7 мин.

Домашняя заготовка

Итоги сезона 2009 для топ-теннисистов подводились многократно и в разных интерпретациях. Но кроме лидеров есть и другие, например, человек, который еще 4 года назад играл в юниорах, в этом году выиграл первый титул АТР и поднялся в рейтинге на 41 позицию. Знакомьтесь, полку французских красавчиков прибыло. Рассказ Элисон Ким (DEUCE) о домашнем мальчике Жереми Шарди – в блоге «С миру по Нитке».

Верный приверженец семейных ценностей Жереми Шарди крепко стоит на земле, несмотря на то, что в этом году он выиграл свой первый турнир и поднялся с 73 на 32 позицию мирового рейтинга. Окруженный поддержкой команды и 10 лет находящийся в руках одного тренера француз показал, что успех может быть доморощенным.

Когда 10 лет назад Жереми Шарди первый раз пришел на тренировку в академию По, Фредерик Фонтан сделал многообещающему подростку подарок – роман Паоло Коэльо «Алхимик», историю пастуха, который вслед за своей мечтой отправляется в путешествие по заморским странам, чтобы в конце пути обнаружить, что сокровища, которые он искал, ждут его дома.

И эта книга стала любимой у Шарди не только по сентиментальным причинам, а в основном из-за множества важных посылов, в ней скрытых.

«Я дал ему эту книгу, потому что в жизни теннисиста много переездов, теннисист может выиграть много денег, в этой профессии много плюсов, – говорил Фонтан, бывшая 59 ракетка мира, – Но нужно помнить, что простые вещи тоже важны. Твоя семья, друзья, они как камень – они непоколебимы. Они придают тебе уверенность. А уже после этого ты можешь путешествовать, играть турниры каждую неделю. Я думаю, важно знать, что такие вещи – основа всего остального.

Это хорошо, когда у тебя есть мечта, в жизни это важно, но иногда ее осуществление находится рядом. Тебе не надо далеко ходить. В «Алхимике» описана подобная история».

Собственная история Шарди служит олицетворением тех же самых идей. 22-летний француз, который ставит семью и верность выше всего остального, добрался до высших эшелонов спорта, не покидая своего родного городка на юго-западе Франции и, таким образом, проигнорировав привычный маршрут подготовки французского молодого теннисиста в Париже на базе теннисной федерации страны.

«Для меня это очень важно, – утверждает Шарди, который живет в поселении Боэй-Безин, – Когда я не играю, мне нужно прийти домой, чтобы увидеть папу, маму, дедушку. Мы все очень близки».

Хотя благодаря недавним успехам он смог позволить себе некоторую материальную свободу, эти успехи не поменяли его жизненных приоритетов. После первой победы на турнире АТР он поменял Clio, который достался ему от деда, на полученный от спонсоров Mercedes E350, но он все еще верно хранит первую машину. А когда прошлой осенью он переехал из родительского дома, то выбрал место в пяти минутах от него, чтобы все равно быть рядом с семьей.

Фонтан всегда был в центре личной и профессиональной команд Шарди, он объединил группу сильных личностей, которые собрались ради общих ценностей и целей. За 10 лет команда пополнилась тремя физиотерапевтами из По – Оливье Сурбэ, Жан-Жаком Перуту и Эттьеном Лаба – а также тренером по физ. подготовке с юга Франции Алленом Жаке и психологом Жаком Эрве, который работал с Байроном Блэком.

Команда собирается ежемесячно в По для того, чтобы обсудить текущую ситуацию и что нужно сделать, чтобы в данный момент поднять уровень Шарди, и соответственно, определить конкретные цели на следующий месяц. Раз в два или три месяца они все вместе встречаются с Шарди. В разъездах по турнирам к 39-летниму Фонтану по очереди присоединяются физиотерапевты – Фонтан проводит с Шарди 3-4 турнира подряд, а потом на неделю его «перехватывает» один из физиотерапевтов.

Такая уникальная стратегия отлично работает в случае с Шарди, который с детства играл в футбол и любит товарищеские отношения в команде. «Для меня важна команда, потому что это хорошо влияет на стабильность. Это еще помогает быть уверенным в себе, потому что я знаю, что все выкладываются на полную ради меня. Это хорошо влияет на мою игру… Если я хорошо играю, все получают больше денег, поэтому, я думаю, что работать в команде, плыть в одной лодке – это важно. У нас общая цель. Я думаю, так лучше для всех», – признает Шарди.

С самого начала их сотрудничества Фонтан знал, что у Шарди есть нужное соотношение желания и таланта, чтобы стать профессионалом. «При первой же встрече, на первой же тренировке я увидел, что у него есть энтузиазм, хорошая скорость и умелые руки», – вспоминает он.

У Шарди была успешная карьера юниора – он выиграл «Уимблдон» и играл в финале US Open, 2005 год закончил четвертой ракеткой мира, но ему пришлось пережить пару тяжелых лет, чтобы обжиться в АТР-туре.

Прорыв произошел на крупнейшем турнире во Франции – «Ролан Гаррос».

Парижская публика мельком познакомилась с Шарди в 2006, когда тот на своем дебютном турнире «Большого шлема» обыграл шведского ветерана Йонаса Бьоркмана, но к тому, что он покажет через два года, они были не готовы.

После трехсетовой победы над португальцем Фредерико Жилом в первом круге 145-я ракетка мира и обладатель wild card Жереми Шарди, который проводил всего 6 турнир уровня АТР, был на грани вылета с турнира в матче с 7-й ракеткой мира аргентинцем Давидом Налбандяном. Шарди проиграл два сета и в первом гейме третьего уступал 0:40.

Но здесь француз, которому было нечего терять, нашел второе дыхание. Он вернул себе спокойствие и сравнял счет по партиям, пережив судороги в четвертом сете, а потом, отыграв ранний брейк в пятой партии, выиграл 6 геймов подряд и нанес первое поражение игроку Топ-10. «Я не знаю, что случилось. Я закрыл глаза. Все удары попадали в корт. Это было как во сне», – рассказывает Шарди, смеясь, не до конца веря, что это произошло.

Для членов команды Шарди этот результат не стал откровением. Они видели тот прогресс, который он демонстрировал в течение месяцев, предшествовавших грунтовому турниру «Большого шлема» – в частности, на челленджере в Маракеше он дошел до финала, где проиграл на двух тай-брейках Гаэлю Монфису. «Мы чувствовали, что его игра приобретает законченный вид. Мы ожидали этого, потому что он играл все лучше и лучше. Мы были удовлетворены результатом. Для меня он стал вполне логичным», – рассказывает Фонтан.

Потом с вновь обретенной уверенностью в себе новая французская звезда в три сета разделался с Дмитрием Турсуновым прежде, чем в четвертом круге его рывок остановил Николас Альмагро. Это был ключевой момент для Шарди – он поднялся на 51 позицию в рейтинге, впервые в карьере войдя в Топ-100. «Это был лучший момент моей карьеры. После «Ролан Гаррос» я стал увереннее. После победы над Налбанядном я почувствовал, что могу хорошо играть», – говорит Шарди.

Во время межсезонья он сосредоточился на работе над точностью, мощью и игрой у сетки. Это помогло оправдать ожидания команды от 2009 года. Он впервые в карьере вышел в финал турнира АТР – в Йоханнесбурге он обыграл 13 ракетку мира Давида Феррера прежде, чем проиграл соотечественнику Жо-Вильфреду Тсонге. Через 5 месяцев он выиграл первый турнир АТР – MercedesCup в Штутгарте.

И хотя в последние 5 месяцев сезона ему не удалось удержаться на том же уровне, Шарди закончил год с балансом 35-28 – таким образом, он превысил количество побед 2008 года на 25 – и 32-м номером в мировом рейтинге, который позволит ему получить посев на Australian Open-2010.

После последнего матча на турнире BNP Paribas Masters в Париже Шарди размышлял о своем первом полном сезоне в АТР, в ходе которого он, помимо всего прочего, дебютировал в команде Кубка Дэвиса: «Я думаю, у меня был отличный сезон. Когда год только начался, я поставил себе цель войти в Топ-50. Я достиг этой цели за пару месяцев. После этого я как любой спортсмен хотел добиться большего – это нормально. Постоянно ставишь себе новые цели. Стараешься достичь большего».

С обеспечивающим тылы Фонтаном, который сравнивает игру Шарди с универсальным атакующим стилем Роджера Федерера, прогресс француза находится в надежных руках. «Для такого теннисиста, как Жереми, важно прогрессировать шаг за шагом. Это важно, я думаю, потому что постепенное развитие означает, что результат будет надежным и целостным», – говорит Фонтан. Он рассматривает хороший характер Шарди как неотъемлемую часть истории его доморощенного успеха, но при этом считает, что «всегда милому и всегда улыбающемуся» французу стоило бы добавить агрессивности на корте. «Ему нужно поверить, что у него есть удары и все остальное для того, чтобы достичь следующей цели – Топ-20».

Умение контролировать свое психологическое состояние пришлось бы кстати французу и в достижении цели, выбранной на послетеннисную карьеру – стать актером. «Это моя мечта. Я люблю кино», – говорит Шарди, стремление которого отражать разные характеры и эмоции на экране явно противоречит обычно сдержанному поведению на корте.

Но если посмотреть на его вкус в кино, легко предугадать, что его персонажи в кино вряд ли будут сильно отличаться от него самого. Своим любимым фильмом он называет картину «Знакомьтесь, Джо Блэк». «Это очень красивая картина. Мне нравится эта история, мне нравится актерская игра. Когда смотришь это кино, думаешь о своей семье».