16 мин.

Бороться за свою страну

MANN декабрь 2014

Хьетиль Янсруд (29)

Родился 28 августа 1985г. в Ставангере

Вырос в Винстре

Живет: Осло, площадь Александра Хьелланна

Гражданский статус: живет вместе с подругой Ниной Каролиной Арресен

Спортивные достижения: начал заниматься горнолыжным спортом в Винстре, в возрасте 6 лет.

Золото ОИ в супер-G в Сочи (Россия, 2014)

Серебро ОИ в гигантском слаломе в Ванкувере (Канада,2010)

Бронза ОИ в скоростном спуске в Сочи (Россия, 2014)

Три победы на Кубке Мира (в этом сезоне уже добавилось два золота на КМ - прим. переводчика), все в Квитфьелле: супер-G (2012), скоростной спуск (2014) и супер-G (2014)

Сейчас: сильнейшая надежда Норвегии в горных лыжах в сезоне 2014-2015

Другое: болеет за «Ливерпуль», увлекается греблей, книжный червь, слушает рок и металл, играет в «World of Warcraft», мучается со сном, ждет, когда угостят в баре

 

 

 

 

1

 

 

Олимпийские игры в Сочи, 16 февраля 2014 г., соревнования по супер-G. Стартовый номер 21 втыкает палки на 40 см перед стартовой линией. Длина трека от стартовой планки до финишной черты – 2096 м, и человек, готовящийся к старту, через минуту и восемь секунд выйдет на него. Пульс под 150. Часы ведут обратный отсчет: «10! 9! 8! 7!». Всего несколько минут назад сильнейший претендент на золото Аксель Лунд Свиндал занял прискорбное четвертое место. Сейчас на старте парень, вернувшейся к топ-форме после лечения грыжи межпозвоночного диска и операции на крестообразной связке, съевший на завтрак два хрустящих хлебца с макрелью в томатном соусе. Он спасет Норвегию 5 секунд спустя. Он думает: «Я – быстрый!»

Бип. Бип. Бип. Бииип!

 

Октябрь 2014 г. Мы находимся в угловой квартире на одиннадцатом, верхнем этаже жилищного комплекса в Вальдемар-парк на площади Александра Хьелланна в Осло. Хьетиль Янсруд сидит на кухне, обставленной итальянской мебелью от Varenna,  ест на десерт пирожные с чили и шоколадом из кондитерской Pascal после поглощения вполне заслуженного суши-ланча из рыбы, браконьерски пойманной на удочку.

Он обозревает город через огромное окно, любуется феноменальной панорамой Осло, прислушивается к доносящимся из Высшей Школы Искусств умиротворяющим звукам и…Стоп! Тормоз!

Это не репортаж о модном интерьере, а Хьетиль Янсруд – не женоподобный красавчик. Он еще не принял душ после дневной тренировки, одет в джинсы и футболку, в которых прогуливал собачку прямо перед домом. В горке в гостиной мы видим пару бутылок виски, между которыми стоит королевский бокал, полученный за победу в гигантском слаломе на Чемпионате Норвегии в 2011 г.

Хьетиль Янсруд мгновенно расправляет плечи. Это то, что ему нужно. Аксель Лунд Свиндаль выбыл на целый сезон, и теперь Хьетиль становится надеждой горнолыжников.

- На меня многое давит сейчас: или я останусь в тени и безвестности, или встречу трудности с прямой спиной и в боксерских перчатках. И я выбираю последнее!

38 гонок на Кубке Мира будет у Янсруда в этом сезоне, включая Чемпионат Мира по горным лыжам в Вэйле (США). Целых 280 дней в этом году он проведет без своей подруги Нины и собачки Пикселя (три месяца назад пара завела любимца с серо-голубыми глазами). Поэтому сейчас, когда он дома, он впадает в состояние спячки, наиболее для него удобное. Но как только сезон приблизится, с ударами часового механизма он проснется. Думаю, память о долге в нем всегда сильна.

Тема детей ему не близка. Хьетиль не может с чистой совестью желать детей, когда большую часть года он проводит в разъездах. Он говорит, что подождет еще пять-шесть лет перед этим шагом.

 

Хьетиль лежал и ворочался в постели всю ночь. У него всегда были проблемы со сном, и вот сейчас он проснулся. У него уже есть медаль за скоростной спуск. Но в супер-G норвежцы должны быть сильнее. Хьетиль верил в это. Он знал, что сегодня все будет хорошо. Он подошел к соревнованиям в хорошей форме. Он верил, что сделал все, что мог, о чем думал четыре года. Осмотр трассы успокоил его. Хьетиль немного злился на себя за то, что потратил время, целых 45 минут после того, как им подали обед перед гонкой. Он сидел и играл с Акселем и парой других гонщиков в «Идиота». Хьетиль узнал недавно, что спортсмены так снимают стресс. Они болтали обо всем, что приходило в голову. Другие парни тоже собрались в уютном уголке. У него еще оставалось время, когда он подошел к стартовой площадке. Ему нравилось здесь. Хьетиль посмотрел на старты первых спортсменов, чтобы оценить ситуацию. Все проходили дистанцию одинаково. Он должен изменить тактику. Теперь подошла очередь стартового номера 13. Это Боде Миллер. Он щегольски заскользил вниз по склону. «Черт, черт, черт, это безумно хорошо. Он будет победителем»,- думал Хьетиль. Он чувствовал, что утратил веру в себя.

 Ни один настоящий горнолыжник, в том числе и мастер скоростного спуска Стина Раусштайн, не отказывался от склонов Рандаберга и Ярена. Вот поэтому Ян и Ингер Янсруд переехали в Винстру в Гудбраннсдален, когда Хьетилю было три года. В родной город он больше не вернулся. Когда ему было шесть, он съезжал вместе с отцом с маленького холма позади дома. У него уже были горные лыжи.

Папа Ян абсолютно ничего не понимал в горных лыжах. Но он хотел сам заниматься с сыном. Поэтому он пошел на тренерские курсы A-B-C-D уровня в горнолыжный клуб Пер Гюнт. Хьетиль считает, что это никакой пользы ему и матери не принесло.

- Отец не имел никакого представления о горных лыжах, но часто свое свободное время проводил со мной. Лучше бы он проводил его дома. Мы часто ссорились, и это не было игрой. Мы не соглашались друг с другом, и однажды он бросил меня без помощи на вершине Голобаккен. Поверь мне, мой отец никакой не педагог. И в будущем, я надеюсь, я не буду так поступать с собственными детьми.

Бесчисленные часы, проведенные в детстве на лыжах, заложили основу сверхъестественной чувствительности Хьетиля к лыжному спорту. Его отец был уверен, что самостоятельно Хьетиль не сможет проявить свои лучшие качества. Он никогда не сокращал время тренировок, как бы досадно ему не было.

- Отец был со мной на склоне каждый день, от пяти до десяти вечера. Я никогда не чувствовал, что мне уделяется меньше внимания, чем другим детям. Я, действительно, никогда не испытывал ревности к моим брату и сестрам. Я верил, что мама и папа знают, кого наградить. Огромная сумма из семейного бюджета уходила на то, чтобы сгладить разницу. И если мне покупали горные лыжи, то это не значило, что мой младший брат Мортен оставался без футбольных бутс.

Он порвал крестообразную связку в Шладминге, в феврале 2013 г,  на первой тренировке на Чемпионате Мира, и сезон для парня из Винстры был безвозвратно загублен.

Папа Ян думал, что карьера горнолыжника для Хьетиля закончена. Хьетиль также много лет страдал от грыжи межпозвонкового диска. Однако этот сезон начался хорошо. «Боже мой, неужели с ним действительно это случилось?» - думал про себя папа Ян. Хьетиль был настолько разочарован, что был не в силах разговаривать с прессой. Он смог только отправить спонтанное смс-сообщение с больничной койки: «Дорога к Сочи началась  сейчас».

- Ты отцу не жаловался, ведь так?

- Это колоссально скверная травма – разрыв крестообразной связки, но я чувствовал, что еще есть время, и врачи сказали, что могут все исправить. Но самое главное – было время. Важным для меня было и то, что все люди вокруг меня делали все возможное, чтобы я был в хорошей форме и чувствовал себя хорошо, многим пожертвовали ради этого. Весь коллектив был очень огорчен. Мне кажется, это самое страшное – разочаровать людей.

Это было очень трудное время. Все были раздосадованы из-за меня. И мне казалось, что это очень тяжело. Я не нуждался в том, чтобы опереться на чье-то плечо, но я чувствовал, что я должен сердиться на себя, так же, как и другие.

- Ты когда-нибудь думал о завершении карьеры?

- Нет, никогда. Но я знаю, что другие об этом думали.

- Твой отец?

- Да, я слышал об этом много раз.

- Когда ты повредил спину?

- Да, в 2006 г. я получил травму и не мог тренироваться два года. Теперь это хроническая проблема, и точно не станет лучше. Плохо, что в подростковом возрасте я повредил ребра с левой стороны. Я весь рассыпался на куски. Но врачи говорили мне: «Ты должен это сделать, Хьетиль, или ты будешь ездить в инвалидном кресле всю жизнь». Так что я захотел сделать это,- сказал Янсруд и усмехнулся в бороду.

- Я действительно иногда получаю как бы кем-то подаренную возможность пройти все ворота на трассе с максимально хорошим временем, от стартовой планки до самого конца. Это мой вклад в историю Кубка Мира. Но делать это только ради украшенных последних ворот? Это нелепо. Меня это не колышет. Я могу стать быстрейшим спринтером. Существует целая концепция: «Кто самый быстрый на лыжах, тот покоряет все склоны, и для того украшают ворота». Это абсурд.

2

Мы начинаем говорить о музыке.

Готовясь к сегодняшнему дню, мы узнали, что Хьетиль любит рок и играет на гитаре, когда  него есть возможность. Он любит Bigbang, Iron Maiden, AC/DC и Black Sabbath.

- Ты спортсмен топ-уровня, но у тебя хороший музыкальный вкус. Как ты относишься к тому, что все вокруг говорят : «Ах, я слушаю все, что угодно», а сами слушают всякое дерьмо?

- Хе-хе, не могу сказать, что слушаю все подряд. Это не так.  Я многое слушаю, могу долго слушать black metal, который я люблю, но мне также нравится электроника и даже кое-что из поп-музыки. Точно так я много слушаю Opeth и Foo Fighters.

Фронтмен Foo Fighters Дэйв Гроль, фотография которого была на обложке ноябрьского номера MANN, знаком Хьетилю, который считает его «самым красивым парнем рока», а сам Гроль считает Хьетиля самым приятным и любезным из горнолыжников.

Красноречивый и симпатичный, начитанный и забавный, Хьетиль хорош во всем. Когда он побеждает, соперники радуются за него.

- Мне нравится само движение, люблю драйв. Возможно, я слишком хорош для того, чтобы мне стремились нанести вред и увлечь в грязь. Я верю в это. Но могу сказать и другое.

Сейчас я становлюсь все большим эгоистом. Возможно, ты редко об этом слышишь, но я считаю, что это природное качество нужно развивать. И чем большим эгоистом ты станешь, тем лучше. Часто бывает, что рядом с тобой нет твоих близких. К тебе может быть такое специфическое отношение, которое перерастет в хамство.

Когда ты знаешь, что разница между первым и вторым местом зависит от того, находишься ты дома и собираешься лечь в постель, или отправляешься тусить со всеми подряд, то я выбираю дом. У меня было много скверных поступков, и это продолжалось долго. Ничего хорошего в этом нет. Совесть стучалась в мою дверь не раз, но я верил, что большинство людей испытывает удовольствие от общения со мной.

Теперь не так. Подруга, семья, друзья, все мои близкие понимают, насколько многим я должен пожертвовать. Это очень тяжело - жить так, как я живу, и я должен немного передохнуть, когда оказываюсь дома. Я исключаю себя из общества.

В течение полугода я живу в гостиничных номерах, среди множества людей. Я тренируюсь, оттачиваю технику среди толпы народа, нужно же когда-то уединиться, иметь частную жизнь. Я знаю, что я должен больше внимания уделять Нине, когда попадаю домой, но я не могу этого сделать.

Летом пара превратила небольшую площадку в солнечную террасу площадью 60 кв.м. Хьетиль собственноручно заливал бетон и сражался со столом. Он весит 250 кг и вся сборная по горным лыжам поздравляла Хьетиля с личным рекордом, когда тот подвинул стол на 2 метра. Он и другими вещами занимается. Например, любит ходить по магазинам и широко тратить деньги в соответствии с собственным представлением об экономии и щедростью спонсоров. Хьетиль заключил договоры с TINE, Gudbrandsdal Energi и Viking Footwear.

- Отлично, что у меня есть представление о том, какую специальность я хочу получить. Мой брат и сестры учатся в NTNU, куда и я поступал после средней школы. Но я не доучился из-за своей спортивной карьеры. Я собирался стать архитектором. Когда меня сейчас спрашивают, чем я собираюсь заниматься после окончания выступлений, я говорю, что будет просто здорово поучиться 5 лет, и именно на этом я и сфокусируюсь.

- Может быть, ты хотел бы заняться чем-то другим?

- Нет. Но это не значит, что меня не пригласят заняться чем-то другим.

 

Хьетиль начал спуск также быстро, как прошел его Боде Миллер. «Ты хорошо прошел первые четверо ворот, теперь добавь газу внизу»,- призывал Аксель по уоки-токи. Хьетиль вошел в следующий поворот, перенес вес на левую ногу, затем на правую. Так он потерял баланс и сорвался. Не было контакта с внешней кромкой лыж. Не верилось, что он может быть первым в гонке. Он поспешил со стартом, получил штраф за третьи ворота. Но он был неутомим. Немного промахнулся мимо линии ворот и оказался за финишной линией. Он чувствовал, что это золотой результат. Только сейчас он начал понимать огромное значение того, что произошло. «Я снова это сделал! Снова! Поймал скорость!»

 

- Это же ужасно тоскливо - так много времени проводить вне дома. На что ты тратишь часы, проведенные в разъездах?

- Я обожаю читать. Я прочитал всего Тома Клэнси. Я люблю читать и перечитывать фантастику и еще биографии. Порнуха для домохозяек? Нет, не для меня. Я не читал «Пятьдесят оттенков серого», ну, ты понимаешь, о чем я… Я много читаю английских книг и немецких тоже. В них много идиом и грамматических конструкций, а мы нуждаемся в этом, поскольку времени проводим в тех странах, где говорят по-английски и по-немецки.

И мы просто невероятно развлекаемся, все вместе. Мы, конечно, немного балуемся и перегибаем палку, все мы. Каждый день происходит что-то, от чего можно лопнуть от смеха. Если ты будешь снаружи, когда мы шутим, то подумаешь что в комнате толпа народа.

3

- Ты встречаешься с друзьями, когда ты дома, в Норвегии?

- Возможно, я выражусь как хипстер, ведь сейчас домашнее пиво, причем, «живое», очень популярно, но я очень люблю посидеть один и попить хорошего пива. Я так всегда делаю. А еще можно посидеть с друзьями и пропустить пару пива вместе, это вообще что-то волшебное. Но это – верхняя граница для меня. Иначе я не был бы горнолыжником. Но я думаю, что когда-нибудь я вообще завяжу с алкоголем.

- Мы слышали, тебе нравится, когда в праздник щедрые приятели немного угостят тебя в баре?

- Я не из тех парней, которые торчат на Солли-плясс и скупают шампанское и элитное спиртное бутылками, если ты этого опасаешься. Но в праздник, да, спасибо!

Горнолыжный спорт – очень серьезный и суровый, но мы не хотим ничего иного. Не хочется мне лицемерить. Мы трудимся ради того, чтобы быть лучше других. Но сегодня в половине четвертого утра я пошел и поиграл в боулинг пустыми бутылками перед дверью кебабной, вместе со своими друзьями из сборной, только имен называть не буду, ладно? Это было примерно так: «Да вы что, сегодня же выходной, да вы что, парни?» Это не как мать объясняет ласково ребенку, как лучше сделать, гораздо чаще знания приходят извне и тогда пронзают тебя насквозь.

Иногда я решаю просто посидеть где-то и выпить, при этом прикидываю свои планы. В таких случаях я многое вспоминаю и изумляюсь своей внимательности к деталям. Так, например, я помню случай, когда Томми Ингебритсен пришел на тренировку в Граносен, оставил на склоне свои лыжи и костюм,  ушел и долго швырялся в шатре. Или я помню свое первое прибытие в порт Осло во всех деталях. Такая наблюдательность должна быть у всех спортсменов топ-уровня.

- Но что же делать, чтобы при такой жизни не свихнуться?

- Мы, горнолыжники, имеем свои возможности, чтобы хорошо провести время. Хочу рассказать о сюрреалистическом, просто фантастическом ощущении, которое испытал, когда попал на ланч в стрип-клуб «French Maid» в Калгари. Просто так, сидел, ел бургер и бифштекс, когда девочки танцевали на сцене.  Возможно, это не такая уж очаровательная история, как я глазел на женщин и стриптиз, но мне нравится сама концепция. Есть. Смотреть. Платить. Оттянуться перед следующим этапом. Когда 250 дней в году вокруг тебя одни мужчины, постоянные стрессы, тогда «French Maid» - хорошая альтернатива, хе-хе!

 

Снова толчок, с наклоном к трассе. Он несется к воротам, теперь уже по прямой. Сейчас он идет другим путем, его броски стали короче. Теперь он попадает в точку, как надо. Его скорость была такой, что внизу он никак не мог затормозить. После всех мелких ошибок он вдруг стал бесшабашно дерзким. Хьетиль попал точно так, как он планировал, с точностью до одного сантиметра, именно там, где по его представлениям, он должен быть в конце последней попытки. Так он пересек финишную черту. «Черт! Классическое четвертое место!»

 Да, это был первый раз, когда я потерял контроль. Я не почувствовал, что это победная гонка. Я не видел своего имени на табло с результатами. Где я? Где я?

Это что-то невероятное, так долго думать о своем результате после гонки. И вдруг я увидел зеленую строчку – Jansrud, Kjetil – NOR в самом верху списка, на 0,53 меньше, чем у Боде Миллера.

- Чудесно?

- Это было самое лучшее чувство, какое я когда-либо испытывал. Необыкновенно сильное чувство. Такой восторг я испытал первый раз в своей карьере. Я полностью потерял контроль над собой. Я не мог сдержать свою радость. Я орал целых 10 секунд. Это было низко. Так, как я не мог и не должен был себя вести.

Следующие полчаса были драматическими. Хьетиль стоял на круге и ухмылялся, не показывая беспокойства, когда Ян Худек и Эндрю Вайбрехт мчались вниз с лучшим промежуточным временем.

- Кости были как желе. Я улыбался, но внутри было хреново. Вайбрехт опередил меня на последнем промежуточном отрезке, я думал «ну почему так получается, он сейчас меня сделает?»

Но американцу не повезло. Мгновением позже счастливый и пьяный от победы Хьетиль и его гордые и радостные папа и мама появились в прямом эфире норвежского телевидения. Хьетиль очнется днем позже, опьянение победы уйдет.

- Я должен признаться, что на следующее утро я взглянул на медаль и очнулся. «Вот это да, это действительно было!» Но восторг уже пропал, и началась разрядка. Два дня спустя был гигантский слалом. Как ни скучно это слышать, но новая гонка, новый фокус, новые возможности. Возвращение к будням.

- Ты стал богат после победы на Олимпиаде?

- Стал богаче. Но жирный кусок еще не подцепил. Напротив, спонсорская помощь совсем невелика. Олимпийское золото стоит дорого. Горные лыжи - тот вид спорта, где зарплата плохая, если ты в ОЗ номер пять.  В девятнадцать лет я вообще ничего не зарабатывал. Когда ты входишь в число 30 лучших в мире, то зарабатываешь 60-70 тысяч крон в год. Чтобы заработать на жизнь, нужно входить в десятку лучших. Конечно, если ты такая суперзвезда как Аксель, то для тебя нет границ в том, сколько ты можешь заработать. Это все, конечно, парадоксы, но, однако, когда ты действительно будешь хорош, то будешь и достаточно богат, и сможешь купить все, что хочешь, все, что тебе нужно, и не сможешь остановиться. Как это получается? Так произошло и со мной. Был случай, когда я собирался вернуть купленную вещь. И почувствовал недовольство: «Ты будешь в «Lindmo», тебе нужна новая одежда».

 В половине первого ночи, спустя 12 часов после олимпийской победы, Хьетиль Янсруд вошел в Макдональдс и заказал множество фаст-фуда. Он еще не ел после победы. Олимпийский чемпион впился в БигМак и отправился на подъемнике обратно на квартиру, усмехаясь в пропасть.