6 мин.

«Георгич, дорогой!». Памяти Леонида Киселева

Блог «Руд Буллит» вспоминает самого главного специалиста в истории «Авангарда» и представляет себе ситуацию, где Леонид Киселев в свое время не остался бы в Омске.

Наверняка все помнят суть фильма «Эффект бабочки»: одна исправленная мелочь – и все будущее меняется до неузнаваемости. Откажись Леонид Киселев в начале 90-х от работы в клубе, где уже не было и не предвиделось спонсора (да и будущего как такового тоже) – совершенно неясно, где бы сейчас оказался омский «Авангард»: искал деньги на новый сезон КХЛ или же готовился к чемпионату Высшей лиги в статусе чьего-нибудь фарм-клуба, а может и того хуже – кормился бы с футбольным «Иртышом» у мэрской кормушки где-нибудь в турнирных подвалах РХЛ. Да, мрачновато для омских болельщиков, но просто сомневаюсь, что тогда нашлись бы другие энтузиасты, готовые параллельно с тренировками и управлением клубом еще и заниматься авто-, нефте-, алко-, продуктовым и прочим бизнесом, лишь бы удержать игроков в команде, да и саму команду. Настолько преданных хоккею людей я в своей жизни, к сожалению, больше не встречал. Не познакомился бы тогда и Леонид Полежаев с омским хоккеем – не с чем было бы знакомиться, да и некому это знакомство проводить, не было бы у Омска бронзы-96, серебра-2001 и наверняка золота-2004, не узнал бы российский хоккей связку Затонский – Прокопьев – Сушинский. Последнего как раз и пригласил в Омск Киселев. Все эти «бы», к слову, для того, чтоб лучше представить неслучайную роль этого тренера в истории российского и, в первую очередь, омского хоккея.

Но даже если б Леонид Киселев в 92-м году согласился на предложение из других клубов, он в любом случае потом вернулся бы в Омск – слишком он любил этот клуб; и даже в такие моменты, когда прежнее руководство «ястребов» запрещало службе безопасности пускать его на «Арену». Охранникам тогда было очень неудобно, но Леонид Георгиевич понимал их положение и даже не вступал в полемику.

На моей памяти, если этот специалист вообще и злился, то не на людей, а на ошибки, которые те совершают. Даже Анатолий Бардин, который имел отношение к отлучению Киселева от «Авангарда», консультировался с ним в середине-конце 00-х годов – они были соседями и довольно часто пересекались. Все эти рассказы вы можете найти в различных интервью – к счастью, этот специалист всегда очень тепло относился к журналистам и был всегда открыт для них. Мне даже повезло в свое время вести его блог на одном спортивном омском сайте. Встречались в те годы мы регулярно, но теперь я понимаю, что все-таки гораздо реже, чем хотелось бы.

Вообще Леонид Киселев был достаточно простым, и при этом интеллигентным в общении человеком. В этом я мог убедиться уже лет в 12-13, когда главный тренер «Авангарда» буквально на вираже у киоска с роспечатью, расположенном в одном из омских переходов, обогнал меня и мою маму, долго рассматривавшую журналы. Тогда он купил «Спорт-Экспресс», после чего извинялся перед нами, хотя там и одной его жизнерадостной улыбки было бы достаточно. Главный тренер «ястребов» побежал дальше по своим делам, а я, следуя примеру Киселева, уломал маму купить мне свежий выпуск единственной федеральной спортивной газеты, поступавшей в Омск на тот момент.

Забавно, но следующая наша встреча состоялась через 8 лет и она опять никак не была связана с хоккеем. Я встретил пропавшего с радаров специалиста на спартакиаде омских банков, куда меня закинули менеджеры полуспортивного омского журнала, на который я тогда работал. Леонид Киселев тренировал футбольную команду одного из банков, причем он не был приглашенным специалистом, а на самом деле работал там. Было довольно неловко слышать, как человек, поднявший «Авангард», обращается к игроку, который явно не старше своего тренера, по имени-отчеству. «Ну так, по должности-то он старше. Это заместитель председателя правления нашего банка был заменен», – спокойно объяснял тогда мне Леонид Киселев. Его команда, кстати, заняла на тех соревнованиях третье место, уступив лишь будущему победителю в полуфинальной серии пенальти – за Киселева на поле бились даже руководители банка.

Да, субординацию в отношении руководства он всегда соблюдал, но при этом не требовал подобного отношения к себе от посторонних и даже незнакомых людей. Существует множество историй о том, как люди спокойно подходили и начинали разговор с Киселевым прямо на улицах, а специалист никогда не убегал от временами назойливых болельщиков. Сам же он мог, увидев знакомое лицо, с неповторимой улыбкой протянуть руку со словами «Здравствуй, дорогой». Поверьте, даже если вы противник слова «дорогой» в исполнении мужчины, все равно такая позитивная встреча заряжала хорошим настроением на весь день.

Ну и, конечно же, все разговоры со специалистом были о хоккее – даже когда он уже исполнял обязанности президента футбольного «Иртыша» мы так или иначе перескакивали в разговорах на более близкий вид спорта. Он жил хоккеем, он разбирался в нем до мелочей и поэтому до последнего работал в нем – сначала помощником генерального менеджера «Магнитки» по трансферам, затем – скаутом КХЛ. Не нужен Киселев почему-то оказался только в родном клубе, который он поднял в высший дивизион, который привел к первой награде и в котором проработал 10 сезонов – рекордный срок по нынешним временам.

Хотя к его мнению в «Авангарде» прислушивались даже тогда, когда он был далек от команды: например, в 2008 году он составлял по просьбе менеджеров «ястребов» список игроков из Высшей лиги, которых стоит пригласить на просмотр. Или же в мае 2010 года Леонид Киселев в своем блоге вспомнил о таком тренере для молодежки как Евгений Корноухов, который через три сезона сделает «Омских ястребов» двукратными обладателями Кубка Харламова.

Слушать его всегда было интересно и познавательно – даже почти незнакомым людям Киселев мог доверить важную для него информацию, и я не знаю людей, которые бы его подставили в таком вопросе. Он всегда общался с таким азартом, словно вы давние приятели, и неважно, что ваша разница в возрасте около 40 лет. Наверное, и поэтому тоже он всегда был востребован: его телефон, а иногда и телефоны, разрывались от звонков, кто-то постоянно хотел с ним встретиться – по делу или же просто соскучившись. Выходя из «Арены Омск» в перерывах матчей, почти всегда можно было определить, где находится Леонид Киселев – вокруг него обычно образовывался самый большой круг курильщиков, да и просто вышедших развеяться – все с удовольствием слушали его рассказы, обычно заканчивавшиеся общим смехом.

У всех, кто так или иначе пересекался с Леонидом Киселевым, есть своя история про него. Мне повезло, у меня таких воспоминаний наберется достаточно и они связаны не только со специалистом, стоящим за спинами хоккеистов «Авангарда» в середине 90-х. Хотя за то, что все так получилось с клубом, благодарить надо было именно Киселева. Он тогда и был омским хоккеем.

Фото: Николай Фисенко/SportProspect, hawk.ru

Леонид Киселев: «Чтобы «Авангард» выжил, в 90-х мы торговали водкой и сгущенкой»