12 мин.

Байки о «Ред Уингз» #15. Русская пятерка

Что над шкафчиком, каждого из игроков, висит крупная черно-белая фотография в строгой рамке с игровыи изображением кого-то из великих-начиная от "Мистера Хоккей" Горди Хоу и заканчивая прославленным бойцом Джо Кошуром. Среди игроков знаменитой "Русской пятерки" собое место в этом "иконостасе" занимают двое: Игорь Ларионов и Владимир Константинов.

Детройт не напрасно называет себя Hockeytown. Второго города, до такой степени обожающего хоккей и его героев, в этой стране действительно больше нет. Насколько здесь неравнодушны к России и его посланцам,может убедиться любой россиянин. Здесь ценят и чтут успехи недавнего прошлого, победа в Кубке Стэнли-1996/97 года приравнена к приходу Мессии, а всякий, кто приложил руку к его завоеванию, давно и навсегда введен в ранг святого.

В конце сезона-1994/95 "Детройт" выменял Вячеслава Фетисова у "Нью-Джерси" за третий раунд драфтпика (за пять дней до окончания дедлайна), это был вынужденный обмен, так-как незадолго до этого, получил травму защитник "Ред Уингз" - Марк Хоу. Нередко Фетисова выпускали в паре с Полом Коффи, и выглядели они надо сказать просто великолепно.

Хотя, пару лет назад во время плей-офф, когда "Нью-Джерси" играл с "Питтсбургом", Коффи прорывался по краю, а Фетисов старался его как-то остановить...и клюшкой случайно попал ему в глаз. Получился большой скандал, Фетисова удалили, но санкций никаких не наложили, не дисквалифицировали, не оштрафовали, потому что просмотр видеозаписи подтвердил:что злого умысла со стороны Фетисова не было.

"Как только отец узнал, что Фетисова поменяли в "Детройт", позвонил и велел с ним разобраться",- вспоминает Пол Коффи. Естественно, что все это было сказано в шутливой форме, так-как пресса и телекомментаторы не переставали восхищаться их игрой, без конца повторяя, что они самая опытная пара защитников в НХЛ. 

Последним недостающим звеном в создании "Русской пятерки" стал - Игорь Ларионов. В начале регулярного чемпионата-1995/96 Скотти Боумэн выменял Игоря Ларионова из "Сан-Хосе" на Рея Шеппарда, а этот парень на протяжении четырех сезонов в джерси "Ред Уингз" забрасывал соответственно-36,32,52,30 (после ухода из "Детройта" Шеппард больше ни разу не перейдет отметку 30 шайб за сезон).

Поначалу такой обмен вызвал недоумение как у игроков команды, так и у прессы и болельщиков. Все говорили:что Боумэн делает, он из ума выжил?  Эти разговоры витали над командой первые две недели, но потом всем стало ясно, какого игрока приобрел "Детройт"!  Каждый нападающий хотел оказаться с Игорем в одной "тройке" и защитники смену Ларионова предпочитали любой другой. Пол Коффи говорил, что он в своей жизни повидал многих великих хоккеистов и считает, что Ларионов по пониманию хоккея, по тому, как он видит игру, ведет ее ближе всех к Гретцки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27 октября 1995 года, в матче "Детройт"-"Калгари" пятеро россиян "Ред Уингз" впервые были объединены в одно звено, прозванное "Russian Five" и ставшее впоследствии одним из самых знаменитых сочетаний в истории НХЛ. Тот матч закончился победой "Детройта" со счетом 3:0:по шайбе забросили Вячеслав Козлов и Игорь Ларионов (еще одну шайбу забросил Кейт Примо).

Правда стоит заметить, что следующие два матча "Детройт" проиграл:"Виннипег Джетс"-2:3 и "Баффало Сэйбрз"- 1:2, но постепенно "Русская пятерка" набрала обороты. Их феномен основывался не только на том, что все они были воспитанники советской школы хоккея, молодые хоккеисты равнялись на Фетисова и Ларионова и они были для них своего рода дядьками-наставниками. Они действительно играли очень здорово, выходили на лед, не ощущая возраста, не обращая внимания на высказывания в Москве, что они уже не те, какими были 10 лет назад.

Мастерство и опыт компенсировали им потерю скорости и не передать словами какое удовольствие получали болельщики от их игры. Соперникам тяжело было уследить за постоянными перемещениями "Русской пятерки", за непредсказуемостью движения шайбы. Дошло до того, что после американского гимна (который играют перед началом матча) на "Джо Луис Арене" в честь российских игроков начали включать "Калинку".

Попытки бить или запугать "Русскую пятерку", конечно, присутствовали, особенно в те моменты, когда команда соперников старалась их нейтрализовать. Но шайба "ходила" у них настолько быстро и ребята так хорошо двигались, что даже если кого-то из них хотели прижать, то обычно не успевали, таранили воздух или сами врезались в борта. Не много возникало угроз у ворот "Детройта", когда они выходили на лед, но при этом они еще очень много забивали.

Взять к примеру Владимира Константинова, он наверное, десять раз в сезоне выходил один на один с вратарем, и, по-моему, все десять из десяти он забил. В Северной Америке тренер никогда не скажет защитнику, чтобы он постарался открыться у дальней линии, получить там пас и убежать один на один с вратарем.Я  не знаю в США и Канаде ни одного тренера, который мог бы такую систему предложить на тренировках, даже в шутку.

Даже Скотти Боумэн к ним подходил и спрашивал: "Я все вижу, но все равно не могу понять, как вы играете?" И это главный тренер "Детройта", а что говорить про остальных. "Детройт" ведомый новым сочетанием, установил рекорд НХЛ по колличеству побед за сезон (62). Им не хватило всего одного очка, чтобы повторить рекорд "Монреаля" по колличеству очков в одном регулярном чемпионате (132).

По системе "плюс-минус" им тоже не было равных, все три первые строчки были заняты игроками "Русской пятерки", первым стал - Владимир Константинов +60 (помимо этого он был выбран во второй состав символической сборной всех звезд по итогам сезона), вторым - Сергей Федоров +49, а третьим - Вячеслав Фетисов +37.

Весь сезон для "Детройта" прошел на высочайшем уровне, команда была на таком подъеме, что никто от них не ожидал ничего, кроме как Кубка Стэнли. Это давление с каждым месяцем чемпионата, а потом с каждой неделей плей-офф все нарастало и нарастало. Я думаю, что именно оно и сослужило в итоге плохую службу. Эмоционально игроки подсели еще в начале плей-офф, поэтому они не смогли одолеть в полуфинале "Колорадо Эвеланш".

http://www.youtube.com/watch?v=obdkCZ_mVOA&feature=player_embedded#at=50

Денверцы по мастерству были с игроками "Детройта" на равных, а по свежести - значительно превосходили. Когда команда проиграла серию "Колорадо", то заодно и весь сезон признали неудачным.  Даже те победы и тот рекорд, который они установили, болельщиками и прессой в расчет не брался. Выход "Ред Уингз" в четверку лучших клубов НХЛ они посчитали провалом.

Невозможно описать, что творилось в душе у игроков "Детройта" когда они уступили в гостях шестую игру. Даже Игорь Ларионов, которого я ни разу не видел подверженным эмоциям, даже он заплакал в голос, когда игроки уже сели в автобус и стали отъезжать от стадиона. Казалось,что рухнула самая большая мечта "Русской пятерки" и казалось,что рухнула окончательно. Но жизнь продолжалась...

Как и следовало ожидать, после двух срывов в последний момент розыгрыша Кубка Стэнли что-то должно было произойти. "Детройт" был возрастной командой и все понимали, что команде необходима новая кровь. Началась серия обменов, сначала Кейт Примо сказал, что он больше не хочет играть за "Ред Уингз", потому что не видит себя на месте четвертого центрального (первые три центра в команде были-Айзерман,Ларионов и Дрэйпер).

Примо считал себя потенциально намного сильнее и достойным лучшей доли, поэтому попросил, чтобы его поменяли. Сразу после начала сезона пошли разговоры,что вскоре обменяют и Пола Коффи, а тем временем Дино Сиссарелли отдали в "Тампу"- за третий драфт-пик, тем самым освобождая место для молодежи. И действительно, дней через десять после начала регулярного чемпионата знаменитого Пола Коффи вместе с Кейтом Примо обменяли в "Хартфорд" за Брендана Шэнахэна и первый раунд в драфтпике 1997 года.

Ушли еще два защитника: Майк Рамзи закончил спортивную карьеру, он был одним из тех, кто обыграл советскую сборную в 80-м на Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде, подписал контракт с "Сент-Луисом" опытный защитник Майк Бержевин.

В начале сезона серьезную травму получил Игорь Ларионов, все это, конечно, повлияло на старт команды, и разгон получился довольно средним. Со второго месяца регулярного чемпионата "Детройт" начал обыгрывать всех подряд, точно также, как и в прошлом сезоне. "Русскую пятерку" снова собрали вместе и в матче против "Вашингтона" Сергей Федоров забросил пять шайб (в этом сезоне его рекорд повторил Йохан Францен). Казалось, что все встало на свои места и вдруг-провал...

С конца декабря и за весь январь "Детройт" выиграл всего две игры из пятнадцати. Команду стало лихорадить. Начали нервничать и руковоство, и болельщики, и пресса. Пошли разговоры о новых трейдах. Перелом наступил, как мне кажется, в матче с "Колорадо", обидчиками "Детройта" в прошлогоднем полуфинале-когда произошла массовая драка. Нельзя такое говорить, но,я думаю, что эта драка повернула психологически команду в правильном направлении, сплотила игроков и показала всем, что "Детройт" не прощает обид и оскорблений, которые были нанесены Крису Дрэйперу.

И еще, как ни странно, сыграл свою положительную психологическую роль обед, который устроили игроки "Русской пятерки" для всей команды в Лос-Анджелесе. Приблизительно за месяц до начала плей-офф российские игроки пригласили всех в русский ресторан, и накрыли там, как говорится "полную поляну", а кухня ресторана постаралась на славу. Так из разных деталей строился коллектив.

Так цементировалась команда, которой предстаяло выиграть Кубок Стэнли. В третьем матче с "Сент-Луисом" в первом раунде плей-офф, в игре появилась какая-то нервозность, возникла непонятная ситуация. "Детройт" проиграл первый матч, во втором лишь чудом спасся, причем обе игры проходили так, что казалось, еще немного и можно будет уже паковать чемоданы. Но тут команда заиграла, Скотти Боумэн вновь собрал "Русскую пятерку" вместе, а так-как весь год они редко выходили на лед вместе, то соскучились по своей "фирменной игре".

Тогда в Сент-Луисе, они первые три-четыре смены поминуте с лишним не выходили из зоны соперника,"возили" их там. Такой поворот в борьбе дал уверенность не тольким русским игрокам, но и всей команде. Придерживал ли Скотти "Русскую пятерку" как тайное оружие,к ак козыри на случай тяжелых минут? Не знаю. Боумэн обычно не распространялся о своих намерениях даже после матча. Если команда выигрывала, он никому никогда не скажет: я держал "Русскую пятерку" специально,чтобы сделать то-то и то-то,или что-нибудь в этом роде.

В финале с "Филадельфией" "Ред Уингз" хватило четыре игры. Команда, как правило, имеет четыре звена нападения, три пары защитников, но в последние годы в Лиге так сложилось, что результат стал зависеть от одного-двух человек .В финальной серии у "Детройта" получалось, что забивали все звенья. Это вселило уверенность в команду: в любой момент любое звено может решить судьбу матча и соперник не знал, на кого больше обращать внимания, кого держать. И конечно великолепно провел серию вратарь Майк Вернон.

"Такой сплоченности и дружбы, которые поселились в "Детройте", я не встречал ни в одной команде: мы все были как братья, как семья. Что-то общее с советской сборной, которая всегда отличалась братством, но в ней все же жил еще и страх проиграть, а здесь проиграть только обидно, хоть и до слез. Но страх поражения и горечь поражения-разные вещи", - вспоминает Вячеслав Фетисов.

 Капитан "Детройта" Стив Айзерман получив Кубок Стэнли, должен был его передать его следующему по значению игроку в команде. Потом Айзерман признался, что долго думал, кому его передать. Затем-он подкатил к Фетисову и передал ему Кубок Стэнли. "Круг почета" вместе с Кубком Стэнли Фетисов катил с Игорем Ларионовым, многие потом говорили, что этот миг был самым трогательным в этой церемонии: двое хоккеистов, которые прошли огромный путь, открыли дорогу русским игрокам в НХЛ,- вместе и с Кубком Стэнли.

Через несколько дней состоялся парад, впереди ехала поливальная машина с огромным муляжом осьминога-талисманом команды "Детройт Ред Уингз", за ней следовали хозяин команды- Майк Илич с семьей, потом Скотти Боумэн и тренерский состав. За ними шла машина с вратарем Майком Верноном, и он держал приз самому ценному игроку плей-офф "Конн Смайт Трофи". За Майком - Брендан Шэнахэн, помощник капитана, и сразу же "Русская пятерка": центральный нападающий - Игорь Ларионов, два крайних - Сергей Федоров и Вячеслав Козлов и два защитника сзади - Вячеслав Фетисов и Владимир Константинов. Последним ехал капитан команды - Стив Айзерман вместе с Кубом Стэнли. Впервые в истории НХЛ лимузины шли не вряд, а по игровой расстановке. Никто и никогда, до этого на парадах "пятерками" не ездил.

Крис Дрэйпер поделился воспоминаниями об игре «русской пятерки»:«Никогда не забуду «русскую пятерку» «Детройта». Когда она выходила на площадку, ребята на скамейке запасных могли лишь вымолвить: «Вау!». Было сложно поверить, что они играют на том же самом льду, против тех же соперников, но абсолютно по-другому. Особенно выделялся Ларионов с его умением обращаться с шайбой. Невероятный диспетчер! Он сделал многое для победы «Ред Уингс» в плей-офф»,

Имела ли значение для победы "Детройта" в Кубке Стэнли конкретно "Русская пятерка"? Или в конце концов они растворились в команде и уже было не важно, где играет Федоров, где Фетисов, с кем Ларионов-они просто были бойцами "Ред Уингз"...

Но по статистике во всех матчах, за исключением последнего, если русские игроки забивали, команда выигрывала. И так получилось, что в тех играх, где "Детройт" уступил, "Русская пятерка" не забивала. Думаю, что и на стиль "Ред Уингз" они повлияли.

 До них существовал вопрос: могут ли русские вообще рассматриваться на уровне американских звезд НХЛ, которые способны решать судьбу Кубка Стэнли? Достаточно ли у них характера, мастерства? Ну, с мастерством вопрос, прямо скажем несправедливый,мастерства у русских игроков всегда хватало.А вот достаточно ли духа,чтобы биться в таком марафоне,как Кубок,-вопрос не случайный,потому что это действительно марафон: выиграть четыре серии, два месяца находиться на пике своей формы-для российского игрока чуждое понятие.

Раньше ведь игроков готовили к определенному турниру,допустим,к чемпионату мира, но там другая психология игры:проиграешь всего лишь раз-и до свидания. А в НХЛ каждая серия-несколько матчей, которые нужно выдержать. Ощущение такое, что второй раз пройти серию невозможно. Но надо опять подниматься, чтобы совершить самое тяжелое - выиграть четвертый раз. Можно победить в трех финальных играх и не выиграть Кубок Стэнли.

И хотя заветным перстнем еще до финала "Филадельфия"-"Детройт" владел не один русский игрок - и Зелепукин, и Немчинов, и Зубов, и Ковалев, и Карповцев, но именно после серии 1997 года, я думаю, вопросов к русским больше не будет. "Русская пятерка" из "Детройт Ред Уингз" доказала, что русские могут серьезно влиять на конечный результат команды. Возможно в НХЛ родится (и еще не раз) новая, иная "Русская пятерка", но такой, первой,уже не будет никогда.

http://www.youtube.com/watch?v=E3y3vces-Us

Материал собран из различных источников.