1 мин.

Олимпийская сборная Аргентины 2004 года: самая куражная команда моего детства

2006 год.

Начало нашего пути дворового футбола. Дворовой футбол – часть моей детской жизни и неформальный вид игры, в котором отсутствуют четко установленные правила, размеров поля и его покрытия, длительности матчей. Игра представляет собой нечто среднее между пляжным и мини футболом с той разницей, что проходит только под открытым небом на любой поверхности.

Что касается неформальных постулатов игры, список их весьма внушителен. Правда, применяется он с учетом корректировок каждого конкретного двора, я же расскажу о своей дворовой команде «Заводской» и наших правилах игры: 1. Штанги ворот обозначаются камнями, арматурой, деревьями. 2. «Виртуальная» перекладина регулируется ростом вратаря в прыжке, если при прыжке мяч летит выше рук вратаря, тогда гола нет – выше ворот. 3. Капитаны команд (обычно самые старшие во дворе) по очереди выбирают по одному человеку в свои команды. Очередность в основном определяется жребием или игрой в «камень-ножницы-бумага». 4. Спорные ситуации: был ли гол, нарушение, пенальти определяются мнением самых авторитетных членов команд или по наличию травмы пострадавшего. 5. Если мяч улетает далеко за пределы площадки – то обычно за ним бежит последний коснувшийся. Этого можно избежать, если мимо проходит человек, который может подать футбольный снаряд. 6. Игра может быть закончена, если из нее выходит владелец мяча из-за обиды на кого-то или по причины зова мамы на прием пищи. 7. Если матч проходит на проезжей части двора, то он может быть временно остановлен из-за движения транспортного средства. 8. Игра может закончиться, когда на поле уже не видно мяча и игроков из-за наступления сумерек. Также это возможно после победного гола при равном счете (например, после гола при ничье 9-9). 9. Проигравшая команда может выполнить пожелание победителей (как правило игры проходили на «Сало», кто знает, тот поймет). 10. Три подряд угловых – пенальти (устаревающее правило). Мы его слышали, но не использовали 11. Участник процесса с новым мячом или клубной футболкой вызывал временный кратковременный интерес у других. 12. Если составы поделены неровно, то у команды с меньшим количеством человек «вратарь-гоняла». 13. Голы ударом с носка (пыром) особо не приветствуются, считалось, что это «колхоз» 14. Матч может состояться без владельца мяча, если он его «скинет» пацанам. 15. Самого техничного игрока могут называть «крысой», в случае игнорирования других участников команды при их просьбе отдать пас. 16. Если мяч закатывался под автомобиль, то вероятна коллективная работа по его извлечению. 17. Матч может на время остановиться, если проходивший мимо взрослый человек (иногда пьяный), просит разок пробить по воротам. 18. Если мяч попал в лужу, то игра не будет возобновлена пока снаряд не будет условно высушен. 19. «Новенький» обычно заходит за проигрывающую команду.

В профессиональном и дворовом футболе, больше различий, чем совпадений, но мы, чувствовали себя частью чего-то большого и глобального, представляя, что именно так должен выглядеть футбольный успех. А ведь мы, были в чем-то правы. Учитывая 16 летний опыт просмотра футбола, я могу сказать одно, что лишь единственная команда в истории и единственный игрок, были похожи на нас, тех самых дворовых мальчишек, которые играли в эмоциональный, искрометный и «обезбашенный» футбол – это сборная Аргентины 2004 года на Олимпийских играх в Афинах и ее лидер - 20 летний Карлос Тевес.

На том Олимпийском турнире, блистало много ярких звезд, таких как: Пирло, Гьян, Кэхил, Де Росси, Криштиану Роналду и многие другие. Вместе с тем, та Аргентина, игравшая в «дворовой» футбол, прошла в артистичном стиле катком по всем своим соперника, отыграла 6 матчей, выиграв все, забив при этом рекордные 17 голов, не пропустив не одного. Вспоминая ту «дворовую» команду, я могу сказать лишь одну фразу – «Звездная молодежь, три дядьки и сумасшедший тренер». Говоря о сумасшедшем тренере, конечно речь заходит о Марсело Бьелсе, который в ходе подготовки к тому турниру, изменил методы тренировок на фоне 2004 года, о которых можно писать часами, но я остановлюсь лишь на некоторых.

Так, к примеру, на тренировках Бьелса обращался ко всем футболистам на «Вы» – даже к молодым, которых вызвал впервые. Особо выделялся перфекционизм Бьелсы, который за 2 недели до начала турнира не покидал свое ранчо. Он вооружился набором ручек, блокнотов и смотрел видеокасеты игр соперников, разбирая их игру до мелочей. Так, каждый матч он делил на 5-минутные сегменты, отмечал, какая команда контролировала каждую 5-минутку, у какой было больше моментов, какая больше владела мячом. В отдельном блокноте он помечал интересные комбинации. Все завершалось оценкой каждой команде за 5-минутку по 10-балльной шкале. Аналогичную работоспособность Бьелса поддерживал и дальше.В ходе того турнира, Марсело вышел на пробежку по базе в два часа ночи. Он был в наушниках и слушал футбольные тактические лекции, поэтому не слышал, что ему кричали охранники. Обнаружив, что на него навели пистолеты, шокированный Марсело крикнул: «Не стреляйте, я Бьелса».

Кроме того, на одну из утренних тренировок перед турниром, игроки вышли на поле, но не видели, а лишь слышали Бьелсу, что повергнуло их в шок. Позже, они увидели 49 летнего тренера на самой верхушке самого высокого дерева, который залез туда чтобы лучше видеть перемещение игроков и формацию команды. После этого, было безумие с выбором формации и тактики. В конце тренировки он слез с дерева, собрал игроков и раздал им бумагу и ручки. Он попросил каждого выбрать между тройкой защитников и четверкой. «Четверка, четверка, четверка, – зачитывал Бьелса. – Да, желание играть с четверкой очевидно. Но отныне мы будем играть с тройкой защитников. Увидимся завтра».

Позже Бьелса объяснял логику. Дело было в схеме соперников: «Если соперник играет с двумя нападающими, зачем мне защищаться с четверкой защитников? Достаточно трех. В противном случае мне будет не хватать футболиста, которого я поставлю четвертым защитником, в какой-то другой части поля». Определившись со схемой с 3 защитниками, он все время убеждал игроков о лозунге команды на том турнире «Отбирать мяч настолько высоко, насколько это возможно. Это означает, что в процесс отбора вовлечены все игроки, начиная с нападающих». Основополагающим аспектом, конечно же, был прессинг. Его слаженность была невиданной. Пожалуй, на уровне сборных даже сейчас никто не достиг этой планки. Именно из-за желания всегда прессинговать, Бьелса так часто говорил про единую команду. По мнению Марсело, ничто не подчеркивает коллективность игры лучше, чем совместное давление. «Прессинг для меня вообще синоним футбола», признался однажды Аргентинец. Он говорил: «Оборонительная работа моей команды резюмируется одной фразой: «Мы все должны бегать». Процесс отбора мяча подчиняется 5-6 основным правилам – соблюдаешь их и все прекрасно. Атака сложнее. Количество вариантов безгранично и неопределено. Поэтому обороняться всегда проще, чем атаковать».

Подозреваю, что соперники ненавидели матчи против Аргентины 2004 года, потому что та команда, подвергала их невероятному давлению. В той Аргентине всегда в активном давлении участвовало минимум три игрока. А после отбора всегда было разнообразное движение и желание создать вариант для человека с мячом. Бьелса был одним из немногих, кто не только изучил эту систему, но и реализовал ее. И таких нюансов, и новелл было в нем много. В целом, анализируя высказывания игроков, в том числе, одного из главных любимцев Бьелсы той сборной – Роберто Айалы, можно сделать вывод о том, что Бьелса такой, немножко сумасшедший, но очень образованный, интеллигентный, с ним можно говорить обо всем, не только о футболе. Личность. Но держал с игроками той сборной дистанцию, у него было на этот счет свое мнение: у тренера с игроками не должно быть приятельских отношений. Однако, был очень внимателен ко всем.

На том турнире, Бьелса был человеком, который открыл миру своего адепта, в лице великолепного 20 летнего мальчишки со шрамом на шее – Карлоса Тевеса, олицетворявшим в себе идеальную, взрывную, атакующую, обороняющуюся, техничную и детско-эмоциональную, празднующую танцем голы, голевую машину, которая забила в 6 матчах 8 голов и стала лучшим бомбардиров в истории футбольных Олимпийских игр. На групповой стадии команда Марсело Бьелсы с тремя победами проскочила квартет с Австралией, Тунисом и Сербией и Черногорией. В четвертьфинале они легко расправились с Коста-Рикой (4:0, хет-трик Тевеса), а в полуфинале на удивление легко разобрались с итальянцами (3:0), за которых выступали такие люди, как Де Росси, Пирло и Джилардино. В финале приключилось южноамериканское дерби с Парагваем. Тевес оперативно вывел Аргентину вперед, а шансов отыграться парагвайцы лишили себя сами, заработав два удаления. Таким образом, аргентинский вратарь Херман Лукс установил достижение, которое невозможно побить (можно только повторить), не пропустив ни одного гола за весь финальный турнир. Карлос Тевес на том турнире – это игрок, который олицетворял наше детское понимание футбола: быстрота, цепкость, мощь, трудолюбие, кураж, забава. Это то, что символизировало его и всю ту команду с дворовым футболом и нашими детскими воспоминаниям.

Памятуя о той команде, я впадаю в ностальгию и чувство о том, что дворовой и эксцентричный футбол – это фундамент для побед и самая настоящая формула спортивного успеха, поскольку простота и кураж, делают тебя действительно счастливым.. как было с нами 16-12 лет назад!