7 мин.

Александр Тройнин: «Металлург» стал для меня родной командой

Бывший полузащитник липецкого «Металлурга» поведал корреспонденту «Липецкой спортивной газеты» Евгению Скворцову интересные подробности из жизни незабываемой команды конца 90-х, собиравшей полные трибуны липецкого стадиона.

                                                                          Ставка на атаку

— Александр, вы дебютировали в составе волгоградского «Ротора» ещё в советском чемпионате, а продолжили выступление уже в российской высшей лиге. Чем запомнился «переходный» период?

— Уровень российской высшей лиги был на порядок ниже — на тот момент это можно было сравнить с первой лигой чемпионата СССР. В 1991 году вместе с «Ротором» я стал победителем первой лиги. На протяжении всего чемпионата мы уверенно лидировали, обыгрывали соперников и заняли первое место. Состав у нас был что надо: Ледяхов, Геращенко, Калитвинцев, Клеймёнов — очень приличные футболисты.

— Сезон-1996 вы начинали в составе нижегородского «Локомотива», но затем перебрались в липецкий «Металлург», выступавший на два уровня ниже.

— Всё просто — подписал с «Локомотивом» контракт, был игроком основного состава, но из-за повреждения мениска пришлось сделать операцию, после которой восстанавливался полгода. Тогда футболистов с подобными проблемами старались любыми способами освободить из команды. Когда мне позвонил Юрий Николаевич Шишлов, я быстро согласился, ведь он меня приглашал и раньше, в камышинский «Текстильщик». А тут — «Металлург», в котором собралось много моих знакомых по «Ротору» и «Текстильщику».

Ещё одна важная сторона вопроса — финансовые условия. В то время такой пропасти в плане зарплат между лигами, как сейчас, не было. В Липецке нам предложили условия, практически не уступавшие тем, что были в наших прежних клубах.

— Выйдя на поле вместе со Стоговым, Меньщиковым и Жидковым, сразу почувствовали ответственность, ведь средняя линия «красно-чёрных» в то время и определяла результат?

— В команду пришёл в середине сезона, когда «Металлург» уже уверенно занимал первое место. Особого груза ответственности на себе не ощутил, так как мы легко и непринуждённо обыгрывали почти всех соперников. Всё пролетело как на одном дыхании…

— В «Металлурге» вы провели три сезона и забили восемь голов. С учётом феноменальной результативности Полстянова, Ляхова, Елисеева, Меньщикова и Стогова в команде вам отводилась роль созидателя атак?

— Мы играли в очень агрессивный футбол, постоянно оказывали давление на соперника, а потому в обороне работы было не так много. Ставка делалась на атакующие действия, поэтому созидали много и дружно, вынуждая противника обороняться. Бомбардиры в команде были, поэтому от меня не требовалось высокой результативности.

— Какой из голов запомнился больше всего?

— Сложно вспомнить конкретные матчи, но отмечу определённую закономерность: во-первых, я забивал практически всегда первые или единственные мячи в матчах, а во-вторых, если мне не изменяет память, ни в одной игре, где я отличался, мы не проиграли.

— Как охарактеризуете каждый из трёх сезонов в Липецке?

— Вне зависимости от того, какое место команда занимала, «Металлург» был сильной командой. Так было и в 1996-м, и в 1997-м, несмотря на то, что «Уралан» обошёл нас из-за более солидных финансовых возможностей и выиграл спор за первое место благодаря околофутбольным моментам. И первый круг 1998 года, пока команда была укомплектована и игроки не начали разъезжаться из-за финансовых проблем, тоже был очень достойным.

— Против кого из соперников приходилось наиболее сложно?

— Тяжело было играть с сибирскими командами, которые предпочитали силовой футбол комбинационному. Они много бегали, бились, толкались, разрушали… А вот тех, кто любил повозиться с мячом, мы обыгрывали достаточно легко. Команда у нас была обученной — и в техническом, и в тактическом плане. Когда же нам перекрывали зоны и навязывали борьбу на каждом участке поля, становилось сложно. В таком стиле обычно действовали «Заря», «Иртыш», «Урал»…

— Несмотря на яркое выступление, «Металлург», по сути, решил поставленную задачу лишь в 1996 году, завоевав путёвку в первую лигу. Обозначенную в середине сезона-97 и перед началом чемпионата-98 задачу выхода в высшую лигу команда решить не смогла. Почему?

— Причины — только финансовые. И в 1997-м, и в 1998-м мы с первых туров поднимались на верх турнирной таблицы, долгое время лидировали, но проблемы экономического характера не позволяли довести дело до логического завершения и выйти в высшую лигу. Финансирование было стабильным вплоть до середины 1997 года. Но с этого момента зарплату нам почти не платили, а премиальные — лишь эпизодически, раз в два-три месяца. В тот период мы фактически играли бесплатно — за честь команды и города.

                                                             Заводила Стогов и капитан Меньщиков

— У вас был дядька-наставник на поле?

— Дядька был скорее в «Роторе», чем в «Металлурге». В Липецке мы все играли в достаточно зрелом возрасте 24-28 лет, поэтому команда была ровной — без дядек и тётек(улыбается). Все на дружеской ноге. Даже тренеры тогда приглашали по пять-шесть футболистов, чтобы посовещаться по различным вопросам. Сейчас такого нет. Кстати, в то время в некоторых командах путём голосования игроки даже выбирали главных тренеров!

Чтобы быть лидером на поле, нужно было обладать соответствующими качествами и чертами характера. У Меньщикова всё это было, поэтому Игорь и выводил команду на поле с капитанской повязкой.

— Игроки «Металлурга» в то время были нарасхват. Часто ли приходилось раздавать автографы?

— В общем, да. Меньше пятнадцати тысяч зрителей на стадион тогда, по-моему, не приходило, а нам после матча было сложно пробиться через людскую толпу, чтобы сесть в автобус. Пятнадцать-двадцать метров живого коридора — почти как в ведущих европейских командах!

— При этом забавные случаи происходили?

— У меня такого не было. Девочки на груди расписаться не просили (смеётся). Да, фотографировались, да, расписывались на программках к матчу, но чего-то необычного не припомню.

— Самые преданные фанаты ездили за «Металлургом» даже в Сибирь. Помните их поддержку?

— Конечно, помню! Болельщики добирались до Иркутска, Екатеринбурга, других далёких городов. Люди ради нас ехали на поезде около недели — такое не забывается. Некоторых ребят оставляли ночевать в наших номерах на полу, давали им денег на обратный проезд, кого-то даже забирали в самолёт, если это был чартерный рейс...

— Липецкая команда редко уходила с поля без забитого мяча, а в среднем за матч «отгружала» в ворота соперников по три гола. Не заключали пари, кто больше забьёт?

— Это было бы не совсем этично с нашей стороны. Мы профессионально относились к каждой игре и к каждому сопернику, поэтому всегда выходили, чтобы победить и выложиться на сто процентов. А уж сколько забьём, не загадывали.

— Как вас называли партнёры по команде?

— Ребята заменяли в моей фамилии последнюю букву на «к». В общении так и было: я — Тройник, Меньщиков — Меня, Стогов — Стог, Жидков — Жидок (улыбается).

Главным весельчаком и душой компании был Олег Стогов. Положительный, позитивный настрой до, во время и после тренировки задавал именно он. Пошутить любили многие, но с ним сравниться не мог никто.

Помню, в 1991 году, когда «Ротор» выходил в высшую лигу, тренер Леонид Колтун говорил: «Если я приехал на тренировку и вижу, что Стогов молчит, значит у него что-то произошло». Олег был заводилой и на футбольном поле, и за его пределами, при этом обладал потрясающим чувством юмора.

— Многие из того состава признаются, что годы, проведённые в Липецке, — лучшие в их карьере. Вы считаете так же?

— В общем, да. Мы никогда не ставили личные успехи выше командных — наоборот, все работали на общий результат, на поддержание хорошей атмосферы внутри коллектива. Это очень важно! Оттого и жили дружно, и дело спорилось. «Металлург», наряду с «Ротором», для меня родная команда, которая оставила большой след в моём сердце!

— Расскажите о своей карьере после «Металлурга».

— Отыграл три сезона в «Тюмени» и в тридцать лет закончил с футболом. Не было стимула продолжать.

Занял пост вице-президента «Текстильщика», а потом мы в Волгограде организовали мини-футбольную команду «Олимп», которая отыграла один сезон в высшей лиге. В 2008 году ушёл в строительный бизнес, им и продолжаю заниматься до сих пор. В спорте я сейчас — простой болельщик.

— За выступлениями липецкой команды продолжаете следить?

— Обязательно! И за «Металлургом», и за «Ротором».

— С кем из «сталеваров» поддерживаете отношения?

— Дружим с Меньщиковым, в хороших отношениях с Валерой Жабко и Олегом Стоговым. Периодически созваниваемся, встречаемся, общаемся.

— Несколько слов для липецких болельщиков.

— Хочу передать им огромный привет и пожелать, чтобы в Липецке вновь появилась команда высокого уровня, за которую липчане смогли бы болеть всей душой и под завязку заполнять трибуны стадиона! Знаю, что сейчас люди в вашем городе практически не ходят на футбол, поэтому пусть «Металлург» не зацикливается на результате, а поиграет для болельщиков в атакующий, красивый футбол и тем самым привлечёт как можно больше земляков на трибуны. В Липецке очень доброжелательные, любящие и понимающие футбол болельщики, и об этом не стоит забывать.

— Ваш вариант символической сборной «Металлурга»?

— Мананников — Касторный, Ловре, Лобанёв, Жабко — Стогов, Меньщиков, Жидков, Тройнин, Мартюк — Полстянов.

Кстати, если бы в Липецке в следующем году организовали матч в честь двадцатилетнего юбилея того самого «Металлурга», мы бы все с удовольствием приехали и сыграли на липецком стадионе ещё раз!