6 мин.

Готовность номер Eins

Утро выходного дня – пожалуй, самое трогательное время суток, возможное в австрийской провинции. Столица земли Коринтия, 90-тысячный Клагенфурт, просыпается настолько нерасторопно, что даже настроившись на активный экскурсионный маршрут, через полчаса, в очередной раз обходя центр города, начинаешь позёвывать, а через час принимаешься за неплохой по австрийским меркам кофе. К полудню, когда на улице с тобой здоровается десятый встреченный за день человек (а здороваться с каждым встречным здесь – часть этикета), чувствуешь себя одним из полноправных хозяев города. Всё равно ведь других претендентов нет.

Всё мало-мальски интересное, что есть в Клагенфурте, умещается на пяти-шести квадратных километрах. Осмысленно пользуются транспортом только желающие попасть в пригороды и на самое тёплое в Альпах озеро Вертезее. Оно знаменито на всю страну неплохим пляжем и парком с миниатюрными моделями известных зданий. Практически каждая городская площадь (вернее, площадочка) украшена статуей, у которой изо рта льётся жидкость, а на одной из мостовых мозаикой выложены гербы всех городов-побратимов Клагенфурта. Особенно трогательно смотрится кириллическая надпись «Душанбе».

Клагенфурт туристический – обладатель предсказуемой, как прогнозы Пеле, тысячелетней истории небольшого европейского городка, начинающейся убийством очередного дракона и заканчивающейся славным действующим бургомистром. Дракон готовится быть поражённым на главной городской площади в виде монумента, а бургомистр Геральд Шойхер отсчитывает последние дни до начала чемпионата Европы. Его сражение – с моралью хорватских, польских и немецких болельщиков – тоже войдёт в городские хроники, причём, при определённом стечение обстоятельств, как куда более кровопролитное, чем убийство какой-то там средневековой рептилии.

Наверняка, мечтая о Евро, городской глава видел во сне толпы веселящихся футбольных туристов, стоящих в очередях за местным пивом с 450-летней историей, и подсчитывал неведомые миллионные прибыли, но после жеребьёвки несомненно слегка схватился за голову от перспективы принять три самых жарких околофутбольных европейских противостояния этого лета. Тем более что от немецких и хорватских границ до Коринтии – полдня на машине, а из Польши – ночь на поезде. Впрочем, Евро в таком городке – всё равно большая победа для городских спортивных амбиций. 10 лет назад Клагенфурт претендовал на проведение зимней Олимпиады 2006 года, предложив интересный проект игр на 3 страны со словенцами и итальянцами, но уступил сперва Сьону, а затем Турину.

Попытки поговорить с кем-нибудь из местных жителей об их ожиданиях и опасениях разбиваются сначала об их воскресную немногочисленность, а затем о незнание английского или непонятный немецкий диалект. Бармен в одном из кафе, услышав слова «Евро» и «Мы из России», подбегает к плакату с расписанием матчей, где подробно объясняет, кто будет играть в Клагенфурте, а затем торжественно заключает: «А вообще вы, ребята, не туда приехали. Русские-то здесь не будут играть». И на том спасибо.

Куда больше клагенфуртских игр аборигенов, кажется, волнует австрийская сборная. Неделю назад парламент страны принял историческое решение – позволил рядовым гражданам украшать национальными флагами автомобили, и всё тут же залепили свои машины красно-белыми тряпочками. Но клагенфуртские патриоты пошли дальше и своровали все австрийские флаги с площади у городского музея, украшенной символами играющих в городе команд. Всё равно ведь их сборная сюда не приедет.

За 20 дней до Евро весь город, разумеется, пестрит всевозможным неофициальным футбольным креативом, органично вписанным в австрийские архитектурно-ландшафтные реалии. Единообразие обязательной программы принимающей стороны в виде растяжек, указателей и часов с обратным отсчётом до первого матча, разбавляют многочисленные потуги владельцев магазинов и лавочек максимально приблизить себя к европейскому футболу. Особенно усердны продавцы обуви – все витрины украшены флагами, объединёнными загадочным принципом. Под немецким орлом продают мужские ботинки, под польским – женские, а под хорватским триколором – детские.

Всё, что имеет к Евро непосредственное отношение, спрятано за заборами и прикрыто бдительной охраной. Милый особнячок в городском парке, предназначенный для штаб-квартиры УЕФА, закрыт на замок, а главная площадь города, украшенная пресловутым убийством дракона с одной стороны и Марией Терезой с другой, обнесена металлической решёткой. Где-то среди этого ансамбля скоро воткнут парочку больших мониторов и пригласят для просмотра игр всех безбилетников.

– Автобус до стадиона? Да какой угодно едет, – лениво делится большой тайной один из потревоженных клагенфуртцев. Кажется, одна мысль о том, что в июне в его город приедет куча незнакомых людей, заставляет что-то сжаться внутри.

«Гипо-Арена», к Евро-2008 увеличенная на 20 тысяч, снаружи кажется сначала либо большой стройкой в стадии завершения, либо очень временным сооружением. В ней что-то от мюнхенской «Альянс-Арены» и осиного улья. В суровые будни стадион принимает матчи местной «Аустрии Кернтерн», бьющейся за предпоследнее место в австрийской Бундеслиге. Рекорд посещаемости – 17 тысяч зрителей на матче с таким же аутсайдером, а полные трибуны стадион, вмещающий треть города, не собирал, кажется, ни разу. Жители окрестных таун-хаусов, обнесённых тридцатисантиметровыми заборчиками ещё мало представляют, что здесь будет в июне.

Окрестности «Арены» украшают несколько искусственных полей с разгуливающими по ним секьюрити и школа водителей мопедов. Охранники, завидев человека с фотоаппаратом, начинают шептаться в рацию. На просьбу пустить внутрь вежливо отвечают, что это, конечно, возможно, но только в понедельник и с разрешения специальной службы. Приходится довольствоваться видами строительных вагончиков, непонятно для чего предназначенных временных касс и пресс-центра, напоминающего поднятыми на столы стульями школу на каникулах. Также впечатляет один из входов на северную часть стадиона.

Последний пункт в клагенфуртском маршруте выходного дня – ближайшее к стадиону кафе – сначала удивляет отсутствием англоговорящих официантов, затем несвежими продуктами, а после согласившимся поговорить о Евро официантом Ральфом.

– Да ничего особенного не будет. Ну, приедут болельщики, мы тут флажки, может, повесим, на улице будем пиво продавать. А так чего бояться? У нас полиции много, – широко улыбаясь, заключает один из хозяев Евро-2008 и отправляется дальше разливать пиво. Завидное спокойствие.