5 мин.

Фаер в Черногории, как зеркало нашего настоящего и будущего

выа

 

Для начала стоит внести ясность и четко обозначить главные моменты. Фаер, брошенный в Игоря Акинфеева, не имеет никакого отношения к футболу и спорту. Тот человек, который пришел на трибуны и бросил этот фаер – не имеет никакого отношения к фанатам футбола. Он не черногорец, показывающий этой выходкой свое пренебрежение перед вратарем из России. Он просто отдельно взятый элемент маргинальной прослойки фанатского движения. Той прослойки, которая присутствует в фанатских движениях и более развитых странах, нежели республика Черногория. Например, среди российских фанатов. И об этом нужно задуматься. Особенно сейчас, когда в руках этих маргиналов появилась осязаемая идеология реваншизма, радикального национализма и прочего абсурда сегодняшнего дня.

Ведь что в идейном смысле движет подобными фанатскими группировками? Что заставляет их устраивать «фаер-шоу» и задымлять сектора?

Точно не спорт и не футбол. Большие стадионы мира и большие матчи на них уже десятилетиями обходятся без подобных вещей и футбольная атмосфера от этого нисколько не страдает. Каждый, кто был на секторах вовремя топовых матчей Лиги Чемпионов или главных дерби ведущих лиг Европы, подтвердит – фанаты там безумствуют. Они заряжаются футболом и поддерживают свою команду. Никто не скучает без поломанных кресел и перебранок с полицией. Никто не хочет что-то поджечь, чтобы получить «истинное наслаждение». Оно есть и без этого. На поле и в сердце.

Так если это все не про футбол и не про спорт, то тогда про что это?

Это про раскультуренность. Это про необразованность. Это про маргинальность. Это не про политику даже, это про общественное устройство. Иногда просто так случается. В обществах, которые переломили по вертикали – от этой вертикали откалывается кусок и начинает жить сам по себе. Вопреки и против. Кресла выламывают не для того, чтобы выплеснуть агрессию – их выламывают, чтобы выплеснуть ненависть против системы. Против обычной обывательской системы, в которой у этого «фаната» нет ни единого шанса быть счастливым. Не против наций, людей, рас выступают радикальные фанаты – они выступают против норм и правил жизни, которые одним позволяют каждые выходные приезжать в торговый центр и закупать полный джип потребительского благополучия, а вторым собирать тележки, оставленные на стоянке после первых. Классовое неравенство, «белая и черная кость» – как вам будет угодно, но все растет именно оттуда.

В этой почве приживаются идеи национального превосходства и национального реваншизма. Для любого образованного человека, желающего воспитывать своих детей в развитом обществе, понятно, что доблесть нации добывается не в мелких конфликтах и трусливых войнах, а совсем в другом. Для него очевидно, что нет ничего достойного уважения в том, чтобы заявлять на весь мир о своем превосходстве. Превосходство нации определяется её уровнем жизни, её интеллектуальным потенциалом, её возможностями инноваций и прогресса, а все это мир перенимает сам по себе. Без натисков и завоеваний. Именно так хочет жить современный человек в XXI веке. Он хочет прожить долгую счастливую жизнь с массой возможностей. С хорошей медициной и общим уровень здоровья нации. С развитыми и доступными технологиями. С современными институтами общественного устройства. Все это хочет любой здравомыслящий человек. Хочет для себя и для своих детей. Этому человеку не придет в голову кинуть фаер или выломать кресло. У него есть возможность снять стресс десятком более уместных способов.

Но когда стремление к лучшей жизни ограниченно, когда сверху и снизу в тебя вкладывают идеи национального превосходства на пустом месте – тогда и появляются те, кто хочет кинуть фаер в противника его страны. Для него это просто, ведь он доказывает правоту своей идеи: «нас унижали - теперь унизим и мы». Этот реваншизм заточен под уже готовую почву классового неравенства. Что-то вроде векового «кто был никем, тот станет всем». Вчера ты подаешь сюртук, а сегодня ты сам господин. Вечная мечта любых маргинальных слоев. Без образования, без карьеры – сразу в «дамки». В России к этому можно добавить «бандитскую романтику», но та хотя бы имеет свои четкие правила и внутреннее самоустройство, которого нет среди радикального фанатизма. Он хаотичен и привязывается к любому общественному конфликту. Достаточно банального бытового конфликта, в сути которого нет ни грамма национальной розни, просто один представитель одного этноса и еще один другого. И все. Пламя возгорается. На простую драку в клубе надевают мантию вековых разборок народов.

Нужно научить себя пресекать подобные вещи в зародыше. Научиться четко реагировать на любую муть псевдоисторических параллелей и ультрапатриотических начинаний. Нет никакого господства одной нации над другой, а если есть, то это фашизм. Нет никакой разницы в том, черная у тебя кожа или белая, а если есть, то это расизм. Нет никакого доминирования одного слоя населения над другим, а если есть, то это диктатура.

Если мы читаем в комментариях или слышим от знакомых несогласие с этими утверждениями, то мы должны говорить прямо, что они не правы. Нам сложно будет это объяснить. Очень сложно растолковать националисту, почему «избранность великороссов» – это псевдоисторический бред фолк-историков. Сложно, потому что у националиста нет никакой исторический и научной грамотности. Он просто напичкан вырванными из контекста идеями и суждениями. Но все равно нужно пытаться. Нужно добиваться того, чтобы любая ультраправая и радикальная выходка предавалась осуждению. Просто по факту. Без обоснований и без многослойных размышлений. Без того, что есть, например, сегодня: «США развязала войну на Балканах и поэтому черногорец кинул фаер в русского». Все это бред и полнейшая безграмотность. И так каждый раз. На каждую выходку и на каждый всплеск фанатской агрессии.

Только так можно победить расизм в России. Только так можно сделать сектора чистыми от радиальных националистов. Только так можно заставить их задумываться о собственной жизни, а не искать выход для своей несостоятельности в маргинальных кругах. Это важная общественная работа. Для каждого из нас. Это гражданская платформа и её обязательства.