15 мин.

Фанат ХК «Ак Барс»: Для игроков «Ак Барса» кажется дикостью, что я езжу за свой счет за командой через всю страну

И все же один из болельщиков не теряет надежды покорить эту сибирскую равнину и открыть для себя на карте КХЛ новую ледовую арену. Только в этом сезоне Рустем Гатауллин уже успел побывать и в Сочи, и во Владивостоке, а самое сложное и интересное приключение казанец оставил напоследок.

Корреспондент спортивной редакции KazanFirst пообщался  с фанатом «Ак Барса», чтобы узнать, какие сложности предостерегают ожидают любителей хоккея вдали от родного дома и как хоккеисты относятся к такой инициативе своих поклонников.

 

«Было бы желание и интернет в помощь»

 

– В этом году я побывал в семи городах. Это Сочи, Подольск, Москва, Екатеринбург, Новокузнецк, Владивосток и Хабаровск. В планах съездить в Омск 10 января. Вообще,  начинал регулярку с четверника ( 4 гостевых матча кряду, без заезда домой), хочется им же и завершить гладкий сезон. Так что в последних играх тоже рассчитываю поддержать нашу команду в других городах, среди которых есть и Ханты-Мансийск.  

– Прежде, чем поговорить с тобой о недавних подвигах, хочется спросить, а с чего все началось?

– Самостоятельно я начал ездить с апреля 2006 года. Все началось с Ярославля. Это была полуфинальная серия чемпионского для «Ак Барса» сезона.

– Если посмотреть, круг твоих интересов охватывает именно города Урала, Сибири и Дальнего Востока. Стоит ли считать, что между фанатами «Ак Барса» представляющих города Западной (Москва, Рига, Минск) и Восточной (Казань, Екатеринбург, Астана) конференций есть негласное разделение по регионам и даже странам? 

– Нет, никаких джентльменских соглашений никто не подписывал (улыбается). Просто нам, казанцам, легче отправиться в Екатеринбург, а москвичам и рижанам – в Хельсинки. Эти выезды между собой сопоставимы по времени. Если поступить наоборот, то дорога будет занимать больше суток. Но наши ребята также ездили и в Минск. Так что, фанатам «Ак Барса» все дороги открыты несмотря на географическую приписку. Сам я тоже планировал в этом сезоне отправиться на Запад, но не успел вовремя подать документы на загранпаспорт.

– Это единственное, что останавливает тебя от поездки в Ригу и Хельсинки?

– В сущности, ничего сложного отправиться в заграничный выезд нет. Просто многие смотрят на карту и пугаются расстояний. Но здесь главное – добраться до Москвы, а там есть рейсы в любом направлении. Было бы желание и интернет в помощь.

 

«Путешествие на поезде по стране – окно в другой мир»

 

– С повсеместным распространением интернета выезды пробивать стало легче?

– Конечно! Когда не было интернета, фанаты не владели информацией. Болельщик приезжал в Москву и не знал, во сколько у него отправляется поезд в Минск: сутки ему по столице слоняться или есть всего полчаса, чтобы с одного вокзала до другого добраться. А сейчас можно рассчитать весь путь, не вставая с дивана.

– Значит поезд – самый фанатский вид транспорта?

– Сам я предпочитаю путешествовать на самолете. До Хабаровска по железной дороге – неделя в одну сторону. Если честно, у меня нет столько свободного времени.  У нас игры идут через день, а хочется посетить как можно больше городов и арен.

Конечно, в таком размеренном путешествии  есть своя доля романтики. Можно посмотреть на нашу бескрайнюю родину, а не любоваться облаками через окно иллюминатора. Например, когда я в первый раз поехал на поезде в Омск, то очень удивился, увидев из окна нефтяные качалки. Зрелище было незабываемым. Это просто другой мир.

– А насколько удобный для фаната, регулярно пробивающего выезды в этом сезоне, график выступлений «Ак Барса»?

– Очень удобный календарь, как раз для болельщиков! Если взять турне по Дальнему Востоку, то мне не пришлось наматывать ненужные крюки. Все шло четко, согласно географической приближенности: Владивосток, Хабаровск, Новокузнецк, Новосибирск. При этом так удачно сложилось только у «Ак Барса»: все 4 города подряд и без возвратов. В сущности, весь календарь составлен очень грамотно, везде есть стыковка. Летать из Омска в Москву, чтобы потом вернуться в соседнюю Астану еще не приходилось, да и вряд ли придется. При составлении графика, такие вещи четко планируются. 4 игры на выезде и 4 дома – оптимальное решение.

 

«Владивосток? Теперь есть о чем рассказать внукам»

 

– Твой выезд во Владивосток бурно обсуждался в фанатской хоккейной среде Казани. А зачем тебе понадобилось лететь через всю страну? Ради нескольких часов просмотра хоккея?

– У меня в школе была мечта посетить в Ярославль. Не знаю почему, но меня тянуло в этот город. Я его даже на картинках не видел, просто из-за названия. В итоге, я своего добился. Дальше был Нижний Новгород, потом Владивосток и Хабаровск. Меня многие спрашивали: а зачем? Но мне сейчас 28 лет, семьи и детей еще нет. Пока я свободный художник: что хочу, то и делаю. Конечно, родители и родственники переживают, но я им объясняю: «Когда я еще туда полечу? Когда мне будет 40 и появится семья, сделать этого я уже не смогу». Нисколько не жалею о своих дальних выездах, теперь есть о чем рассказать внукам (улыбается).

– В этих городах «Ак Барс» не стал ломать привычное расписание и продолжал жить по московскому времени, отправляясь на тренировки глубокой ночью. А как у тебя было с адаптацией к смене часовых поясов?

– Это было самым тяжелым. Меня предупреждали о проблеме, но я считал ее надуманной и несущественной. День и ночь смешались воедино, во Владивостоке спать приходилось по несколько часов. Адаптировался только на второй день пребывания в Хабаровске, а отсыпался уже позже, когда прилетел в Казань. 

– Успел осмотреть местные окрестности при свете дня, когда на родине все готовились залечь на боковую?

– Боролся со сном, но старался выбираться на прогулку именно днем. Потому что бродить по ночам в чужом городе не очень хотелось. Хотя на тренировку «Ак Барса» в Хабаровске в два ночи наведывался. Это у хоккеистов режим: им скажут спать – значит спать. А мне кто и что скажет?

 

«На последний выезд ушло около 70 тысяч»

 

– Кстати, хоккеисты наверняка замечают, что один и тот же болельщик следует за командой даже в самые отдаленные уголки родины. Как они реагируют? Узнают, хотя бы?

– Раньше я подходил здороваться, теперь уже и им самим подойти не считается зазорным. Постоянно спрашивают, как дела. В Нижнекамске Саша Бурмистров выражал надежду, что полечу за командой в Хельсинки, но не сложилось. Им приятно такое внимание. Но с другой стороны они удивляются таким поступкам. Для большинства игроков кажется дикостью, что болельщик ездит за командой через всю страну и за свой счет. Они не понимают моих мотивов, но вместе с тем радуются, что это происходит. Например, в Хабаровске, когда я стоял один на трибуне, все хоккеисты подъехали к сектору, подняли клюшки и поблагодарили. 

– Сколько денег ушло на этот выезд?

– Примерно, 60-70 тысяч. 

– Это месяц проживания в самых шикарных отелях Египта, где все включено! Не жалко такой размен проводить?

– Так я загранник не успел оформить (смеется). На самом деле, я приверженец активного отдыха. Не хочу бесцельно лежать на пляже и загорать, когда  поездка во Владивосток принесет мне гораздо больше удовольствия.

– У твоей поездки в самое Восточное турне была еще и парламентерская миссия. Расскажи об этом.

– Палки Кузьмича?  Даже в самых дальних городах у «Ак Барса» есть болельщики. И там людям тоже хочется иметь фанатские «розы», палки-стучалки. Если заказывать через интернет, то посылка придет нескоро. А так – местный фан-клуб «ОСКАЛ» старается через меня передать для соратников из отдаленных городов все необходимое. На местах люди благодарят, что их не забывают. В Новокузнецке, например, местные фанаты «Ак Барса» узнав, что я улетаю в 4 утра, проводили до самого аэропорта. Мы не были знакомы, нас объединила любовь к клубу.

Кстати там со мной приключилась забавная ситуация: в кармане у меня лежали билеты из Новокузнецка до Москвы и далее до Казани. Но именно мой рейс на Москву откладывался, тогда как две другие авиакомпании без задержек выпускали самолеты по тому же маршруту. Закон подлости! При этом, если бы я опоздал на стыковку, то денег бы не хватило даже на место в плацкарте. Пришлось немало понервничать, но, к счастью, все обошлось. Прилетел в Москву даже раньше положенного.

 

«В Новокузнецке местные направляли гнев на «Ак Барс», но меня не трогали»

 

– А как реагируют местные болельщики, не из числа поклонников «Ак Барса», что подчас на гостевой трибуне стоит одинокий парень в символике противников?

– Пока все обходилось нормально! Но обычно я беру место за скамейкой с игроками «Ак Барса», потому что билеты на гостевой сектор в связи с отсутствием спроса продают местным. Матчи «Ак Барса» собирают аншлаги практически в каждом городе.

Во Владивостоке со мной фотографировались. В Хабаровске трибуны болели за «Амур», в Новокузнецке – против «Ак Барса», но меня фанаты не задевали, направляя гнев на игроков.

– Не страшно одному  во враждебной обстановке на выездах?

– Бояться нечего, конфликтов в хоккейной среде не бывает. А вот морально одному очень тяжело на выездах. В дороге за разговором можно время скоротать. Но даже когда я летел 8 часов во Владивосток, то в соседнем кресле сидел китайский крестьянин. О чем мне с ним поговорить и главное, на каком языке? В гостинице тоже единственный друг – телевизор. В такие минуты, бывает, набираю журналиста клубного телевидения «Ак Барса» Сергея Малимонова, чтобы услышать родную речь и узнать последние новости из стана команды.

– На карте КХЛ еще остались не покоренные города?

– Далеко за примером идти не придется. Это Ханты-Мансийск, где сегодня будет играть «Ак Барс». Планирую посетить Югру в конце регулярного сезона. Наравне с Астаной, это самый тяжелый выезд, туда можно добраться только на самолете, но рейс не каждый день. Пока коплю деньги. Есть вариант поехать на поезде с последующей пересадкой на автобус, в котором придется трястись 6 часов, но это сложный путь. Терять неделю из-за одного матча глупо, непрактично и не целесообразно.  

Кстати, когда я находился во Владивостоке, то совсем не ощущал, что это край России. В других городах всегда можно уловить нотки Казани. На выезде ностальгия накатывает постоянно, особенно когда заглядываешь в карту России и понимаешь, какое расстояние тебя отделяет от дома. Например, в Екатеринбурге их центральная улица Ленина очень похожа на нашу Баумана. Так и подмывало взять такси и отправиться домой на Квартал. Но обычно их моторы имеют привычку опаздывать на 40 минут. Зная эту особенность местного сервиса, как-то заказал сразу несколько машин еще в начале третьего периода матча с «Автомобилистом». Так они все буквально сразу подъехали. Пришлось перед всеми извиниться, а одного оставить, и платить за простой. Боялся опоздать на самолет и немного переплатил для подстраховки.

«Хоккеисты «Ак Барса» предлагали деньги, но я отказывался»

 

 – Есть смысл ездить в те города, где уже бывал?

– А как иначе? Команда же ездит. В тот же Ярославль готов кататься по 4 раза в сезон.

– Хоккеисты помогают финансово?

– Предлагали. Возможно, мне никто не поверит, но я отказывался. С пустым кошельком на выезд все равно никто не отправится. Зачем мне лишнее и чужое? Чтобы вместо кефира с булочкой в пиццерии покушать? Это может войти в привычку. Я считаю, что некрасиво брать деньги у игроков за то, что приехал поддержать команду на выезде. Если возникнут трудности, то я, скорее, подойду к администратору «Ак Барса» Рустему Кашапову с просьбой посодействовать с покупкой обратного билета. А так, даст мне условный Свитов денег, но вдруг я не куплю билет. Нет, лучше я попрошу у капитана его закаленную в боях игровую сетку по окончании сезона. Для меня это дороже денег!

– Что обычно кладешь в дорожную сумку? Коран?

– Коран не беру, только личные вещи. Футболки, тапочки. Раньше брал у друга тюбетейку. Эта традиция пошла еще с 2009 года, когда мы завоевали кубок Гагарина в финальной серии с «Локомотивом». Впервые ее примерил в перерыве, в то время «Ак Барс» как раз уступал в счете. В итоге мы выиграли, а тюбетейку нарекли фартовой. Потом, где бы я ни появлялся в ней, наши всегда побеждали. И только на последних матчах оставил тюбетейку в Казани, однако, «Ак Барс» и без этого смог взять вверх над всеми противниками.

– Как считаешь, почему не бывает массовых дальних выездов из Казани?

– На дальние расстояния, в основном, ездят старожилы. Как правило, это взрослые люди, у которых есть стабильный источник дохода. Конечно поездка в Екатеринбург или Москву «туда-обратно» на сидячем месте в поезде в среднем обойдется в 1300 рублей. Да сидячее, но так и на автобусе места не лежачие. Уехал в понедельник вечером и вернулся в среду утром. На все про все один день, дорога в Нижнекамск займет времени немногим меньше. Но все упирается в деньги. Среди болельщиков немало студентов, а откуда у них лишняя наличка? Для них и пятьсот рублей серьезная сумма, на которую можно неделю прожить. А взрослые катаются, но там уже другие проблемы: семья, дети, работа, отпуск.

Оригинал: http://sport.kazanfirst.ru/feed/28931 

Дата: 05.12. 2014 г.

Фото: Из личного архива Рустема Гатауллина