5 мин.

Юнайтед. Мюнхенская Трагедия.

Их называли «Малыши Басби». Группа необстрелянных юнцов, которую по протекции своей правой руки и тренера молодежной команды Джимми Мерфи ввел в основной состав «Манчестер Юнайтед» великий  менеджер Мэтт Басби, метеором взлетела на английскую футбольную авансцену. Юные манкунианцы принялись крушить всех без разбора и без особых проблем выиграли два подряд чемпионата Англии в 1956 и 1957 годах. Многие из них уже дебютировали за национальную сборную, а Данкан Эдвардс так и вовсе считался восходящей звездой мирового масштаба. Казалось, что их всех ждет безоблачное будущее и международная слава, но… Судьба решила иначе.

6 февраля 1958 года самолет с «Манчестер Юнайтед», спешившим в Англию из Белграда  с полуфинала Кубка Чемпионов, на борту, разбился при взлете в мюнхенском аэропорту, где он останавливался для дозаправки. Эта страшная трагедия унесла жизни 23 пассажиров из 44, в том числе -  восьмерых из «малышей Басби». Сам же Басби получил тяжелейшие ранения. Руководство уже почти приняло решение о прекращении существования клуба, но все тот же Джимми Мерфи, который не полетел в Белград, поскольку выводил в те дни сборную Уэльса на Чемпионат мира-1958, не дал им этого сделать, и он практически с миру по нитке собрал новую команду, вышедшую  19 февраля на кубковый матч с «Шеффилд Уэнсдей». С этого момента фактически началось возрождение клуба, увенчанное победой в Кубке Европейских Чемпионов десять лет спустя и слезами Бобби Чарльтона.

Именно об этих событиях и рассказывает нам британский фильм «Юнайтед. Мюнхенская трагедия», снятый BBC для показа по ТВ. За этими сухими строчками описания сюжета лежит без преувеличения одна из величайших спортивных и человеческих трагедий XX века, которая должна была поставить крест на клубе, но вместо этого сделавшая его легендарным и уважаемым во всем мире. Знаете, мне хотелось бы пожать руки всем, кто работал над этой картиной. С мизерным по голливудским меркам бюджетом, с полным отсутствием звезд, британским телевизионщикам удалось снять одну из сильнейших драм последних лет. Да, у фильма есть огрехи и шероховатости, но он настолько искренний и трогательный, настолько честный, что просто не поднимается рука поставить ему ниже десятки. А постановка – практически филигранная. С пафосом  нигде не пережимают, слезу не выдавливают и погружение в эпоху стопроцентное. Причем что самое главное – понять и принять картину могут и те, кто в футболе не понимает ничего и никогда об этой трагедии не слышал. И сама катастрофа снята так, что трясутся поджилки, хотя тут нет никаких спецэффектов. Это дорогого стоит.

Актеры в фильме замечательные. За исключением, пожалуй, Дюгрэя Скотта и Дэвида Теннанта, знакомых лиц тут нет. Первый хоть и играет самого сэра Мэтта Басби, но роль у него небольшая. Тем не менее, Скотт в ней очень хорош, особенно в финальном монологе, когда он в первый раз выступал перед командой после катастрофы. Образ несгибаемого мужика и настоящей глыбы ему удался на все сто. Юного Бобби Чарльтона играет Джек О’Коннелл. Чарльтон здесь фактически является центральным персонажем, от чьего лица и ведется повествование.  Он еще не тот лысеющий харизматичный лидер, каким мы его знаем из истории футбола. Пока он еще романтичный юноша с горящим взором, любящий своих друзей, готовый рвать и метать вместе с ними за родной клуб. Катастрофа стала для него не сколько физической – Чарльтона вместе с креслом выбросило на 60 метров, и он каким-то чудом отделался лишь царапинами – столько психологической травмой. Трудно поверить и трудно понять, что те, с кем он еще недавно переодевался в одной раздевалке, с кем тренировался, с кем проводил время после игр, погибли, что их уже не вернуть никак. Но Чарльтон с этим справился и стал одним из величайших игроков в истории, обладателем рыцарского титула. О’Коннелл в этой достаточно непростой роли неплох и, несомненно, вызывает симпатию.

Но самый яркий персонаж  у Дэвида Теннанта, выступившего в роли Джимми Мерфи. Настоящий патриот клуба, верный соратник Мэтта Басби, человек, спасший и возродивший МЮ и отличный тренер. Сыграно просто потрясающе и с ним в фильме связано немало мощных эпизодов. На мой взгляд, сильнейший момент картины – это плачущий навзрыд Мерфи где-то в коридорах мюнхенской больницы после того, как он увидел, что стало с его ребятами. Рядом с этим моментом не стояла и сотня голливудских блокбастеров, за редким исключением лишенных души.

Пожалуй, данное кино – едва ли не лучшее из того, что я увидел в прошлом году. Даже не ожидал, что оно настолько меня зацепит своей искренностью и честностью. После просмотра вы, может и не будете болеть за «Манчестер Юнайтед», но не зауважать его невозможно. Ибо это действительно великий клуб.