8 мин.

Хождение по мукам

Сборная Англии нравилась мне с детства. Не знаю, почему, может, потому, что нравилось всё английское – язык, музыка, история. Ну и как-то так вышло, что, заинтересовавшись футболом, я стал тихо поддерживать эту команду. Все вокруг болели за Францию, Аргентину, Бразилию, Германию, было немало поклонников Италии. Часто можно было услышать, что тому нравится Роналдо, тому Зидан или Анри, и т.д. А мне нравилась Англия. Великих побед – нет, богов футбола вроде Пеле или Марадоны тоже нет, да и не сказать, что играют как-то фантастически. Но вот нравится, и всё.

Странно, но я даже как-то не удивился, узнав, что родина футбола – Англия. Удивление вызывало другое: вроде бы родоначальники футбола, а в послужном списке всего один кое как выигранный чемпионат мира.

«Кто виноват?» и «Что делать?» – два извечных русских вопроса, над которыми любят размышлять чиновники разных мастей. Проводя аналогии с традиционными провалами англичан на крупных турнирах, я думал: «А что, если бы?».

ЧМ-98 стал для меня первым из множества турниров, породивших вопросы подобного рода. А что, если бы засчитали гол Кэмпбелла? А если бы не удалили Бекхэма? Далее всё в том же духе. А что, если бы опять засчитали гол Кэмпбелла? А если бы Руни не получил травму?

Наконец, я пришёл к очевидному выводу: для победы сборной Англии нужны хороший тренер и хороший вратарь. Как всё просто – думалось мне. Однако на деле даже американцы не узнали, насколько хорош Роберт Грин, а сборная Германии добавила, что и хороший судья тоже не помешал бы.

С течением времени постепенно приходило понимание статуса, а может, и роли сборной Англии в международном футболе. Конечно, это не элита. Ни разу. Не может элитная команда иметь в активе один кое как выигранный чемпионат мира. Нет, это не ровня Франции, Германии, Италии, Бразилии, Аргентине и т.д. Просто из-за богатого исторического антуража противостояний со всей Европой и могущества АПЛ складывается такое впечатление, что Англия крутая. Ну, это же Англия, в конце концов. В то же время как-то не могу отправить ее в компанию одинаково разных Швейцарий и Австрий.

Наверное, сборная Англии – это «Тоттенхэм». Такая же невезучая, с амбициями, порой сильная, но всё равно в итоге я буду обреченно рассуждать про очередные «если». Боевая героическая ничья Англии с вылетом по пенальти - даже не деревянная медаль, но что-то вроде ожидаемого максимума.

Матч Англия – Германия на прошедшем Евро понравился мне больше всех остальных. В этот раз я верил в победу, причем эту веру нельзя было назвать иррациональной. Это будет не избиение Англии, но битва. Атмосфера была настолько мощной, что передавалась через телевизор. Меня немного смущало, что на фоне монструозных Нойера и Крооса бестрофейные Харри (Кейн и Магуайр) выглядели не очень солидно, и как-то терялось ощущение наэлектролизованного воздуха от предстоящей битвы титанов. Даже такие глыбы, как Лэмпард и Терри ничего не могли сделать с Манншафт. А эти…

Англия победила. С трудом – все-таки это Германия, уверенно – игроки знали, что и как им делать, не без везения – но это вообще важный элемент игры. Не могу сказать, что эта победа как-то окрылила меня, вдохновила, или стала каким-то переломным моментом в истории Англии. Но победа – большая. У англичан вообще мало таких вот значимых побед, которые можно занести в актив. Так что я был рад. Это был тот момент, когда Англия играла на равных, а то и даже лучше, чем Германия. В этом матче Англия и Германия были равновеликими в своей силе – по моему мнению.

Я не был уверен в выходе финал, учитывая разыгравшуюся Данию, но рассчитывал на очень сложную и неочевидную победу. Так и вышло, победа была такой же очевидной, каким был пенальти – то есть не очень. Однако меня это не сильно волновало. Стерлинг – не первый и не последний ныряльщик в футболе. Матч уже не переиграть. Будем считать, что это наш ответ Симеоне, компенсация. Дания тут ни при чем, разумеется, но в футболе такое случается. Когда назначат такой же пенальти в ворота Англии – я просто приму это как часть игры. Никуда от этого не деться.

Странно, но выход в финал меня не очень обрадовал. Может, дело в том, что Англия прошла в финал ожидаемо. Но блин, Англия в финале – это же если не сенсация, то явно что-то из ряда вон. С 98 года я ждал победы англичан, и за все эти 22 года они сподобились только на один полуфинал. А тут финал. Вроде и не должен верить в это, но они в финале. И всего в одной победе от кубка.

Все эти 22 года побеждали и радовались кто угодно, только не англичане. Бразилия, Италия, Испания, Германия, Франция, Португалия. Даже Греция. Только не Англия. А теперь достаточно один раз победить, и всё?

Верил ли я в победу? Наверное, сборная Англии действительно добилась определенного прогресса, потому что в победу я не верил, но деловито предполагал, что если игроки сыграют так же хорошо, как против Германии, то можно будет победить.

Перед финалом мне пришла в голову мысль: лучше бы Англия никуда не выходила, проиграла с честью и достоинством в серии пенальти или после липового удаления, чтобы опять ссылаться на «если бы», делать глобальные выводы, готовить новое поколение и снова надеяться. Но когда побеждать, если не сейчас? Ждать опять полвека? Вы в курсе, сколько лет королеве Елизавете?  

Гол Люка Шоу и обрадовал, и насторожил одновременно. Я слишком хорошо помню, чем в итоге заканчивались матчи, в которых Англия уверенно начинала игру. Майкл Оуэн дважды открывал счет в играх против Бразилии и Португалии. Дальнейшее течение игры до тех пор, пока Италия не оклемалась, меня просто потрясло. Англичане играли очень уверенно и мощно, словно готовились забить ещё несколько голов. Много передач низом, продуманная геометрия атак, превосходство чуть ли не всех участках поля.

Я даже успел подумать, что наступил переломный момент во всей истории английского футбола. Англия сжимала кулак как Джордж Макфлай, готовясь нанести мощнейший удар в рожу Биффа Таннена, и забрать Лорейн Бэйнс – то есть кубок. Неужели такое вообще бывает?

«Спартак-2017», «Ливерпуль-2020» подтвердят, что да, бывает. Но «Байер» и «Тоттенхэм, грустно так улыбаясь, разводят руками, дескать, ты не одна такая, Англия.

Лучше бы Италия просто разгромила эту Англию – по игре и по счету. Тогда не было бы так обидно. Что было бы, если бы Англия сыграла чуть смелее? Это самое свербящее в душе «если бы» за все 23 года, что я разочаровываюсь. Может, нужно отменить серии пенальти? Пусть они не считаются, ведь англичане не умеют их бить. Трудяга Пикфорд сделал всё, что мог. Вы видели его эмоции, когда к точке подходил Жоржиньо? Он мобилизовал всю злость, что была. Он до последнего верил, что отобьет удар. Я вот не припомню даже, когда мне было так жаль вратаря, который сделал для победы всё – и проиграл. Была дуэль Нойер – Касильяс в 12 году, но жалеть Касильяса? Вы серьезно? Пожалуй, Каньисарес и Кан в 2001 году выдали эпичную битву в серии пенальти.

У Англии для победы было всё – мощный состав, поддержка «Уэмбли», быстрый гол, преимущество по игре. Я нисколько не обесцениваю усилия Италии, нет, и не говорю, что Англия проиграла сама себе. Просто ведь действительно у Англии было всё. И даже вратарь, который вытащил два пенальти в серии. И всё равно.

Я не испытывал какое-то большое шокирующее разочарование, как, например, фанаты Италии в 2000 году, потому что Англия умирала медленно. Сначала гол духовитого Бонуччи, а Италия уже давно выровняла игру, и вообще лучше смотрится. В памяти опять всплыли картины из прошлого (98, 2004, 2006, 2012): счет равный, соперник играет лучше, не боится идти вперед, Англия терпит до пенальти и …

Это особый вид мазохизма – болеть за эту команду. Лично я для себя давно определил, почему мне нравится та или иная команда. Игра может меняться, составы тоже, успехи и провалы чередуются. Это всё переменные величины. Но есть что-то постоянное – это эмоции, которая дарит команда. Можно уважать характером немцев, любоваться техничной игрой испанцев, восхищаться, ощущая при этом себя стратегом и тактиком, сборной Италии, которая каждый раз влюбляет в себя весь мир и даже проигрывает красиво. Можно. Мне же нравится, что Англию не любят и даже презирают. Это всё как-то странно, но это действительно так.

Вот она после финала – обруганная за высокомерное «It’s coming home», скучную игру, нырки Стерлинга. Но этот слоган продвигают фанаты, скучная игра – для победы, а ныряет не только Стерлинг, но, например, и куда более нагло – Фабио Гроссо. Да и вообще миру трудно любить Англию, когда есть Италия - которая исторически ассоциируется с обороной, плевками Тотти и провокацией Матерацци. Или это другое?

Разумеется, это однобокий взгляд на Италию. Это великая команда, великая футбольная культура, а игра скуадры в обороне порой являлась искусством. Я понимаю тех, кому нравится Италия. Может, я бы даже и сам болел за нее. Но для меня это было бы слишком … очевидно. Слишком легко. Легко радоваться победам, легко находить футбольных единомышленников. А ты попробуй найди того, кому нравится Англия с ее вечными неудачами и скучной игрой. Но если и есть такие люди, то это уже очень интересно. Может, они думают так же, как и я?  

Поражения учат больше, чем победы, значит, Англии ещё есть чему учиться. В сухом остатке сборная действительно добилась внушительного достижения. Это может прозвучать слишком смело и банально, но мне хочется, чтобы этот финал стал не разовой вспышкой, а началом пути, по которому футбол вернется домой. В этот раз он был близок к этому как никогда раньше.