3 мин.

Лига Чемпионов. Пальцем в карту

В нахлобученной на чуб кепке ты вылетаешь из двора, расшугав всех соседских голубей и чуть не сбив мороженщицу. Цепляешься на подножку трамвая. Денег нет ни на мороженое, ни на билет. Ну, то есть на билет есть, но не на трамвай — на футбол.

К стадиону ты приезжаешь заранее. И, чтобы еще больше растравить внутри чувство предстоящего праздника, покупаешь пломбир, сидр и полбатона, получая на сдачу денежно-вещевой лотерейный билет. Даже если сегодня "Трудовые резервы" не выиграют, все равно останется шанс выиграть "Москвич". С таким солнечным раскладом за пазухой даже не страшно попытаться проскочить зайцем, плотнее сомкнув ряды с товарищем. А если не выйдет обмишурить румяных комсомольцев с алой повязкой на рукаве, не беда. Можно бесплатно отойти за заборчик или на стратегический пригорок, где обзору никак не помешает огромная, с афишу французского фильма, таблица-шахматка розыгрыша первенства...

Что и говорить, во все времена атмосфера ожидания значимого и резонансного часто становилась атмосфернее и значимее непосредственно событийного. Аксакалы с татуировкой "Grundig" у сердца отлично помнят, как прятались под одеялом, как крутили ручку, как надрывно скрипело и весело трещало, но вряд ли расскажут, что же тогда передавали конкретно. Не все в полной мере владели буржуйскими языками, чтобы отделить в жаждущем свободы сознании зерна голосов Америки и песен Сан-Ремо от плевел прогноза погоды в Будапеште. Важен был сам процесс познания.

Точно помню свою первую мысль после того, как Владимир Копать зашвырнул шайбу за шведский шиворот. Мы не едем домой, еще два гарантированных матча! Праздник жизни, на котором мы не чужие, вместо привычного пикника на обочине. Шаг в сторону с насиженного островка безопасности в центре европейской магистрали.

Одно из самых любимых отечественных занятий при любых внешних контактах — извлечь из заплечной котомки глобус и с недоверчивой надеждой попросить собеседника показать там Belarus. Мимо одной шестой части суши промахивается редкий заграничный гражданин, но метит он, надо признать, куда восточнее географически верных координат. Работа на точность и кучность такой стрельбы пальцем в карту — это та идеологическая нагрузка, с которой в стране никто не справляется сегодня лучше борисовского БАТЭ. И пусть в Европе пока еще остается немаленький процент невежд, для которых Борисов — это не Капский или Гончаренко, а покойный Ельцин, желто-синяя "кузькина мать" показывается из-за горизонта все явственнее. Тень вставшего на крыло буревестника пробежала от Болгарии и Австрии до Голландии и Португалии.

Белорусский болельщик — в большинстве своем человек, крайне измученный нарзаном. Сегодня ему тяжело особенно. В очереди за осенней будничной колбасой не так просто выделить место и время для вкуса мороженого, веры в удачу и наслаждения авантюризмом турнирных перипетий.

Вообще-то тяжело всем. Детям и взрослым, их ранцам и кошелькам. Не в школы, а в банки впору приходить всей семьей с цветами, словно на линейку 1 сентября, отмечая встречу с подросшими за время летних серых каникул вечнозелеными друзьями.

Ушлый борисовский клуб подсуетил белорусам еще пару очередей в обменники. Казначейские билеты Нацбанка Республики Беларусь меняются на билеты Лиги чемпионов УЕФА. Курс фиксированный, равновесный. Рынок ожидаемо оживет ростом индикатора в час икс 28 сентября, когда знаковым свиданием с "Барселоной" для БАТЭ начнется вторая домашняя евросессия на самой престижной международной футбольной бирже.

В обнадеживающем пражско-пльзеньском матче красавец стадион "Эден" был забит под завязку. У Беларуси есть отличный шанс лишний раз заставить себя уважать — ответить "Виктории" симметричным ноябрьским "битком".

Даже в нашей с вами ситуации это больше, чем просто вопрос хлеба и зрелищ. Инвестируйте в будущее. Успейте на трамвай. Возле "Динамо" негде припарковаться даже яблоку.

Этот текст написан для газеты «Прессбол»