчищали дорогу заблаговременно.

Фанаты «Севильи» приветствовали своих футболистов, громко стуча по автобусу. В ответ футболисты «Севильи» тоже отчаянно лупили ладонями по стеклам автобуса с другой стороны. Игроки и болельщики – они были одной командой!

«Ну а теперь пора на стадион, ведь скоро футболисты выйдут на разминку! К этому времени надо быть на трибунах – чтобы команда снова видела и чувствовала нашу поддержку», – говорит Хавьер, вдоволь намахавшись флагом перед автобусом. Всем встречным стюартам, продавцам и даже полицейским Хавьер говорил Visca el Barca и поздравлял с чемпионством «Барселоны». Люди улыбались и произносили добрые слова в ответ. И Хавьеру, и «Севилье».

«Вау, вот это стадион!», – восторженно произнесла племянница Хавьера, кинувшись в первые же ворота, ведущие непосредственно на трибуну «Камп Ноу».

Наши места были на центральной трибуне, но совсем рядом с линией ворот.

Подавляющее большинство из 40 тысяч приехавших на «Камп Ноу» фанатов «Севильи» были в черных шляпах а-ля Дель Нидо. После матча 1/8 финала Кубка Короля, когда «Севилья» выиграла в гостях у «Барселоны», президент андалусийского клуба Хосе Мария Дель Нидо заявил, что секретом успеха была его черная шляпа, которую он пообещал носить на всех матчах Кубка Короля. Мода на черные шляпы быстро распространилась по Севилье, ну а перед финалом черные шляпы выдавались всем болельщикам «Севильи», покупавшим билеты на финал. На меня такую шляпу тоже одели – со словами «Добро пожаловать в Севилью»!

Трибуна за воротами, занимая андалусийцами, была почти полностью заполнена еще за полтора часа до начала матча. Инчада «Севильи» не замолкала ни на секунду, атмосфера вокруг была просто восхитительной. Казалось, болельщики шумят на все сто процентов. Но когда футболисты «Севильи» вышли на разминку, стало громче еще раза в три.

Фан-зона, где накануне матча проводили время фанаты «Атлетико», была дальше от стадиона. Поэтому фанаты из Мадрида заняли свои места позже. Но когда они собрались и подали голос, стало очевидно: «индейцы» будут поддерживать свою команду столь же великолепно! И они не подкачали – более 40 тысяч фанатов «Атлетико» устроили действительно мощнейший суппорт! А весь «Камп Ноу» на один вечер стал красно-белым.

Среди фанатов обеих команд было предостаточно людей всех возрастов – и пенсионеров, и детей. Хайме тоже вносил существенную лепту в поддержку «Севильи».

А Хавьеру нужно было не меньше трех флагов, чтобы выразить всю степень своего восторга от происходящего.

Уже на 5-й минуте игры севильская инчада потеряла всякий контроль от радости: «Севилья» открыла счет! Отличился Диего Капель. Левый вингер подкараулил отскок мяча в центральной зоне, и метров с 17 нанес сильный и точный удар.

«Атлети, але-але-але», – без устали пела одна половина стадиона. «Вперед, «Севилья», вперед, чемпионы», – распевала в ответ другая половина «Камп Ноу». Впрочем, вперед «Севилья» шла уже редко. Забив быстрый гол, команда Антонио Альвареса начала преспокойно действовать вторым номером. В кои-то веки оборона «Севильи» выглядела надежно – наконец вернувшийся в строй после травмы Конко перекрывал кислород «индейцам» на своем правом фланге, в центре были хороши Эскюде и Скилаччи, несколько раз каким-то чудом блокировавший опасные выстрелы от Форлана и Агуэро, и только по левому флангу обороны у «Севильи» то и дело возникали проблемы. Там играл юный кантерано с 37-м номером и надписью «Луна» над цифрами. Сложно сказать, откуда он упал, но этот защитник успел провести лишь один матч в Ла Лиге, и в финале защитник Луна не справлялся с постоянными подключениями Уйфалуши. Навесы и прострелы чеха нередко приводили к остроте у ворот Палопа.

Контрвыпады «Севильи» были хороши – стоило Хесусу Навасу или Капелю получить мяч, как «матрасникам» приходилось несладко. Тот же Уйфалуши совершенно не поспевал за Капелем, и еще в первом тайме мог получить не одну желтую карточку, будь судья принципиальнее. Впрочем, даже далекие стандарты «Севилья» доводила до острых моментов, но усилия партнеров часто портил Негредо. Вообще-то он должен был пропускать игру, поскольку в последнем матче Ла Лиги получил уже дежурную красную карточку. Но апелляция на его удаление была принята, и севильские болельщики то и дело возмущенно говорили, что 10 человек на поле играют, а Негредо стоит без толку. Уже во втором тайме одноклубники создали для Негредо вообще шикарный голевой момент – таких не было ни у Форлана, ни у Агуэро. Но Негредо особенный – он промахнулся и поплелся на замену.

«Атлетико» владел подавляющим территориальным преимуществом, а под занавес первого тайма «индейцы» вообще провели серию опаснейших атак. Во втором тайме страсти на поле даже привели к масштабной потасовке, после очередного фола против реактивного Капеля. С трибун на поле улетела чья-то черная шляпа, на которую пару минут спустя случайно наступил капитан «Атлетико» Антонио Лопес. За осквернение реликвии защитника незамедлительно освистали. Нервы были на пределе, обе команды продолжали рубиться с сумасшедшей самоотдачей, а трибуны не умолкали ни на секунду.

«30 минут осталось, всего-то 30 минут», – говорил Хавьер. Цифры на табло увлекали его не меньше, чем события на поле. «20 минут до Кубка, подумать только». Потом он начал повторять время через каждую минуту. «Три минуты», – наконец произнес Хавьер, дрожащими руками закуривая последнюю за матч сигарету. А потом свершилось страшное: все расчеты рухнули, поскольку запасной судья показал, что к основному времени добавлено аж 4 минуты. Откуда они взялись, сказать сложно. Но когда основное время истекло, вся трибуна за воротами де Хеа засвистела настолько возмущенно, будто люди вот только сейчас узнали о существовании в футболе компенсированного времени. Но оно стало счастливым для «Севильи» – Хесус Навас выскочил один на один и установил окончательный счет матча. 2:0 – это была уже победа, и градус безумия среди фанатов «Севильи» зашкаливал любые датчики.

Кубок взят, Хавьеру уже не надо смотреть на часы, а Хайме будет еще долго вспоминать свое путешествие в Барселону.

Футболисты «Севильи», облачившись в черные шляпы, бросились ликовать к своим болельщикам.

Особо буйные пациенты от переизбытка чувств полезли на перекладину. Для тех, кто по пути на перекладину терял шляпы, их потом любезно передавал наверх Марюс Станкявичюс. Литовец в финале не сыграл, но он тоже внес существенный вклад в успехи команды в четвертьфинале и полуфинале.

Нападающий Родри Руис, чей гол на 93-й минуте в Альмерии четырьмя днями ранее принес «Севилье» место в Лиге чемпионов, после финального свистка тоже нашел чем заняться на поле:

Футболисты «Атлетико», получив серебряные медали, не спешили уходить с поля. Они пошли к своим болельщикам и находились там, вдалеке от празднований «Севильи», минут 20. Все это время инчада «Атлетико» не прекращала петь, благодаря свою команду за игру. Более 40 тысяч фанатов «Атлетико» и все футболисты команды сделали в тот вечер все, что могли. Им не в чем было друг друга упрекнуть. Гигантских усилий не хватило для победы, но они выложились на максимум. Для «Атлетико» это был славный сезон с первым за 16 лет выигранным трофеем – Лигой Европы.

А награждение победителей проводил принц Фелипе, известный как страстный фанат «Атлетико». Чтобы принять Кубок за победу, капитан «Севильи» Андрес Палоп надел футболку Антонио Пуэрты. Его памяти футболисты «Севильи» и посвятили победу в Кубке.

Футболисты «Севильи» праздновали, праздновали и праздновали. Они несколько раз пробегали по полполя и «рыбкой» бросались навстречу фанатам. Качали Дель Нидо, качали тренера Антонио Альвареса, качали Хесуса Наваса и Диего Капеля. Все-таки символично, что оба гола в финале забили воспитанники клуба.

А в качестве кульминации севильский орден шляпников устроил свой магический ритуал. Футболисты взялись за руки вдоль центрального круга и принялись танцевать «кан-кан». А к стоявшему в это время в центре поля Кубку подошел Дель Нидо, снял свою знаменитую шляпу и положил ее на Кубок. Дело было сделано. Кубок в шляпе!