4 мин.

Кому нужны штрафы в 50 позиций?

Состоявшийся в прошлые выходные Гран-При Италии ознаменовался бесперецедентны штрафами - шестеро гонщиков в сумме получили 160 штрафных позиций на стартовой решетке за замену элментов силовой установки! И это не считая штрафы за замену коробки передач и за блокировку соперников.

Такие совершенно абсурдные штрафы образовались из-за неудачной (мягко говоря) системе наказаний, принятой в современной Формуле 1.

мотор

По действующим сейчас правилам, за замену силовой установки гонщик получает штраф в 10 позиций. Еще 5 он может получить за замену отдельных эмементов силовой установки, еще 5 - за замену КПП. Еще по несколько позиций можно потерять за блокировку соперника и прочие нарушения. Если двигатель менялся дважды, то гонщик и штраф получит дважды - не десять позиций, а двадцать. Получается, чтобы реально отбыть такое наказание, нужно выиграть квалификацию.

Если бы все было по уму, то Даниил Квят должен был стартовать примерно с 44-й позиции, Карлос Сайнс - примерно с 48-й, а Даниэль Риккьярдо - и вовсе с 65-й! Конечно, было бы здорово, если бы в современной Формуле 1 было более шестидесяти человек на стартовой решетке. Но когда мы имеем лишь 20 машин и постоянное сокращение участников, штрафы в 50 позиций на старте выглядет со стороны организаторов как насмешка над собой.

Как мне кажется, наказание должно быть все-таки адекватным, во всех смыслах. Оно должно быть реальным, в меру суровым и справедливым. Сейчас же мы видим какую-то чушь. Судите сами: такая система привела к тому, что гонщики не только не отстаивают полученных позиций, но иногда и вовсе не теряют мест. А бывает так, что даже со штрафами продвигаются на стартовой решетке вперед! В той же Италии больше всех штрафных позиций получил Риккьярдо, но, как и Сайнс с Квятом, реально потерял лишь 4 места. Ферстаппен, который времени не показал, не потерял ничего, а Баттон с Алонсо, накзанные в сумме на 15 позиций, на самом деле по одной даже выиграли!

Такой фарс делает бессмысленным и проведение первой части квалификации. Поскольку четверо гонщиков заранее знали, что все равно окажутся в хвосте, то и особо выкладываться смысла не было. Гонщики Mclaren на итальянской трассе тоже особо ни на что не претендовали, поэтому и они, можно сказать, в реальной борьбе не участвовали. А еще мы имеем гонщиков команды Manor/Marussia, которые заранее знали, что, как бы плохо не проехали, в любом случае оказались бы на седьмой линии старта. Получается, что за реальные позиции боролось лишь чуть более половины из всех стартовавших! Так и зачем было проводить первый сегмент?

Такая ситуация для высшей категории автоспорта выглядит более чем странно. Для того же, кто Формулой 1 не увлекается, гонки смотрит от случая к случаю, а, возможно, и вовсе впервые присоединился к трансляции, будет совсем ничего непонятно.

Уж если решили наказывать за замену моторов, то давайте делать это адекватно. Вот штраф Ферстаппена на первых кругах за инцидент в квалификации (напомню, тогда он в качестве наказания получил проезд по пит-лейну на первых трех круга) адекватен. Он понятен, реально прменим и повлиял на его итоговый результат.

Штрафы с моторами тоже на результат влияют, но реально не применимы и не всем понятны. Возможно, тем, кто пишет правила в современной Формуле 1, стоит немного умерить пыл и реально посмотреть на вещи. Зачем давать штраф в 10 позиций? Отстоять его можно только если квалифицируешься в десятке. Но при таком штрафе особо выкладываться смысла нет, а, значит, гонщик и не станет особо пытаться в эту десятку попасть. Так давайте сделаем потерю в 5 позиций. А за замену КПП будем давать три позиции. Эти штрафы вполне реальны. Еще один вариант - давать штраф Stop&Go в гонке без потери позиций на старте. Такие штрафы будут реально исполнимы, они окажут влияние на гонку и при этом оставляют возможность отыграться.

Мотор

Переносить штраф с потерей позиции на другую гонку - тоже не вариант. Это означает загнать гонщика на неконкурентоспособной машине с малощным двигателем в вечную пропасть. Мне кажется, Renault и Honda и так уже достаточно сами себя наказали, построив крайне неудачные двигатели. А заодно наказали и свои команды. Вечные старты из хвоста, штафные проезды по пит-лейну и сход из-за сгоревшего мотора по отдельности пережить можно. Но когда все эти события случаются вместе, да еще и на регулярной основе, то тут волей-неволей задумаешься об уходе из Ф1. Зачем тратить кучу денег, если твоя машина без шансов едет в хвосте пелотона с огромным отставанием, а в телетрансляции попадает лишь тогда, когда сходит? Конечно, можно сказать, что надо строить хорошие машины и движки, тогда и проблем не будет. Но в данном случае проблемы не только в самих участниках, но и в неадекватных правилах.

Лично мне нарвилась Формула 1 недавнего прошлого - когда было бесконечно много шин разных производителей, двигатели меняли чуть ли не каждую сессию (и при этом они были громче, чем у машин младших серий), а в боксах стояли запасные машины. Тогда мы видели гонки и борьбу на трассе. А сейчас мы больше времени тратим на то, чтобы разобраться, что вообще происходит и как все это понимать.