4 мин.

Байки старого «аясида». Про ван Гала, Литманена, Овермарса

Очень жаль, что "Аякс" все-таки расстался с Давидом Эндтом. Мало кто вложил в клуб столько души, сколько он. И требуемый profesionalisering можно было получить и не увольняя старейшего работника.

Теперь уже бывший тим-менеджер "Аякса" Давид Эндт — это тоже клубная легенда безо всяких оговорок. В клубе он работал несколько десятилетий. В сезоне-1974/75 Эндт был даже игроком первой команды. Правда на поле так ни разу и не вышел. В 1979-м он стал работать в амстердамском клубе. Чего только он не делал — занимался программками, писал (а затем и редактировал) клубную газету, был пресс-атташе. Параллельно с этим Давид писал книги об "Аяксе" (их уже полдюжины) и о втором любимом клубе — миланском "Интере".

Давид — отличный рассказчик. Правдивых былин из истории "Аякса" он знает немерено. Да и рассказывает отлично: в лицах, с актерским обаянием. Когда мы были на сборе "бело-красно-белых" в Белеке, Эндт целый вечер посвятил рассказам о старом "Аяксе". Это было феноменально. Всего и не расскажешь!

Давид Эндт

Как ван Гал заставлял команду думать

При Луи атмосфера в команде была просто потрясающая. Но она взялась не сама собой. Ван Гал над этим много работал. Приняв "Аякс", он стал по-новому проводить теоретические занятия. Обычно ван Гал входил в зал минута в минуту — и там повисла тишина. Луи садился, забрасывал ногу за ногу и говорил "Goed" ("Хорошо!").

На одном из первых занятий он проделал свои ритуалы и вдруг сказал Овермарсу: <i>"Марк, иди сюда"</i>. Вингер с видом "А че сразу я?" подошел к макету с фишками. <i>"Марк, ты играл за "Гоу Эхед Иглз", а это наш следующий соперник. Расскажи нам о его сильных и слабых сторонах"</i>. Овермарс неуверенно сказал о слабости игры вратаря на выходах. <i>"Спасибо, Марк",</i> — серьезно ответил наставник. А сейчас я расскажу, что я думаю о "Гоу Эхед".

После матча он вызвал к доске уже Франка де Бура. <i>"Франк, что ты думаешь об игре?"</i> Де Бур высказывал свое мнение. <i>"А теперь — я…"</i> При этом ван Гал никогда не высмеивал отвечающего, всегда внимательно его выслушивал и говорил спасибо. Скоро перед каждым матчем игроки готовились к теоретическим занятиям. <i>"Вдруг он сейчас вызовет к макету меня, а я ничего не скажу о сопернике. Это будет позор",</i> — думал каждый.

Затем Луи еще усложнил задачу. Иногда в разборе он говорил спорные вещи, вызывая команду на дискуссию с собой. Так он привил игрокам привычку постоянно уважительно относиться друг к другу и уметь думать. В том числе — и как тренер. И "Аякс" побеждал…

Яри Литманен и Луи ван Гал

Как ван Гал соглашался

Не секрет, что Луи — вспыльчивый человек. Проигрывать он не любил. Мы с ним пересекались в дубле "Аякса", и он уже тогда был таким. Поэтому спорить с ван Галом иногда сложно. Я почти не пытался. Всегда знал, что если говорю дело, Луи рано или поздно примет мою точку зрения. Но с оговоркой.

На следующее утро после горячего спора он обычно приходил уже спокойный. И говорил что-нибудь вроде: <i>"Знаешь, вчера ты был немного прав. Совсем немного. В остальном прав я. Но ладно, в этот раз сделаем все, как говорил ты. В принципе, ты ведь тоже был прав. Только самую малость".</i>

Луи ван Гал

Как Литманен прощался с "Аяксом"

Яри был фантастически предан футболу и клубу. Мы с финном сразу подружились. Он всегда первым приезжал на тренировку и последним уезжал. Если рано утром дверь была открыта, можно было не сомневаться, что отворил ее Литманен. Он постоянно тренировал какие-то штуки. Отвлечь его от футбола было сложно. Иногда я говорил: <i>"Яри, хватит, пойдем в город, выпьем по бокалу пива"</i>. Он упирался всегда до последнего: мол, мне еще вот это и то надо отработать.

Литманен очень хотел, чтобы "Аякс"-95 играл еще много сезонов, и постоянно говорил, что если эти футболисты останутся вместе, они выиграют Лигу чемпионов еще не раз. Но вскоре весь золотой состав разошелся. Яри уходил, можно сказать, последним.

Перед отъездом в "Барселону" он заказал кучу своих маек — больше сотни штук. И на каждой сделал простроченную вышивку с надписью "Спасибо!" и своей подписью. Он раздал их не только футболистам, но и охранникам, прачкам, работникам столовой, — короче, всем, кто работал с ним эти семь лет. Очень он "Аякс" любил…

Андрей ВАШКЕВИЧ, pressball.by

 

Яри Литмаен