10 мин.

Дмитрий Черышев: «В испанских школах все упражнения – с мячом»

Дмитрий Черышев – в прошлом игрок московского «Динамо» и сборной России, в течение восьми лет выступал в Испании. После окончания игровой карьеры переехал в Мадрид, где получил тренерскую лицензию категории Pro. В 2008-2009 работал в Академии мадридского «Реала». Сейчас вместе с комапнией Football Galaxy занимается отправкой российских игроков в испанские футбольные лагеря. В своем интервью Дмитрий рассказал редактору НФПМ.ру Александру Андрееву об особенностях испанского подхода к подготовке молодых футболистов и работе летних лагерей «Реала-Мадрид».

– Почему в составе мадридского «Реала» так мало собственных воспитанников?

– В основной состав мадридского «Реала», сами понимаете, пробиться очень и очень сложно. Допустим, молодой парень должен выйти на замену Криштиану Роналдо и сыграть лучше него. Такой клуб, как «Реал», собирает настоящих звезд со всего мира. Но главное, что талантливые игроки есть и в школе, и во второй команде и, конечно, они мечтают оказаться в главной команде, а это очень важно. И кроме того, могу сказать, что ни одна футбольная школа не выпустила столько профессиональных игроков, выступающих на высшем уровне, сколько школа «Реала».

– Как формулируются задачи тренера и в целом футбольной школы в академии мадридского «Реала»?

– Вы сами прекрасно понимаете, что в такой команде, как «Реал», мы в первую очередь готовим у ребят менталитет победителя. Можно сколько угодно говорить, что на результат упор делать не нужно, но в «Реале» или «Барселоне» победа рассматривается практически как обязаловка.

– То есть при оценке работы тренера руководство смотрит на результаты игр?

– Думаю, что на положение команды в турнирной таблице руководство очень серьезное внимание обращает.

– При этом тренер не работает с одной командой по несколько лет?

– За все время, что проработал в «Реале», я видел всего двух тренеров, которые проработали с командами по два года. Как правило, команда через год передается другому специалисту. Второй год – фактически премия тренеру. Если руководство школы видит, что тренер прогрессирует вместе с командой, что он очень грамотно подошел к чемпионату, что ребята сильно прибавили в своих игровых кондициях, его могут поощрить. Тренера поднимают на команду годом старше, как раз получается, что он переходит работать дальше вместе со своими ребятами.

– Существует ли специализация тренеров по возрастам?

– Во всей Испании есть такая тенденция – доверять более опытным тренерам более старших ребят. Это естественно, думаю, то же самое происходит во всем мире. Когда я пришел в «Реал», я начал работать с 10-летними мальчиками, а уже на следующий год тренировал 15-летних. Получилось так, что меня просто повысили.

– Насколько свободен тренер в выборе методики тренировок и той игровой схемы, которой он придерживается во время игры?

– Когда я работал в «Реале» под руководством Митчелла, у нас была свобода выбора. В первую очередь, в плане проведения матчей. Поймите правильно, одна из главных составляющих футбола – это подбор футболистов. Для того, чтобы работать с командой, нужно проанализировать, по какой системе именно эти твои ребята будут играть. Может быть, ты хочешь играть по системе 4-3-3, а у тебя только два нападающих, причем не одинаковых, а как раз разноплановых. Например, в «Реале» я всю предсезонку прошел под системой 4-3-3, в основном к такому построению готовил команду, хотя, конечно, какое-то время и схеме 4-4-2 тоже уделял. Но первую игру сыграли как раз по системе 4-4-2, выиграли и практически весь сезон ее и придерживались.

– Сколько всего игроков занимается в школе «Реала-Мадрид»? Много ли детей приезжает учиться из других частей Испании?

– В школе «Реала» где-то 350 детей. Из них 50-60 приезжих, остальные местные. Те ребята, которые живут в интернате, проходили просмотр не один и не два раза. В школах профессиональных клубов отбором занимаются главные селекционеры, в «Реале» эту должность занимает Пако де Грациа, очень грамотный специалист, который проработал уже около 20 лет.

– С какого возраста футболисты могут жить в интернате при академии?

– В резиденции живут с 13-14 лет.

– У академии есть филиалы?

– Есть филиалы в Мексике, в Барселоне. А под Мадридом есть филиалы «Милана» и «Барселоны», например. Здесь клубы стараются как можно больше ребят привлечь, просмотреть, чтобы в итоге они попали в большой футбол.

– Сколько всего футболистов занимается в команде каждого возраста?

– У меня в прошлом году был перебор с вратарями – сразу четверо. Одного мальчика перевели в нашу команду из группы годом младше, еще один приехал в течение сезона. И еще 20 полевых футболистов. Довольно много. А два года назад я тренировал мальчишек 10-летних, они играли 7 на 7. И там так получилось, что этого возраста собралось всего 16 человек, с ними весь сезон и отыграли.

– Не много…

– Вообще это мало. Но если брать 10-11-летних ребят: они практически не ломаются. Это не как взрослые мужчины, которые совсем с другими нагрузками работают, с другим сопротивлением. Мальчишки гибкие, они тянутся, но чтобы они получили серьезную травму – тут уже тренеру нужно постараться. Так что в таких командах 16-18 человек – оптимальное количество.

– Сколько тренеров ведет каждую команду?

– В «Реале», да и во всех школах Испании, с каждой командой работает два тренера, а с 15 лет появляется еще и тренер по физподготовке. В школе «Реала» есть тренеры по физподготовке, которые занимаются восстановлением после травм. Их двое: один работает с ребятами на поле, чтобы они потихоньку входили в ритм, другой работает в тренажерном зале. Они же работают с командами, то есть команды распределены между ними.

– Есть отдельные тренировки по физподготовке?

– В «Атлетико де Мадрид» вторник вообще чисто нагрузочный день. Тренеры практически в процессе не участвуют, только смотрят. А тренеры по физподготовке гоняют ребят.

– Не слишком много внимания уделяется физике на ранних этапах обучения?

– Занимаются все равно с мячом. Здесь все идет через мяч. Для того, чтобы нагрузить футболиста, не обязательно заставлять его как угорелого носиться вокруг поля. В школе очень внимательно следят, чтобы тренеры давали как можно больше упражнений с мячом. Упражнений без мяча почти нет, а до 16-17 лет их нет вообще.

– Составляются ли планы развития отдельных игроков? Существуют ли индивидуальные тренировки?

– В этом году в «Реал-Мадрид» пришел один тренер – Нейбл, он какое-то время работал с Радомиром Античем в «Атлетико-Мадрид», он занимается чисто индивидуальными тренировками с ребятами. Выбираются 3-4 человека разного возраста, которым не хватает каких-то определенных навыков. Отстают в каких-то финтах, например, каких-то качествах, необходимых им как нападающим, защитникам или полузащитникам. Он с ними работает. Раньше такой индивидуальной работы не было.

– Много ли среди детских тренеров специалистов высшей категории?

– В Испании три ступени тренерского образования. Первая ступень – тебе разрешается тренировать футболистов до 18 лет, то есть в любой спортивной школе. Но такие команды, как «Реал-Мадрид» и «Барселона», в основном подбирают тренеров с категориями Pro. Сейчас в школе «Реала» есть тренеры, которые получили две категории, но со следующего года, думаю, с лицензиями Pro будут уже все. Плюс еще и тренеры по физподготовке, которые обязательно по пять лет отучились в университете до того, как получить лицензию на работу.

– Как строятся взаимоотношения академии и общеобразовательной школы?

– Все те, кто живет в резиденции, учатся в одной школе. Она находится за городом, их туда каждый день возят на автобусе. Есть здесь специальный человек – «тутор», который отвечает за них. Он при необходимости общается не с тренерами, а с руководством Академии. Успеваемость ребят контролируют.

– Могут наказать двоечника, не допустив на тренировку?

– В прошлом году у меня такой момент был. Правда, там пришли родители, которые сами об этом просили. Отстранили мальчика на три недели.

– Регламентирует ли школа отношения своих футболистов и агентов?

– Конечно, у многих, у большинства есть агенты. Агенты стараются взять футболиста как можно моложе, это понятно, такова жизнь. Интереснее взять троих, возможно, один окажется талантливым. Понятно, что для агента лучше оказаться рядом в 12-13 лет, здесь это происходит так же, как и во всем мире. С другой стороны, зачем он в раннем возрасте может понадобиться? Выбивать для футболиста деньги? А нужно ли ему в 15-16 лет иметь контракт и бешеные деньги получать? Здесь футболисты мадридского «Реала» первый контракт заключают в 16 лет. До этого никаких денег им не платят, в 16 они начинают получать зарплату – 160 евро в месяц. А, например, в «Спортинге» платить начинают только тогда, когда футболист попадает во вторую команду клуба.

– Привлекают ли к тренировкам ребят, которые пока не попали в академию, но за которыми, возможно, стоит последить?

– В прошлом году где-то перед зимними каникулами к нам привезли одного парня из Бургаса, одного с Канар, одно из Кордовы, одного из Гвадалахары… в общем 8-9 футболистов нам привезли на пробу. В течение недели они с нами тренировались, и в течение недели было две двусторонних игры.

– Являются ли инструментом селекции летние лагеря, которые проводит клуб?

– В прошлом году ко мне на предсезонку пришли два мальчика, которые только что были в лагере «Реал-Мадрида». И они сейчас уже второй год играют в «Реале». Лагеря для этого и проводятся.

– То есть, не с целью заработать на самих лагерях?

– Коммерческая составляющая, конечно, очень важна для любого клуба, тем более клуба элитного. И это правильно. Но вы посмотрите, сколько талантливых мальчишек приезжает в эти лагеря. Вот представьте, Канарские острова. В общем, не очень далеко – три часа лету. Но лишний раз туда человека не отправишь просто посмотреть, что вот там есть талантливый мальчик. Это можно сделать один-два раза. А тут сам мальчик приезжает и целый месяц тренируется в этом лагере.

– Все-таки не все могут себе это позволить…

– Это недешево (12 дней без проживания – 2000 тысячи евро, с проживанием – 4500). Но многие родители готовы платить. Лагеря всегда заполнены.

– Притом что у одного только «Реала» такой лагерь не один?

– В мадридском «Реале» раньше было три таких лагеря, сейчас два, но с тем же количеством детей. Со следующего года будет проводиться лагерь на базе сборной Испании. Есть очень хороший лагерь в Хихоне, он недорогой, но если в начале марта начинают принимать оплату, то к середине марта там мест уже нет.

– Сколько всего детей может принять лагерь «Реала»?

– 300-400 человек за смену. Знаю, что, например, в прошлом году в «Спортинге» побывало 800 детей за четыре смены.

– Организует ли «Реал» лагеря вне Испании?

– Зачем куда-то ехать, когда в Испании есть «Спортинг», «Реал-Мадрид», «Барселона», «Сарагоса», когда здесь есть такие сильные клубы. На базе клубов и проводятся лагеря. На базе «Реала-Мадрид», по договоренности – на базах других клубов. Вы представьте: большое количество мальчишек, при этом летом, когда очень жарко. В два, в четыре часа здесь тренироваться не будешь, сильно будут гореть ноги на синтетическом поле. Значит, нужно ребят распределить таким образом, чтобы все смогли заниматься. Есть договоренность с базой Икера Касильяса. Там хорошие поля, детишки живут в хорошем европейском университете по одному, по два человека в комнате. Я очень рад, что сейчас и у наших мальчишек есть возможность, конечно, у тех, чьи родители могут это оплатить, приехать, насладиться футболом и научиться многому.

– Лагеря интернациональные? Или испанцев значительно больше?

– Англичане, немцы, марокканцы, китайцы, корейцы, практически кто угодно.

– А рабочий язык в лагерях английский?

– Конечно, тренеры знают английский язык. Но что интересно – в наших лагерях все-таки стараются футболиста научить общаться на футбольном поле по-испански. Это еще одна из задач лагеря.

– Лагерями занимается непосредственно клуб?

– Раньше в «Реале» этим занимался «Фондасьон» – дочерний клуб. Сейчас подписали контракт, как и, например, «Валенсия», со сторонней компанией, которая всей организационной частью занимается. Я занимаюсь тем, что вместе с компанией Football Galaxy помогаю привезти детишек сюда из России. Встречаю, если нужно приезжаю в лагерь, всякое бывает – все-таки дети. Между лагерями и катаюсь.

– А кто проводит тренировки?

– В прошлом году четыре тренера, работавших в лагере, были непосредственно из школы «Реала». Они и сейчас работают. Могу сказать, что все специалисты, которые тренируют в детских лагерях, имеют категорию Pro.

– Отличаются ли нагрузки в летних лагерях от нагрузок в самой академии «Реала»?

– В лагере каждый день двухразовые тренировки. Первая утром – полтора часа, полноценная тяжелая тренировка. А вечером на полтора часа – игровые упражнения: это и футбол, и какие-то другие игры. В школе полтора часа ежедневной нагрузки – понедельник, вторник, среда, четверг. В пятницу выходной, а в субботу игра.

– Много ли футболистов приезжает в лагеря «Реала» из России?

– Первый год было хорошее количество – 50-60 человек. В прошлом примерно 20-30. В этом пока точно не знаю, сколько записалось народу. Могу, кстати, сказать, что в позапрошлом году в лагере, который проводился в Мадриде, очень понравился тренерам мальчик из России.