6 мин.

Традиции «Спартака» превыше всего!

Речь пойдёт о игровых традициях. То есть об умении играть в футбол в определённом стиле, определённым образом.

Все те годы, когда "Спартак" был успешен, разговора о смене традиционного, спартаковского стиля игры, не могло зайти в принципе. Это не просто являлось крамолой, это было просто невозможно. "Спартак" знал, что хотят видеть его болельщики, болельщики знали, что покажет нам "Спартак" на поле. Наш стиль, наша игра и были теми самыми скрепами, которые соединяли воедино спартаковский организм. Кроме того, основатель клуба формулировал требования к игре "Спартака" достаточно однозначно и недвусмысленно - это комбинационный, красивый футбол с мыслящими исполнителями. Эти игровые постулаты пересмотреть было невозможно. Им неукоснительно следовали и всё.

Почему игровой стиль важен для серьёзной команды в долгосрочной перспективе? Это совершенно очевидно. Серьёзная команда почти всегда, за редким исключением, имеет своё лицо и проводит кадровую политику исходя из задач, которые обусловлены требованиями своего стиля игры. Как говорил в своё время Юран, попав в "Спартак", он просто не мог играть иначе, чем вся команда, и быстро встроился в требования стиля, так же поступали все новобранцы красно-белых. Система не давала сбоев, потому что была отстроена. Любой игрок, приходя в "Спартак", сознавал, как он будет там играть и что от него потребуют.

На моей памяти "Спартак" пять раз был близок к завоеванию еврокубка. В 1984 году нас выкинул из четвертьфинала Кубка УЕФА арбитр Бергамо, в 1993 году - то же самое повторил в полуфинале КОК португалец Короадо, в 1995 году полкоманды разбежалось в Европу при отличный перспективах на финал ЛЧ, в 1991 и 1998 годах "Спартак" вылетел из полуфиналов еврокубков. Все эти достижения "Спартаку" принёс один стиль. Более того, в 1983-1984 и в 1993 году нас называли самой играющей командой Европы и это были не комплименты. "Спартак" знал, что хотел, знал, как будет играть, сомнений на поле не было никаких. То, что наш исторический стиль приносил результат и "Спартак" в рейтинге поднимался в первую десятку лучших клубов Европы того времени - абсолютные, неоспоримые факты. В последний наш четвертьфинал еврокубка в 2011 году ещё с Алексом, "Спартак" также играл в похожий футбол, требования которого формулировал его ГТ Карпин в первые свои годы работы.

Когда говорят про некий современный, универсальный стиль, который исповедуют европейский команды, с этим можно согласиться, да, футбол стал унифицирован. Но это не значит, что надо играть так, как сейчас играет "Спартак". Есть огромное количество клубов, от "Ромы" и "Арсенала" до почти всех ведущих команд голландского или испанского чемпионата, которые играют низом, в пас, комбинационно. Никакой вертикально-схематичный футбол эти клубы не исповедывают.

Если проанализировать историю отхода "Спартака" от собственного стиля игры, которой 11 лет, то можно вспомнить, что первые ласточки сомнений были посеяны в футбольных программах НТВ, на страницах СЭ и прочих спартаковских "больших друзей", когда Романцева стали травить, а его футбол объявили вчерашним днём, "грозой "Шинника", "дыр-дыром" и прочими ярлыками. Что сделал Чернышов, когда пришёл в "Спартак"? Объявил стиль "Спартака" устаревшим и начал отрабатывать подкаты. То есть вся логика прихода людей в построманцевскую эпоху сводилась так или иначе к отрицанию исторического стиля "Спартака". Ни один импортный коуч в "Спартаке" даже не имитировал попыток играть комбинационно. Все они - адепты нового стиля ушли из "Спартака", опустив его в середину таблицы, имея очевидные проблемы с игрой. И Чернышов, и Скала, и Лаудруп, и Эмери, и Якин. Старкова также можно поместить в это ряд, но у того хотя бы был результат в виде второго места и путёвки в ЛЧ. Между этими специалистами, на фоне недовольства спартаковской торсиды, в команду приводились Федотов, Черчесов, Карпин, которые в первые свои сезоны в 2006, 2007 и в 2009 годах, безусловно делали ставку на возврат к спартаковской игре, который немедленно приносил результат. Но на смену им упорно приводились евротренеры, которые имели свой взгляд на футбол, который в принципе спартаковские особенности не учитывал.

Для многих спартаковских болельщиков эстетическая сторона футбола всегда будет важна и они будут требовать её. Конечно, подрастает новое поколение, которому футбольная эстетика и традиции не нужны. Им нужны результаты и трофеи, разговорами о которых просто промыли мозги нынешнему болельщику. Но дело в том, что отход от своего стиля не даёт результат "Спартаку", а даёт нечто совершенно обратное. Ведь трудно на почве, где никогда не росли, например, строгие кипарисы, вдруг начать массово их культивировать. Будут как проблемы, так и непонимание от необходимости этого процесса.

Мне непонятно, почему в современном "Спартаке" нельзя наладить игру в пас низом. Я вижу игроков, не просто способных к данной игре - Хурадо, Косту, Промеса, Ромуло, Глушакова, Джано, но и тех, кто хочет этого - Широкова. Как всегда играл "Спартак" - отдал-открылся. Было налажено коллективное командное взаимодействие, игроки середины хотели комбинировать и знали, как это делать. Мы вскрывали почти любой прессинг не ударом на авось вперёд, а серией точных передач и открываний под них. Мы проходили центр за счёт паса, не тормозя атаку и не выстраиваясь в схему по позициям. Каждый игрок выбирал лучшее продолжение атаки исходя из её развития. Сейчас же игроки нацелены не на комбинирование, а на выполнение установок, то есть доставление мяча в определённые зоны определённым образом. Но это корёжит "Спартак" прямо изнутри, это же видно. Это совершенно не значит, что надо отказываться от тех или иных компонентов современного футбола - длинных передач, диагоналей, навесов, но это не должно становиться лицом "Спартака". В конце концов, в 1987 году два самых важных гола сезона, в ворота "Динамо" из Киева в столице Украины и в ворота "Гурии", принёсших нам союзное чемпионство, Черенков забил головой, что он делал нечасто, но это же не означало того, что "Спартак" бросал играть в свой футбол в тот год.

Те эксперименты, которые 11 лет проводятся в "Спартаке" в плане игры, ничего не дают. "Спартак" просто лихорадит, это все видят. Комбинационный футбол - это не вчерашний день, кто говорит об этом - лжёт. Скомпрометировать можно всё, что угодно, было бы желание. "Спартаку" надо бросать эти эксперименты и возвращаться к своим истокам - зрелищной, атакующей, комбинационной игре. И комплектовать команду, исходя из этих принципов, как в плане выбора тренера, так и игроков. Последовательность в отстаивании своих игровых идей всегда приносили нам результат, а отход от них - падение. Мы не можем превратиться в среднестатистический клуб со среднестатистической игрой, для этого "Спартак" слишком ранее был узнаваем. В "Барселоне" тоже был свой Тони Венейблс, который привёз Линекера и Хьюза, и стал играть там в английский футбол, но это настолько было неестественно для "Барсы", что общественное мнение выдавило этого неплохого, но неподходящего по стилю тренера из команды, и на смену ему пришёл блестящий Круифф, который подарил "Барселоне" великую команду на десятилетие.

Стиль и традиции - это не блажь и не камень на пути, который почему-то всё время пытаются убрать из "Спартака" на протяжении последних 11-ти лет. Начавшаяся десятилетие назад борьба со спартаковской эксклюзивностью ни к чему не привела. И она ведётся до сих пор. Не пора ли прекратить эту бессмысленную борьбу?

Купер, Spartakworld.ru