9 мин.

Брюссельский капустник

В первые часы нашего знакомства Брюссель сделал все, чтобы у меня никогда не возникало желания сюда возвращаться. Еще до отъезда в Бельгию из пресс-службы столичного «Андерлехта» пришел ответ, что они не могут аккредитовать репортера без удостоверения Международной ассоциации спортивной прессы: за четыре года моей журналистской практики бельгийцы оказались первыми, кто вспомнил о существовании такой организации. Потом в главном туристическом центре, когда я поинтересовался, как мне добраться до своего отеля, мужчина с красивым бейджем «Tourist information» на груди, вежливо улыбнувшись, ответил:

– Извините, я не местный. Попробуйте спросить в каком-нибудь другом месте.

Плюнув на отель, я сразу поехал на стадион: вдруг еще остались какие-то билеты в кассах. Небольшая очередь возле «Константа Ванден Стока» подарила надежду. Но надежда умерла очень скоро, оставив мне только веру в безграничные возможности спекулянтов.

– Это мы ждем открытия клубного магазина, чтобы достать последние проходки на концерт в честь 100-летия клуба через две недели, – объяснили в народе.

До матча оставалось еще десять часов, спекулянтов в окрестностях арены видно не было, и я решил съездить в центр города, где, разумеется, столкнулся с очередным «сюрпризом». Оказалось, в мае цветочным ковром на «Гранд-Пласе» можно любоваться лишь на открытках. Цветами площадь украшают только к 15 августа – в честь праздника Вознесения святой девы Марии – и только в четные годы. Один Писающий мальчик порадовал: стоит на своем обычном месте, занят своим обычным делом.

За два часа до начала игры я снова у стадиона. Пытаясь идентифицировать в фанатской толпе перекупщиков, заодно знакомлюсь с представлениями о моде местных болельщиков. Самый простой способ для фаната «Андерлехта» выделиться из толпы – покрасить волосы в цвета родного клуба. Ну или купить футболку, которой больше нет ни у кого другого. Четырех выходов на поле и гола в ворота «Баварии» в Кубке УЕФА для 20-летнего сына Павла Яковенко оказалось достаточно, чтобы обрести в Брюсселе первого персонального поклонника.

Пока болельщики перемещаются между причудливыми автобусами, в которых продается неофициальная атрибутика клуба, и пабами, я продолжаю старательно искать спекулянтов. Подхожу к здоровому мужчине в спортивном костюме, темных очках и с барсеткой в руке. Находись я возле какого-нибудь российского стадиона, попадание было бы стопроцентным. Но только не в Бельгии.

– Э-э, парень, да кто ж тебе сейчас билет продаст! – снисходительно хлопают меня по плечу. – Они все еще два месяца назад закончились. У меня вот лично именной абонемент, и тут почти все с такими. Спекулянты сюда даже не суются – для них здесь просто работы нет.

Остается последний шанс – аккредитация. Хотя ведь ясно было написано: «It`s impossible to make you an accreditation!» С понурой головой и уже почти разбитой вдребезги мечтой сходить в Бельгии на футбол открываю дверь коморки, где сидят сотрудники клубной пресс-службы. А меня, оказывается, там уже ждут! «Фром Раша? Плиз, йо тикет». Вот и пойми их.

Решив проблему прохода на арену, со спокойно душой возвращаюсь на улицу – продолжать впитывать атмосферу футбола по-брюссельски. Еще когда утром шел к арене, поймал себя на мысли, будто иду на какой-то британский стадион. Очень уж английская в этом районе обстановка: дома красного кирпича по два-три этажа, пабы на каждом углу. С двух сторон «Констант Ванден Сток» обнимает роскошный парк. Туда болельщики заходят, чтобы освободить место в организме для очередной пинты пива и выкурить косячок. Хотя в Бельгии уже как пять лет снят запрет на курение марихуаны, в вопросах внутренней свободы местные жители пока очень сильно отстают от соседей-голландцев.

Настоящее столпотворение в фан-шопе: с вешалок снимают последние футболки юбилейного сотого сезона. Чтобы зайти в магазин, нужно отстоять минут десять на улице.

– Сегодня «Андерлехт» и «Брюгге» разыграют 10 миллионов евро, – рассказывают мне в очереди о главной интриге матча. – Хотя чтобы получить эти деньги, сегодняшнему победителю надо будет постараться еще в августе, в отборочном этапе Лиги чемпионов.

Обычно в матчах этих команд на кону стоит не только путевка в Лигу, но и титул национального чемпиона. Однако в этом году в разборки «Андерлехта» и «Брюгге» бесцеремонно вмешался хороший знакомый питерского «Зенита» – льежский «Стандард», расширив стандартный список претендентов на бельгийское золото до трех команд. И не просто вмешался, а уже досрочно выиграл чемпионство – первое за последние 25 лет. Если Льежу удастся сохранить тренера Прюдомма и свою суперталантливую полузащиту, то даже без Милана Йовановича (когда-то непутевого «железнодорожника» после 35 голов за два сезона теперь рвут на части европейские клубы) у «Стандарда» есть все шансы закрепиться в бельгийской элите всерьез и надолго.

Тот факт, что матч лишен чемпионского подтекста, мало смущает болельщиков «Андерлехта». Когда нынешний сезон подошел к рождественской паузе, брюссельцы отставали от «Брюгге» на 13 очков. Поэтому для них нынешняя ситуация, в которой можно снова помечтать о Лиге чемпионов – уже маленькое чудо. На стадион все идут с отличным настроением, и каждый веселится, как может. Кто-то фотографируется с талисманом клуба и пытается угостить его пивом. Жаль, отверстия в картонной голове слишком маленькие. А почтенный дедуля с задором кричит что-то в свой мегафон, заставляя окружающих хвататься за уши.

По форме и размеру (всего 26 тысяч мест, в ближайших планах расширение до 34 тысяч, в отдаленных – строительство нового стадиона на 50 тысяч) «Констант Ванден Сток» напоминает спичечный коробок. Но как только команды появляются на поле, из этого коробка словно пускают дракончика, поднимая температуру внутри до предельной. Из динамиков грохочет музыка, с трибун летит конфетти, на секторе фанатов «Андерлехта» разворачивают большой баннер. Какие-то мужчины в строгих костюмах приглашают в центр поля двух футболистов хозяев – полузащитника Ахмеда Хассана и форварда Мбарка Буссуфу. Последнему передают собственный портрет как приз лучшему футболисту сезона по версии болельщиков клуба. За что чествуют египтянина, мнения моих соседей по трибуне расходятся. По одной версии это какой-то трофей за победу на февральском Кубке Африки, по другой награда называется «African role model» и вручается Хассану как инициатору сразу нескольких благотворительных проектов на Черном континенте.

«Андерлехт» начинает очень мощно. На 17-й минуте отличается чех Влчек, когда-то игравший за московское «Динамо». У гостей пытается хоть как-то обострить игру лишь форвард сборной Бельгии Франсуа Стершеле, который через пять дней после матча погибнет в автокатастрофе. Остальные ограничиваются игрой на отбой и в кость сопернику. Уже на 27-й минуте «Брюгге» остается вдесятером. А всего через четыре минуты защитник «Андерлехта» Йелле Ван Дамме, как настоящий универсальный солдат, сначала образцово играет в подкате у своих ворот, а потом в этой же атаке прибегает на угловой к чужим и забивает второй мяч. Диктор стадиона на бразильский манер кричит «Г-о-о-л!», но хватает его только секунд на пять. Чего не скажешь об игроках «Андерлехта»: они до перерыва создают еще несколько голевых моментов, но щадят беспомощных гостей.

В перерыве, чтобы выпить пива, часть болельщиков покидает пределы стадиона и идет в пабы через дорогу. Бельгийцы пьют настолько много, что даже у титульного спонсора чемпионата – пивоварной компании «Жупилер» – не хватает привезенных на стадион запасов, чтобы напоить всех желающих. Среди закусок вне конкуренции картофель фри: если верить путеводителю, его в Бельгии едят больше, чем в любой другой стране мира.

Вторые 45 минут – какой-то сплошной акт нарциссизма в исполнении футболистов «Андерлехта». Упиваясь своим превосходством над противником, они играют вместе с трибунами в «Оле!», легко идут в обводку сразу на четырех соперников и бьют по воротам с любых дистанций. В середине тайма на табло показывают статистику: 15-0 по угловым, 13-1 по ударам в створ. Куда достойнее своих игроков держатся фанаты «Брюгге». Пытаясь перекричать весь стадион, они продолжают рвать глотки ровно так же, как в самом начале игры. И за это даже удостаиваются аплодисментов от столичной публики.

Послематчевые торжества получаются скромными. Игроки «Андерлехта» в полном составе раскланиваются фанатской трибуне, совершают символический круг почета и отправляются в раздевалку. Пускай команде и удался отличный спурт во втором круге, настоящим успехом в Брюсселе считается только первое место.

Дольше всех не уходит с поля Ахмед Хассан: для него этот матч – последний за «Андерлехт». «Констант Ванден Сток» стоя провожает капитана сборной Египта, который после продолжительной карьеры в Европе, как-то едва не забросившей его в питерский «Зенит», возвращается на родину и будет играть за «Аль-Ахли».

В пресс-центре местные журналисты, узнав, что я из России, тут же забывают о проблемах «Андерлехта» с «Брюгге» и наперебой начинают обсуждать Дика Адвоката. Несмотря на талантливую молодежь, которая на последнем чемпионате Европы дошла до полуфинала, взрослая сборная Бельгии сейчас вызывает только жалость. После домашнего матча с марокканцами в марте, который был с позором проигран – 1:4, в стране твердо решили, что команде нужен новый тренер. Адвокаат – самый желанный из всех кандидатов. И, как хочется верить бельгийцам, самый главный. Решили они так, прочитав его интервью голландскому журналу Trouw. Дик там признался, что после «Зенита» хотел бы работать поближе к дому и совсем не прочь возглавить сборную Бельгии, если там освободится место. Вера в приход Адвокаата только окрепла после недавних слов Николаса Ломбертса в местной прессе: «Наш тренер устал постоянно жить в гостинице».

Не захотелось под конец расстраивать наивных бельгийцев новостью, что «Газпром», по слухам, предложил Адвокату новый контракт. С годовым окладом в 7 миллионов евро. Поэтому, пожелав успехов сборной Бельгии, я распрощался с коллегами и поехал на автовокзал.