3 мин.

Марио Мартини: художник, что рисует байк

Кроме вековых традиций инженерии (Московский Кремль и рамы De Rosa строили выходцы с одного полуострова) , в Италии есть большая традиция живописи. Cамым известным итальянским художником, работавшим с велосипедными рамами является Марио Мартини (Mario Martini). Ничего подобного я в советских/российских великах не встречал.

Родился он в 1945 году в маленькой деревеньке под городком Луго, в обычной крестьянской семье. Сначала пытался стал пекарем, но в 1972 вместе с братьями создал компанию F.lli Martini – вот их отметка.

Красили промышленные объекты, но их главным вдохновением со второй половины 70-х стали рамы для велосипедов.

Марио в 70-е

Это было массовое производство – бренды, с которыми они работали – Dosi, Adriatica, Vicini, Sintesi, Faenza, Ronchini, Colner и конечно же Somec (аббревиатура от Societa Mechanica). Именно владелец последней компании Оливьеро Галлегати (Oliviero Gallegati) как-то раз попросил Марио сделать «что-то особенное» для веловыставки в Милане.

Рамы, которые расписал Марио, стали мгновенным хитом – после возвращения телефон стал буквально разрываться от желающих заказать кастомную ливрею для своего велосипеда «от Мартини».

Из трех братьев Марио был самым дотошным: «Сначала наносится антикоррозийная грунтовка, затем рама шлифуется до идеала, затем выполняется покраска эмалью и, наконец, создается дизайн. Финальная стадия, которая создает индивидуальность рамы, выполняется небольшим распылителем: на этом этапе начинается творчество! Когда вы приступаете, нет четко определенной идеи, целое определяется почти само по себе, каждый всплеск цвета или графический эффект наводит на мысль о другом, и в итоге получается нечто оригинальное и гармоничное. Нужно быть дотошным, если какая-то деталь неверна, нужно начинать все сначала, это не то же самое, что холст, который можно изменить, если результат не понравился».

Маэстро вышел на пенсию лет 20 назад: «Рынок изменился – раньше велосипед был предметом искусства, и поэтому должен был быть хорошо отделан, уделялось огромное внимание деталям, теперь все иначе – компании старают тратить меньше, производство в Тайване и Китае разрушило рынок европейского труда, и крупные компании окрашивают свой продукт автоматами, чтобы сократить расходы».

Здесь можно услышать историю создания этих удивительных велополотен из первых уст – отличное интервью с Марио сделали ребята из Ciclismo Furioso (субтитры на английском прилагаются):

Сейчас маэстро наслаждается жизнью на пенсии– танцует с женой на берегу моря (он любит буги-вуги) и вспоминает свои работы. Велосипеды, на которых рисовал Марио, все еще катают – искра творчества все еще с нами!

Телеграм-канал Off The Record, посвященный винтажным велосипедам.